20 июня 1837 года на трон Британии взошла королева Виктория.

24 июня 1819 года в Кенсингтонском дворце архиепископ Кентерберийский Чарльз Мэннерс-Саттон проводил церемонию крещения малышки, которой исполнился ровно месяц. Девочке дали два имени — Виктория в честь матери, и Александрина в честь крестного, которым стал русский император Александр I.

В Европе совсем недавно отгремели Наполеоновские войны, и английская королевская семья была полна признательности к русскому владыке за помощь в борьбе с французским императором.

Период хороших отношений продлится недолго, и крестница Александра, заняв трон, постарается не вспоминать о своем втором имени. Британская империя и Россия продолжат чередовать краткие периоды потепления с многолетними ожесточенными конфликтами.

Зачатие государственного значения

Виктория Александрина появилась на свет благодаря государственной необходимости. В королевской семье Британии начала XIX века творилось черт знает что. Формальным монархом являлся Георг III, однако с 1811 года он являлся недееспособным из-за тяжелого психического заболевания.

Георг III произвел на свет полтора десятка детей, однако единственной его законной внучкой являлась Шарлотта Уэльская. 6 ноября 1817 года 21-летняя принцесса скончалась после неудачных родов, во время которых не выжил и ребенок.

Над империей во весь рост встала тень династического кризиса. Сыновья Георга III были уже немолоды, но от своего старшего брата Георга, исполнявшего обязанности регента при сумасшедшем отце, получили категорический приказ — немедленно обзавестись женами и родить наследника.

Во исполнение этого приказа четвертый сын Георга III, принц Эдуард Август, герцог Кентский, в 1818 году женился на дочери герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского Франца Виктории.

Жениху был 51 год, невесте почти 32. К тому же Виктория была вдовой с двумя детьми. Но эти мелочи роли не играли — она могла родить ребенка, и все остальное было неважно.

24 мая 1819 года Виктория родила девочку. К радости родителей, по заключению медиков, ребенок был абсолютно здоров. Да, это был не мальчик, но в сложившейся ситуации выбирать не приходилось

Последняя надежда империи

На момент рождения Александрина Виктория была пятой в очереди к трону. Но уже через восемь месяцев она стала четвертой — отец, принц Эдуард, скончался от пневмонии.

Ей было 10 лет, когда после смерти одного дяди Виктории Георга IV и воцарения другого дяди, Вильгельма IV, она стала наследницей престола.

Дядя Вильгельм вступил на трон в 65 лет — до него ни один из английских королей не всходил на престол так поздно. Он много лет счастливо жил с актрисой Дороти Джордан, которая нарожала ему 10 здоровых детей. Но актриса не могла быть матерью наследника престола, и потому на старости лет Вильгельм женился на Аделаиде Саксен-Мейнингенской. У пары родились две девочки, но они не выжили. Единственной наследницей оставалась племянница Виктория.

Дядя Вильгельм, беседуя с придворными, обещал дожить до совершеннолетия Виктории, чтобы племянница хоть как-то успела подготовиться к роли королевы. Обещание свое он сдержал — Вильгельм умер через месяц после того, как Виктории исполнилось 18.

Мать ужасно переживала за Викторию, за ее здоровье и нравственность. Дабы оградить дитя от порока, Виктория-старшая нагружала дочь занятиями с учителями, изолировала ее от светских развлечений. У нее не было отдельной спальни, ей не разрешалось плакать на публике и заговаривать с незнакомыми людьми. Впоследствии «ежовые рукавицы» матери, так называемая «Кенсингтонская система», повлияют на отношение Виктории к моральным нормам общества в целом.

«Следовательно, я — королева»

Еще в молодости у Виктории обнаружился талант литератора. Его развитию способствовало то, что девушка много лет вела дневник. 20 июня 1837 года она записала в нем: «В 6 часов меня разбудила Мама, которая сказала мне, что архиепископ Кентерберийский и лорд Конингем здесь и хотят видеть меня. Я встала из кровати и пошла в мою гостиную (в одном халате) и одна и увиделась с ними. Лорд Конингем затем рассказал мне, что мой бедный дядя, король, больше не с нами, и ушёл в 12 минут 3-го этим утром, следовательно, я — королева».

В первый день в документах юную королеву называли Александриной Викторией, но, по ее просьбе, в дальнейшем стали именовать просто королевой Викторией.

Коронация Виктории состоялась 28 июня 1838 года, и она стала первым монархом, выбравшим в качестве резиденции Букингемский дворец.

