В апреле 2009 года Фабио Андрико, один из двух главных инструкторов, уполномоченных Чогьялом Намкаем Норбу Ринпоче преподавать янтру по всему миру и готовить тех, кто хочет стать инструктором, дал интервью газете "The Mirror".

The Mirror: Фабио, не могли бы вы рассказать о том, как и когда вы встретились с Ринпоче?

ФАБИО: Я был в Италии. Тогда я только что вернулся из Индии, где изучал хатха-йогу в Бангалоре под руководством учителя по хатха-йоге в ашраме Шивананды в Монгире.

M: Сколько лет вам тогда было?

Ф: Мне было чуть больше 20 лет. На самом деле я хотел стать врачом. После окончания художественной средней школы у меня был диплом, который на тот момент в Италии обеспечил бы доступ только к двум учебным заведениям: художественной либо архитектурной академии. А мне хотелось изучать медицину. Я изучал йогу и натуропатию в Индии на протяжении шести месяцев. Я также много занимался очистительными практиками и лечебным голоданием. Я хотел стать врачом, но не традиционным врачом, поскольку меня не удовлетворяла традиционная западная медицина. Для этого мне надо было пройти интегративный год – длительный курс. Учеба в художественной школе занимала только четыре года, и для того чтобы попасть на любой желаемый факультет, надо было учиться еще один год. Я подписался на этот дополнительный год.

В это время я повстречал Ринпоче. Я жил в Варезе, на севере Италии. Я встретил Тициану Готтарди и Джулиано Казираги. Они часто ездили в горы на севере Италии под названием Пьеро для занятий духовной практикой. Джулиано, который уже встречался с Ринпоче, знал об этом тибетском учителе; именно через него и мы узнали о Ринпоче. Я услышал, что Ринпоче учил продвинутым техникам дыхания, что и было Янтра-йогой. Я уже занимался очистительными практиками и такого рода вещами, поскольку изучал йогу. Я был полным вегетарианцем. У меня до того не было времени хорошо изучить пранаямы, так что мне было очень интересно то, чему учил Ринпоче. Именно это привлекло меня к учению Ринпоче. До того я никогда не слышал слова «дзогчен».

Итак, по идее, тем летом я должен был отправиться на маленький остров в Сардинии с моим другом, чтобы провести семидневный очистительный ретрит по йоге. Вместо этого я отправился на учение Ринпоче с Тицианой в Прате. Возможно, это был второй ретрит Ринпоче за все время. Это было в 1977 г.

M: Как ваши занятия хатха-йогой повлияли на практику Янтра-йоги, возникло ли какое-либо противоречие, было ли вам легко в начале перейти к янтре, было ли какое-либо сопротивление, или эти две йоги уживались вместе?

Ф: Должен сказать, что вначале было нелегко понять глубину того, как работает Янтра, потому что она очень сильно отличается, например, важность совместной работы движения и дыхания. Та разновидность йоги, которую я практиковал, главным образом основывалась на том, чтобы занять определенное положение и оставаться в нем. Но с точки зрения гибкости тела, а также то, что я был худым и молодым, очевидно, помогло подготовить мое тело для занятий янтрой. И не только это, но по утрам я преподавал хатха-йогу, а днем – янтру, поэтому, когда вы занимаетесь этим несколько часов в день, ваша гибкость легко развивается.

M: Чем отличалась Янтра, и что вас привлекло к ней?

Ф: Янтра основана на последовательности движения и дыхания. Та йога, которую я практиковал, состояла в том, чтобы принять какую-то позу и оставаться в ней, расслабляя дыхание в этом положении. Так что она очень отличается. Но это не так легко понять. Чтобы действительно почувствовать глубину того, как работают восемь движений, например, нужно время и практика. Иногда на это уходит много времени. В противном случае это остается на поверхности, а в янтре вы работаете на более глубоком уровне энергии.

M: Что вы можете сказать о том, почему так важно иметь передачу для продвинутого практикующего Янтра-йоги?

Ф: Если вы делаете пранаяму, если изучаете более продвинутый уровень пранаямы из янтры, то явно готовитесь применить ее в определенных особых методах, и для этих методов вам всегда нужна передача. Это автоматически. Поскольку вы работаете на более тонком уровне энергии, работаете с праной, с каналами, чакрами и т.д., тогда вам захочется быть в учении. С такими вещами не играют, не имея сильной основы.

