В последнее время все чаще заходит речь о том, что на российский рынок недвижимости необходимо допустить китайские строительные компании. Бытует мнение, что китайцы построят много дешевого жилья. Мол, это позволит решить квартирный вопрос раз и навсегда. По мнению адвоката и финансового консультанта инвестиционного агентства «Правильные инвестиции в недвижимость» Олега Сухова, ожидания российских властей и обывателей слегка завышены и сложились под воздействием мифов и стереотипов.

Миф № 1: Китайцы построят много жилья

Действительно, обороты китайского стройкомплекса будоражат воображение. Совокупная мощность китайских цементных заводов составляет 1,5 млрд т цемента в год, российских — максимум 100 млн т в год. Ежегодно, согласно данным National Bureau of Statistics of China, в стране вводится около 0,8–1 млрд кв. м жилья. В России — в 11 раз меньше (70 млн кв. м).

Однако в Китае проживает 1,34 млрд человек, а в России — 143 млн. В пересчете на душу населения разрыв по вводу жилья между Китаем и Россией уже не столь очевиден — 0,7 и 0,5 кв. м на человека соответственно. При нынешней численности населения РФ возникают определенные сомнения в востребованности «китайских объемов» — если, конечно, не раздавать построенные квартиры бесплатно.

Миф № 2: Китайцы построят супердешевое жилье

Согласно устоявшемуся в России стереотипу, китайцы будут строить супердешевое жилье и продавать его по 30 тыс. рублей за кв. м — чаще всего звучит именно эта магическая цифра.

Между тем в самом Китае жилье по такой цене можно приобрести только в депрессивных провинциях, либо на распродажах, которые устраивают оказавшиеся на грани банкротства строительные компании. Средняя стоимость квадратного метра в Поднебесной составляет около 60–70 тыс. руб., а в крупных городах или индустриальных центрах (Пекине, Шанхае, Чэнду и пр.) зашкаливает за 80–140 тыс. руб. кв. м. А эти цифры вполне сопоставимы с ценами на жилье в ближнем Подмосковье и Новой Москве.

К слову, показателен пример соседней Белоруссии. Стоимость жилья в одном из проектов, который реализует китайская строительная компания на окраине Минска, находится на среднерыночном уровне и составляет около 60 тыс. руб. за кв. м.

Миф № 3: Китайцы оздоровят конкуренцию

Принято считать, что в присутствии китайских конкурентов ленивые и алчные российские девелоперы мобилизуются, начнут строить много, быстро, дешево. Однако при сопоставлении масштабов китайского и российского строительного бизнеса становится очевидным, что застройщики из Поднебесной вряд ли ограничатся предписанными им объемами и, проникнув на российский рынок, полностью его поглотят — просто потому, что участие китайцев в точечных строительных проектах вряд ли будет обоснованно с экономической точки зрения. Неслучайно китайским строительным подрядчикам с большим трудом удается проникать на зарубежные рынки, защищенные от иностранной конкуренции системой протекционистских мер, стимулирующих развитие национальных домостроительных корпораций и смежных со строительством отраслей. Да и сами китайцы весьма неохотно привлекают в страну крупные иностранные строительные фирмы.

Резюме

Разумеется, сказанное не означает, что в России не нужно наращивать объемы жилищного строительства — квартирный вопрос остается крайне актуальным из-за высокой степени износа жилого фонда. Однако имеются определенные сомнения в том, что для рывка в заданном направлении России так уж нужна помощь китайских строительных подрядчиков. Ясно, что увеличить объемы жилищного строительства на 20–30 % российские компании в состоянии своими силами — при наличии гарантированного рыночного (ипотека) и внерыночного (субсидии, социальные жилищные программы и пр.) спроса на квартиры, соучастии государства в инфраструктурном развитии застраиваемых территорий, ликвидации ряда административных барьеров.

В таком случае возникает вопрос — если не потребителям, то кому выгодна китайская экспансия, раз о ней так много говорят? Во-первых, чиновникам, курирующим реализацию жилищной политики и озабоченным выполнением обещаний о вводе жилья любой ценой. Во-вторых, российским риелторам, мечтающим о расширении своего бизнеса через торговлю построенным китайцами жильем. В-третьих, само собой, в выходе на российский рынок заинтересованы сами китайцы, столкнувшиеся с кризисом перепроизводства в своей стране.