Заявления о необходимости борьбы с фальсификацией истории, с помощью которой на мировой арене пытаются приравнять Советский Союз к нацистской Германии, никак не сочетаются с, так сказать, культурно-просветительским направлением.

Ежегодный сеанс самоуничижения

Продолжает свою ударную работу «Ельцин-центр», креативные сотрудники Музея истории ГУЛАГа рождают все новые и новые истории о девочках-мороженщицах, замученных за пломбир.

Не снижают накала создатели фильмов и сериалов: что ни картина о советской эпохе, то НКВД, репрессии, ГУЛАГ, подавление стиляг и так далее и тому подобное.

Вот список российских выдвиженцев на премию «Оскар» за последние годы:

2011 год — печально известная картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» с мистическими пауками и «атакой черенков»;

2012 — мистика на военную тему «Белый тигр» от режиссера Карена Шахназарова (танк-призрак под философствования Гитлера);

2013 — «Сталинград» Федора Бондарчука, широко известный как «Они сражались за Катю»;

2014 — «Левиафан» Андрея Звягинцева о погибающей современной России, в основу сюжета которого легла реальная история, случившаяся в... США;

2015 — «Солнечный удар» Никиты Михалкова с традиционной «потерянной Россией», уничтожаемой красными варварами, которые почему-то вдруг все устроили революцию «от слишком хорошей жизни»;

2016 — «Рай» Андрея Кончаловского, оказавшийся редким исключением из правил по части исторического самобичевания;

2017 — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, еще один хоррор из жизни современной России;

2018 — «Собибор» режиссера Константина Хабенского, чрезвычайно странная БДСМ-версия подвига советского офицера Александра Печерского, в которой главный герой весь фильм рефлексирует;

2019 — «Дылда» режиссера Кантемира Балагова, история из трудной жизни лесбиянок в постблокадном Ленинграде.

Расстрел имени Никиты Сергеевича

Кажется, что даже американские киноакадемики не в состоянии выносить этот бесконечный поток российского самобичевания. Поэтому предложенные фильмы, несмотря на то, что их авторы сделали все, чтобы угодить американскому представлению о России и ее роли в истории, в список номинантов на премию за лучшую иностранную картину не попадают.

И вот в 2020 году на премию «Оскар» от России выдвигается картина режиссера Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», посвященная истории Новочеркасского расстрела.

Некоторые критики пишут: фильм, мол, посвящен, малоизвестной истории событий 1962 года. Побойтесь бога, настоящие дорогие товарищи: за последние три десятка лет историю событий 1-3 июня 1962 года в Новочеркасске разобрали разве что не под микроскопом.

История о том, как волюнтаристская политика развенчателя «культа личности» Никиты Хрущева привела к резкому падению уровня жизни граждан, а безграмотные действия местных властей довели ситуацию до социального взрыва, — это, разумеется, не то, чем стоит гордиться.

Но, справедливости ради, нужно сказать, что расстрелы демонстраций в США и Западной Европе едва ли не до начала 1970-х годов были чуть ли не рутиной политической жизни. В СССР же случившееся в Новочеркасске, по сути, оказалось исключительным эпизодом, выходящим из ряда вон.

Для Хрущева события в Новочеркасске стали поворотом к закату карьеры. А вот в целом для Советского Союза они не означали ничего. Даже сам Новочеркасск не превратился в антисоветский город, не говоря уже об остальной стране. Десятки миллионов советских граждан вплоть до второй половины 1980-х будут воспринимать советскую власть как власть, отражающую и защищающую их основные интересы. Да что там говорить, даже референдум марта 1991 года показал, что три четверти жителей страны выступали за сохранение Советского Союза.

«Озверелая масса побежала убивать милиционеров»

Новочеркасский расстрел при всей его трагичности — это не Кровавое воскресенье 1905 года, никаких массовых бунтов и тем более революции за ним не последовало.

А что нам предлагает Андрей Кончаловский в «Дорогих товарищах», где главную роль, как водится, исполняет жена режиссера Юлия Высоцкая? Верный член партии Людмила, занимающая ответственный пост, искренне верящая в идеалы, теряет в хаосе событий Новочеркасска дочь и переживает моральный слом. Все это в черно-белых цветах, в обрамлении штампованных образов советских военных, чиновников, сотрудников госбезопасности, которых с легкостью можно включать в любой американский «клюквенный» фильм о России, и разницы не заметишь.

Интересно, что в начале 1990-х годов президент России Борис Ельцин реабилитировал всех, кто был осужден за участие в новочеркасских событиях. Хотя, к примеру, один из очевидцев — Борис Казимиров — рассказывал о том, что происходило в городе, так: «Я тоже был их участником. Вышел со всеми на площадь. Правильно народ возмущался. А потом увидел, как появились милиционеры, — без оружия. И вдруг крик из толпы: „Бей ментов!“ Камни стали выворачивать. И озверелая масса побежала убивать милиционеров. Вот тогда я бы сам стрелял по толпе».