Законы предписывали молодой королеве найти мужа, с которым она могла бы произвести потомство. Становясь супругом, он не становился королем. Однако Виктория была не в восторге от перспективы брачных уз. В разговорах с приближенными она признавалась, что сильно устала от опеки матери, но брак считала «шокирующей альтернативой».

Русско-английский роман

Весной 1839 года в Великобританию прибыла русская делегация во главе с цесаревичем Александром.

Красавцу в отлично сидящем русском военном мундире был 21 год, Виктории исполнилось 20. После бала в честь русского цесаревича адъютант Александра полковник Юрьевич записал в дневнике: «На следующий день после бала наследник говорил лишь о королеве... и я уверен, что и она находила удовольствие в его обществе».

Через пару дней Юрьевич пишет: «Цесаревич признался мне, что влюблен в королеву, и убежден, что и она вполне разделяет его чувства...»

Да, крестница Александра I, воспитанная в строгости и с тоской говорившая о браке, влюбилась в русского наследника престола.

И англичане, и русские пришли в ужас — это была настоящая катастрофа. Россия могла лишиться наследника, который мог бы превратиться просто в мужа английской королевы. Но если у русских, хотя бы теоретически, было кем заменить Александра, то в Британии Виктории не было альтернативы.

Но у кого-то из русских или британцев наверняка мелькнула шальная мыслишка: а если Александр и Виктория объединят две короны, то тогда... Да такое «тогда» не приходило в голову ни одному писателю фантасту.

На самом деле все получилось прозаичнее. Молодым людям напомнили, что долг выше личных чувств, дали проститься, после чего увезли друг от друга.

Альберт

Вскоре Виктории предложили более подходящую, с точки зрения политики, кандидатуру в женихи — 20-летнего Альберта Франца Августа Эммануила Саксен-Кобург-Готского, который приходился ей двоюродным братом.

Виктория видела Альберта и раньше, а сейчас обрушила на него все свои девичьи нерастраченные чувства.

Через пять дней Виктория предложила Альберту жениться на ней. «Я буду счастлив провести мою жизнь рядом с Вами», — ответил молодой человек.

10 февраля 1840 года они стали мужем и женой. Виктория записала в дневнике: «Я никогда, никогда не проводила такого вечера!!! Мой дорогой, дорогой, дорогой Альберт ... его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость — как я могу когда-нибудь быть действительно благодарна за такого Мужа! ... Это был самый счастливый день в моей жизни!»

Альберт действительно стал для Виктории любовью всей жизни. Она испытывала отвращение от состояния беременности, не питала теплых чувств к новорожденным, но, тем не менее, за семнадцать последующих лет родила мужу девять детей.

«Мы, женщины, не созданы для правления»

Альберт никогда не проявлял такой пылкости. Но он был надежным другом, советчиком, помощником. Обладая энциклопедическими знаниями, он всегда готов был подсказать жене нужную информацию.

Альберт много времени посвящал меценатству, заботе о быте народа, о просвещении. Он организовывал строительство новых школ, способствовал развитию всевозможных технических новинок и приобщал к ним жену. Виктория боялась пользоваться железной дорогой, но муж победил ее предубеждение.

Глядя на супруга, Виктория писал в дневнике: «Мы, женщины, не созданы для правления, если б мы были честны сами с собой, то отказались бы от мужских занятий... С каждым днем я все больше убеждаюсь, что женщины не должны брать на себя правление Королевством».

С Альбертом Виктория могла позволить себе быть просто слабой женщиной. Она пережила несколько покушений, и находившийся рядом Альберт заслонял ее от пуль. И пусть злоумышленников успевали обезвредить до того, как они успевали попасть в цель, готовность мужа к самопожертвованию заставляла Викторию любить его еще сильнее.

В 1861 году умерла мать Виктории, и Альберт, пытаясь облегчить страдания жены, по мере сил брал на себя ее обязанности. Одновременно он был занят приготовлениями к художественно-промышленной выставке и разбирался с поведением старшего сына, который закрутил роман с актрисой. К декабрю состояние его здоровья ухудшилось, и медики поставили диагноз «брюшной тиф». 14 декабря 1861 года Альберт умер.

Горю Виктории не было конца. С этого дня она всегда носила черное, и редко появлялась на публике. Ее прозвали «Виндзорская вдова», или просто «Вдова».

Она построила мужу роскошный мавзолей, возводила в его честь памятники по всей стране, старалась продолжать его начинания, открывая новые школы музеи и больницы. Знамениты концертный зал «Альберт-холл» в Лондоне также назван в честь мужа Виктории. Блеск и удушье викторианской эпохи

Время правления королевы Виктории — период расцвета могущества Британской империи. Права королевы были ограничены, и главную роль в управлении государством играл парламент, однако Виктория, по мере сил, поддерживала все то, что способствовало укреплению могущества империи.

