Конец марта ознаменовался всеобщей истерией вокруг привезенной в Москву легендарной коллекции Франсуа Пино – известного и влиятельного французского бизнесмена и миллиардера. Истерия эта вполне предсказуема, ибо выставочное пространство «Гаража» заполонили работами самых маститых художников современного искусства, имена которых мелькают во всевозможных информационных источниках. Проект окрестили «Определенное состояние мира?», куратором которого назначили швейцарского искусствоведа и куратора Каролин Буржуа. С ее слов стало понятно, что в Москву приехала далеко не вся коллекция Пино, но то, что привезли уже вызывает сильнейшее потрясение.

За последнее время в Москве в принципе не было выставок современного искусства такого «звездного» и такого высококачественного уровня. Как правильно заметила Екатерина Деготь, с точки зрения кураторской работы, выставка не вызывает каких-либо нареканий. Масштабной прелюдией стала работа индийского художника Субодхы Гупты «Очень Голодный Бог», знакомого москвичам по экспозиции в Музее Ленина на 1-й Московской биеннале.

Все представленные работы поделены на три части: «Война», «Общество спектакля» и «Глобализация». Каждая из частей является звеном связного повествования. Тема «Войны» представлена в инсталляции Пола Маккарти (Paul McCarthy) и Майка Келли (Mike Kelley) «Сод энд Содди Сок Комп О.С.О.», которые сконструировали самый настоящий американский военный лагерь. Они проводят параллель между полевой жизнью и окружающим нас миром. Но интересен тот факт, что фактически инсталляция - лишь оболочка настоящей работы, которая выражается в перформансе Маккарти и Келли, заснятом на видео и проецированном на стены «Гаража». К ним примыкает видео Карла Аморалеса (Carlos Amorales) «Аморалес временный-Рей Розас за разговором» и «Арены Второго Мая», поэтично рассказывающее о реслинге как о незаурядном мировосприятии.

Работа художника Филлиппо Паррено (Philippe Parreno) «Реальности больше нет (Твин Пикс)» возвещает о переходе в новую тематическую зону - «Общество спектакля». В очередной раз критикуется современное общество, погрязшее в индустрии развлечений. В особенности художники Йохан Гримонпре (Johan Grimonprez), Марион Тампон-Ляжаррьетт (Marion Tampon-Lajarriette) и Франческо Веццоли (Francesco Vezzoli) исследуют возможности видео- и плакатного изображения, которые с легкой руки монтажера фактически могут заменить реальное представление о мире.

Негласным идейным центром выставки стали произведения знаменитого Джеффа Кунса (Jeff Koons). Работы американского художника уже привозили поштучно в Москву, например, галерея Гагосяна (Gagosian Gallery) в августе 2008 года. Если на прошлогодней выставке, проходившей в «Красном октябре», живьем можно было увидеть только гигантское яйцо, обернутое в подарочную бумагу, то теперь (что отрадно) показывают другие шесть его творений: «Дельфин», «Звено», «Собачий бассейн», «Подвешенное сердце», «Цепи трактора» и «Груша для сноса зданий». В своих произведениях Кунс полушутя, полусерьезно представляет искусство в современном обществе как аттракцион, китч. Этот продукт массового производства, который втянут в систему купли-продажи, уже давно существует как элемент огромной системы индустрии развлечений.

Работы Джеффа Кунса перекидывают мостик к последней теме выставки – «Глобализация». Первое, что бросается в глаза - это «Колония платков» Паскаля Мартина Тейу (Pascale Marthine Tayou), которая напоминает ряды вешалок в магазинах одежды. К ним привязаны флаги разных стран и национально-идентифицирующие расцветки ткани, при виде которых возникает ассоциация с сезоном распродаж, устраиваемых торговыми центрами. Тейу доступно размышляет над идеей о потере национальной идентичности.

Далее тему продолжают видео Пьера Юнга (Pierre Huyghe) «Миллион королевств» и «Большие ансамбли», скульптура известного японского художника-игрушечника Такаши Мураками (Takashi Murakami) «Иночи», изображающая результат синтеза человеческой плоти и робототехники, и видеоинсталляция Билла Виолы (Bill Viola) «Идя вперед днем», которая, по мнению Давида Риффа, апеллирует к религиозной живописи. Кроме того, представляют интерес творения алжирского художника Аделя Абдессемеда (Adel Abdessemed) «Настенная роспись» и «Практика нулевой терпимости (БМВ)». Он считается представителем так называемого «политического минимализма», а инсталляция, представляющая собой сгоревшую машину - печальный символ мятежа арабских меньшинств в Париже, название - «Практика нулевой терпимости» - цитата из речи теперь уже бывшего американского президента Джорджа Буша.

Дальнейшее развитие мысли о глобализированном мире представлено работой китайского художника Сао Фей (Cao Fei). В своей инсталляции «Чья утопия» она показывает быт рабочего человека, живущего в южной части Китая, порабощенного процессом модернизации. Далее можно побарабанить на инсталляции Чен Женя (Chen Zhen) «Дзюэ Чань, Танцующее тело - Барабанящий дух (Последняя песня)», пройдя авторский «терапевтический курс».

Живописную точку в художественном изобилии ставит работа знаменитого минималиста Дэна Флавина (Dan Flavin), где зрителю отводят «время на размышление». Обращает на себя внимание тот факт, что произведение Флавина с одной стороны, превратили в дизайнерскую беседку, где разрешают поразмыслить над увиденным (как будто для этого нужно специальное место), с другой, подвергли ложной интерпретации, наделив его каким-то надуманным философским смыслом, якобы требующим созерцательного подхода. Флавин сам признавался, что его интересовала работа с пространством при помощи света, а не метафизические погружения.

Стоит отметить, что сами темы, мягко говоря, не блещут новизной, и в какой-то мере уже утомляют своей повторяемостью. С одной стороны, это можно объяснить попыткой куратора систематизировать разнокалиберный состав участников, дабы зритель не утонул в этом умопомрачительном многообразии. С другой, чувствуется присутствие навязанной организаторами модели восприятия выставки. С третьей, что «Определенное состояние мира?» - коммерческий проект, и первостепенное значение его заключается в демонстрации арт-«звезд» мировой величины. Возможно, последнее может объяснить прозрачность восприятия каждого произведения.

Несмотря на вышеперечисленные замечания, в целом, можно смело заявить, что выставка, без сомнения, уже стало одним из самых знаковых событий в истории современного искусства в России.

Выставка продлится до 14 июня 2009

Анна Ильченко>