Кстати, к вопросу о закрытости информации о событиях. Их, конечно, в советские годы не афишировали, но 13-20 августа 1962 года в Новочеркасске состоялся открытый судебный процесс выездной сессии Верховного суда РСФСР. И семерых приговоренных к расстрелу судили вовсе не за слова, а за конкретные преступные действия.

Чем жил Советский Союз в 1962 году?

«Дорогие товарищи!» подобны пресловутому сериалу «Чернобыль», в котором авторы нагоняют ужаса, не особо пытаясь разбираться в реальных причинах происшедшего. И там, и там, по версии создателей, виноват режим, удушающая система, ломающая людей. И для этой цели надо нарисовать режим, лишь отдаленно похожий на реальный. И уже вот этот, киношный, громко развенчать, чтобы благодаря операторской и режиссерской работе выдать его за реальный.

А между тем в том же 1962 году, когда случилась трагедия в Новочеркасске, в столице открыли новый роскошный Дворец пионеров, в космос полетели «Восток-3» и «Восток-4» с Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем, из сборочного цеха Кировского завода вышел первый трактор К-700 «Кировец», атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла Северного полюса Земли, впервые вышла в эфир радиостанция «Юность». А вот что писала «Правда» в декабре 1962 года: «... Советским учёным впервые в истории человечества 19 и 24 ноября 1962 г. удалось осуществить радиосвязь через планету Венера. Переданное с Земли телеграфным кодом 19 ноября слово „МИР“ достигло планеты Венера, отразилось от неё и, пройдя общее расстояние 81 миллион 745 тысяч километров, через 4 минуты 32,7 секунды было принято на Земле. Этим же методом 24 ноября на Венеру были переданы слова „ЛЕНИН“ и „СССР“. Отразившись от поверхности планеты, через 4 минуты 44,7 секунды эти слова были приняты на Земле. Они прошли в космосе 85 миллионов 360 тысяч километров!»

В представлении режиссера Кончаловского его героиня живет иллюзорными идеалами, не имеющими ничего общего с жизнью. Но правда куда сложнее, и жизнь в Советском Союзе была отнюдь не черно-белой, и трагедия в Новочеркасске, какой бы страшной она ни была, не являлась ее маркером. Но про слова «МИР» и «ЛЕНИН», уходящие в космос, товарищ Кончаловский снимать не будет, ибо рассказ о чем-то положительном, чего доброго, поменяет заданную идеологическую канву, которая сейчас так хорошо продается.

Михаилу Борисовичу понравилось

Интересно, что «Дорогих товарищей» на ура восприняли ресурсы, поддерживающие белорусскую оппозицию. А еще о фильме одобрительно высказывается финансируемый небезывестным Михаилом Ходорковским портал «Проект», устами автора Павла Аптекаря называющий его «фактически первым обращением российского кинематографа к истории расстрела демонстрантов в Новочеркасске в 1962 году».

В 2007 году в «Ведомостях» господин Аптекарь писал о событиях в Новочеркасске следующее: «Толпа не хотела расходиться, автоматчики дали несколько очередей в воздух, но задели несколько человек, в том числе мальчишек, следивших за событиями с деревьев».

Проблема в том, что никаких расстрелянных или раненых детей в Новочеркасске не было. Не существует ни одного документа, ни одного достоверного свидетельства на этот счет. Но тем, кто не разбирает трагедию, а уничтожает наследие ненавистного строя, все равно: цель оправдывает средства.

Счастливые либералы и «голые» государственники

Будь «Дорогие товарищи!» исключением из правил, особым взглядом на историю, к фильму этому не было бы вопросов. Но приведенный выше список российских номинантов на «Оскар» показывает: речь идет о давно сложившейся тенденции. Творческая интеллигенция с мазохистским упрямством шлет на «Оскар» то, от чего большинство россиян давно тошнит.

Отправляется на «Оскар» то, что очень нравится тем, кому категорически не нравится ни Россия советская, ни Россия современная.

Будучи на одном из российских каналов, которые на Западе причисляют к «российской пропаганде», услышал от ведущего: «У нас уже два года стулья поменять не могут, они под людьми ломаются». А вот в «Ельцин-центре» ничего не ломается. В Музее истории ГУЛАГа все прекрасно с современным оснащением. И на фильмы, подобные «Дорогим товарищам», всегда находятся деньги. Так какого же будущего для России добиваетесь вы, дорогие товарищи?