Владимир Найдин

«Реанимация. Записки врача»

Серия: Простые вещи

Авторский сборник

М.: Эксмо, 2009

Из аннотации: «Книга рассказов старинного московского интеллигента Владимира Найдина – это попытка возродить классический жанр «врачебных записок» на современном материале. Так писали Булгаков и Чехов.

Скольких легендарных людей он лечил? Бахтина и Шкловского, Аксенова и Костолевского. Военных, политиков, спортсменов, артистов. Перед глазами Найдина развернулась настоящая человеческая комедия недугов и выздоровлений. Кто-то из его пациентов снова прыгает с парашютом после серьезнейшей спинномозговой травмы, кто-то стал теннисистом после энцефалита. Кто-то, пройдя через болезнь, поменял семью, веру и страну проживания.

Найдина передавали из рук в руки как волшебную панацею.

Искра этого волшебства вспыхнула и в этой книге».

Соломатину (про ее книгу «Акушер-Ха!» я писал недавно) сравнивают то же и с Булгаковым, и с Вересаевым. Вообще, на какое только лукавство не идут издательства, лишь бы привлечь внимание к своим авторам! И какую простую, примитивную картину литературного мира предлагают, применяя такие сравнения! Раз – и приравняли автора, еще не прошедшего проверку временем, к хрестоматийным фигурам!..

«Реанимацию» Владимира Найдина, в отличие от Соломатиной, можно было читать без раздражения.

Доброжелательная и скромная авторская позиция. Человеческие портреты. Необычные повороты судеб. Слог легкий и лаконичный. Сложные, извилистые жизненные истории, описанные простым языком наблюдательного человека. Без специфической терминологии. Про медицину, вообще, достаточно скупо: по большей части, больница – лишь место действия для необычных человеческих историй и место знакомства с необычными людьми. (Упомянутых в аннотации известных личностей в этой книге не найдете. Вопрос вызывает и название книги: реанимация возникает в рассказах, по-моему, всего пару раз.) Позитивное восприятие жизни.

С одной стороны, пикантный; с другой – важный, учитывая специализацию Владимира Найдина (реабилитация больных после инсультов, тяжелых травм и т.д.), – момент: во многих историях затрагивается тема секса, сексуальных отношений (первоначально появилось даже ощущение «озабоченности» автора), а учитывая завершающий очерк, полностью посвященный месту половой жизни в жизни современного человека, стоит сделать вывод, что в своей практике и, если можно так сказать, философии здоровья автор придавал большое значение сексу как инструменту, способствующему выздоровлению, повышению мотивации к жизни, и т.п.

В целом, книга не оставила ярких впечатлений. После нескольких рассказов, когда стало понятно, с какой литературой имею дело, стало скучно (тем более что не слишком оригинальный стиль автора на протяжении книги не претерпевает никаких изменений, при этом встречаются рассказы, написанные в 70-х, а есть те, которые – в 2000-х). Мне это напомнило не «Чехова и Булгакова», а массовую советскую литературу 60-70-х.

Есть предположение, что книга понравится тем, кто устал от стилевых наворотов, языковой «экспрессивности» современной литературы и соскучился по «простому русскому языку».