Первый канал ко Дню Победы начинает показ сериала «По законам военного времени», в котором военные юристы ищут преступников и диверсантов в условиях прифронтового Киева.

Июль 1941-го, бои идут на подступах к Киеву. Следователь Елагина (Екатерина Климова) и ее начальник Мирский (Максим Дрозд) по дороге в город попадают в засаду, устроенную немецкими шпионами, но успешно отбиваются и даже берут пленного. Теперь они могут приступить к основной задаче – формированию особой следственной группы, в которую также входит Рокотов (Евгений Воловенко). У Рокотова давние разногласия с Мирским и недоверие к его протеже, но приказ есть приказ — и он вместе с Елагиной отправляется в киевский укрепрайон, в котором во время одной из атак кто-то из солдат расстрелял расчет дота, а сын знаменитого героя Гражданской войны получил пулю в спину. И эти убийства как-то связаны с нападением диверсантов.

Первый канал начинает приуроченный ко Дню Победы показ сериала «По законам военного времени», герои которого ищут преступников в условиях прифронтового Киева летом 41-го.

Самое любопытное в этом сериале — то, что он был снят на Украине всего пару лет назад, несмотря на, кажется, всеобщую борьбу украинских властей со всем советским, начиная от георгиевских ленточек и заканчивая акцией «Бессмертный полк». Он был даже показан украинским телевидением — причем 9 мая прошлого года на русском языке с украинскими субтитрами. Впрочем, сериал проходит по главному критерию — «По законам военного времени» был сделан местным, украинским подразделением кинокомпании Star Media, да и его авторы постарались по максимуму обойти спорные моменты.

И пусть слово «советский» герои сериала употребляют достаточно регулярно, а портрет Сталина нахально висит в кабинете одного из начальников, но в целом он посвящен совсем не прославлению прошлого.

Битва за Киев (официальное название «Киевская стратегическая оборонительная операция») — одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. Трехмесячное сражение (оно продолжалось с начала июля до конца сентября 1941-го) завершилось окружением Юго-западного фронта и гибелью или пленением более 600 тысяч солдат и командиров Красной армии. В картине речь идет о самом начале этой операции — в июле немецкие войска еще только рвались к городу, а сражения шли на подступах к Киевскому укрепрайону. У героев сериала вряд ли были ли реальные прототипы, но структура СМЕРШа будет создана только через два года (в апреле 1943-го), а диверсанты активно действовали в тылу советских войск и в начале войны.

Конечно, сюжет «По законам военного времени» в значительной степени утрирован — как, по большому счету, утрирован любой российский (или украинский, или совместный) телепродукт, посвященный недавней истории. Устоявшиеся уже способы показать на экране, например, сотрудников НКВД, упоминание репрессий 1937 года или, как в данном случае, голода 1932-1933 годов, находящийся под неусыпным вниманием соответствующих органов герой, уголовники на фронте — эти клише кочуют из одного фильма в другой и не вызывают ничего, кроме оскомины. Но «По законам военного времени» сумел выделиться — тем, как аккуратно авторы сериала сумели обойти стереотипы и даже использовать их.

Конечно, сериал не выдержит сравнения с «Ликвидацией» или фильмом «В августе 44-го».

Но его создатели достаточно скрупулезно воссоздали обстановку лета 41-го (довоенный Киев снимали в Черновцах), а практически единственной большой претензией к реквизиту после украинского показа была медаль «XX лет РККА» у молодой героини Екатерины Климовой (ее выдавали в 1938 году тем, кто прослужил 20 лет в Рабоче-Крестьянской Красной Армии). Впрочем, по законам военного времени такая ошибка простительна — основному сюжету, посвященному расследованиям различных преступлений в боевых частях, детали биографии военюриста Елагиной не помогают и не мешают. Главное, чтобы было наказано зло и обезврежены немецкие диверсанты. А с этим она справляется неплохо.