Что до остального, то знаменитый открытый первый уровень Янтра-йоги – это другая история, вам даже не требуется быть буддистом и т.п., этим может заниматься просто человек, интересующийся методом, который может действительно помочь сбалансировать энергию и усилить ваше состояние. А поскольку ваше состояние становится более устойчивым, то и жизнь облегчается. Ринпоче приводит пример: то, что считается удачей или неудачей, на самом деле больше связано с состоянием вашей энергии – сильным или слабым. Всем нравится чувствовать себя лучше, сильнее и более сосредоточенным. Не нужно быть буддистом, но очень часто у людей может появляться интерес посредством такого контакта с Янтра-йогой.

Вот почему учителя должны ездить повсюду, не учить тому, чему им не следует учить, но давать некоторую простую информацию о том, чем является Янтра, каков ее источник и принцип. С помощью такой информации в людях может появиться интерес: «О, есть учение Дзогчен». И затем они могут заинтересоваться в получении передачи и следовании этим учениям. Итак, Янтра может быть информационно-разъяснительной работой, мостом. Она может помочь людям, которым в противном случае было бы не так-то просто соприкоснуться с учением. Это очень важная функция янтры, насколько я понимаю.

M: Можно ли достичь просветления через Янтра-йогу?

Ф: Настоящая окончательная цель практики Янтра-йоги – состояние Дзогчен. Итак, в качестве пути к просветлению через Янтра-йогу вам необходимо применять учение Дзогчен.

M: Как повлияла на вас Янтра, как она повлияла или помогла вашей собственной практике, вашей практике Дзогчен и/или вашей жизни?

Ф: Поскольку я занимался таким обучением, Янтра стала неотъемлемой частью моей жизни, так что возможно в моем случае всё обстоит несколько иначе, чем для человека, который только практикует янтру. Я много лет путешествовал и преподавал янтру, так что она составляет большую часть моей жизни.

Конечно, превыше всего, я пытаюсь применять учения Ринпоче, насколько мне это удается. Но особенно вначале Янтра действительно помогла мне скоординировать свою энергию и стать более уравновешенным и устойчивым.

А затем, конечно, если вы хотите практиковать некоторые методы Ринпоче, которым он обучает, когда необходимо применить знаменитую кумбхаку, то основным методом в Общине для изучения кумбхаки является Янтра. В этом смысле она может и действительно влияет на качество вашей практики, на то, как вы можете практиковать, и результат, который можно получить от практики определенных методов, потому что если у вас устойчивые способности делать кумбхаку – это одно, но если у вас нет таких способностей – другое.

Это также касается попыток следовать советам Ринпоче по объединению нашей жизни с учением. Янтра – одна из вещей, которую можно применять.

M: В последние несколько лет вы начали проводить курсы по дыханию. Какова история их создания и как они связаны с Янтра-йогой?

Ф: Впервые я стал искать способ объяснить людям, как делать кумбхаку, когда был на Маргарите. Ринпоче там давал некоторые учения, в которых использовалась кумбхака. Там были новички, а также те, кто не мог и не хотел делать Янтра-йогу, ведь не для всех это просто. Им всем было очень интересно, и они просили меня объяснить, как делать кумбхаку. Я подошел к Ринпоче и спросил разрешения, рассказал ему, что хочу попробовать дать объяснения, которые не обязательно относятся к Янтра-йоге, и он разрешил мне это.

Я постарался, опираясь на знание Янтра-йоги, создать несколько упражнений и последовательностей движений, чтобы помочь людям получить некоторое понимание выполнения кумбхаки. По моему опыту — я также немного обсуждал это с Ринпоче, когда была возможность — одна из проблем в том, что люди не умеют делать полное дыхание, особенно в практике — у них просто нет такого опыта.

Я решил, что важно создать основу, благодаря которой люди смогут правильно делать вдох и выдох. Так постепенно появились курсы по дыханию. И также, поскольку я увидел, что мало кто вообще учит упорядоченным образом этому полному дыханию, я структурировал курс так, чтобы ему могли обучаться кто угодно, не обязательно люди из Общины, и смогли бы получить пользу от более гармоничного, полного и скоординированного дыхания. Вот таков источник курсов по дыханию, они не из Янтра-йоги. Можно считать их своего рода разминкой для дыхания, подобно разминке для тела, которая у нас есть. Вот так их можно рассматривать с точки зрения Янтры. С точки зрения обычных людей, тех, кто хочет попробовать дышать более осознанно — независимо от того, как это называется — если оно работает, то работает.