Ее не страшили кровопролитные войны, она охотно стравливала между собой страны, если это было выгодно Англии. Утопить в крови мятежных ирландцев или расстрелять из пушек вождей индийского восстания — Виктория благословляла подобные действия, даже не поморщившись.

Внешняя красота «викторианской эпохи» завораживала — поведение леди и джентльменов того времени считается образцовым.

Но нормами викторианской морали восхищаться хорошо со стороны. Ограничения, впитанные Викторией в детстве, с ее легкой руки были внедрены в английское общество, и привели к удивительным результатам.

К 1870 годам до 40 процентов британок оставались незамужними. Всевозможные морально-этические ограничения приводили к тому, что подобрать подходящего жениха была задачей почти непосильной.

Проявлять даме чувства на людях было недопустимо — считалось, что это удел женщин, как говорят сегодня, с низкой социальной ответственностью. Брак с лицом, стоящим на другой ступеньке социальной лестницы, считался оскорблением норм общественной морали.

Ухаживания были превращены в какой-то забюрократизированный ритуал, который мог продолжаться годами.

Тех, кому посчастливилось стать супругами, общественная мораль не отпускала. Не только проявления нежности были запретными, но даже общение на людях должно было быть сугубо официальным, с употреблением слов «мистер» и «миссис». Беременным женщинам предписывалась изоляция дома, ибо публичное появление дамы с животиком тоже считалось моветоном.

Вдовствующему отцу не полагалось жить вместе с незамужней дочерью — подобное тоже считалось нарушением норм морали.

Британские врачи могли со спокойно душой лечить мужчин, но с женщинами опять-таки начинались проблемы. Как, скажите, мог медик поставить грамотный диагноз, если не имел права толком осмотреть пациентку? О том, чтобы дама разделась в его присутствии, и речи быть не могло.

Медицинские предрассудки побеждались ценой человеческих жизней — бесконечная череда женских смертей заставляла британцев постепенно снимать табу.

Обратной стороной викторианской морали стал буйный расцвет злачных мест — публичных домов, притонов для курильщиков опиума, где одуревшие от общественной морали англичане, что называется, отрывались на всю катушку. Пристрастие Шерлока Холмса к кокаину Артур Конан Дойл не придумал, а взял из жизни периода заката «викторианской эпохи».

Парад для «бабушки Европы»

После прекращения деятельности Ост-Индской кампании в 1876 году королева Виктория стала императрицей Индии. Другим, неофициальным титулом, стало звание «бабушка Европы». Ее дети породнились едва ли не со всеми правящими монаршими фамилиями Старого Света, и производили на свет внуков, которые спустя несколько десятилетий учинят кровавую бойню под названием «Первая Мировая война».

В сентябре 1896 года Виктория превзошла своего дедушку Георга III как монарха с самым продолжительным правлением в истории Англии, Шотландии и Великобритании.

В следующем, 1897 году, отметили и этот рекорд, и «бриллиантовый юбилей» правления королевы (60 лет), превратив торжества в фестиваль Британской империи.

В Лондоне королеву приветствовали главы всех доминионов, в параде участвовали полки из всех уголков колоссальной Британской империи, переживавшей при «Виндзорской вдове» время своего расцвета.

Королева принимала поздравления, сидя в коляске, а англичане с обожанием смотрели на нее. Два или даже три поколения граждан империи не знали иной жизни, нежели жизнь под властью королевы Виктории. «Похороните меня в белом»

Но сама она понимала, что вместе с XIX веком уходит и ее время. Здоровье подводило все чаще. Она тщательно подготовила инструкцию к своим похоронам, предписав положить ее в гроб в белом платье. В таком виде она желала воссоединиться с любимым Альбертом.

Еще при жизни Альберта у них сложилась традиция встречать Рождество в специально построенном дворце Осборн-хаус на острове Уайт. В 1900 году, несмотря на плохо самочувствие, она не изменила привычке. В начале января 1901 года состояние королевы значительно ухудшилось. Она перестала ориентироваться во времени, плохо узнавала окружающих. Стало ясно, что дни ее сочтены. 22 января 1901 года, около половины шестого вечера королева Виктория скончалась.

2 февраля 1901 года состоялась официальная церемония похорон, а 4 февраля гроб с ее телом был помещен во Фрогморский мавзолей Большого Виндзорского парка, рядом с Альбертом.

Правление королевы Виктории длилось 63 года, семь месяцев и два дня, и превзойти этот рекорд удалось ее праправнучке Елизавете II, которая находится на троне более 65 лет.