Эсэсовцы, открыв огонь, стреляли в основном по ногам. Когда раненые мужчины потеряли способность двигаться, их облили горючим и сожгли заживо.

Название белорусской деревни Хатынь вот уже более семи десятилетий является символом преступлений, совершенных нацистами на оккупированных территориях Советского Союза. 22 марта 1943 года в ходе карательной операции 118-й шуцманшафт-батальон и особый батальон СС «Дирлевангер» уничтожили Хатынь вместе со 149 жителями, многие из которых были сожжены заживо.

На территории одной только Белорусской ССР вместе с жителями карателями были уничтожены 186 деревень, которые уже никогда не возродились. Еще 433 белорусские деревни, сожженные вместе с населением, после войны были восстановлены.

Знак беды

За пределами Советского Союза хорошо известна трагедия Лидице, шахтерского поселка в Чехии. Местные жители были обвинены в укрывательстве подпольщиков, убивших протектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха. 10 июня 1942 года по указу группенфюрера СС Карла Германа Франка, начальника СС и полиции Праги, всё мужское население Лидице старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, 195 женщин отправили в концлагерь Равенсбрюк. Из 98 детей было оставлено 13 возрастом до одного года и «годные для онемечивания». Остальные дети были умерщвлены в газовой камере в лагере смерти близ Хелмно.

Суждено было пережить свою Хатынь и Франции. О ней, так уж сложилось, сегодня в Европе помнят куда меньше, чем о трагедии Лидице. В России же и на постсоветском пространстве название «Орадур-сюр-Глан» и вовсе мало кому известно.

По пути в Нормандию

Орадур-сюр-Глан — это городок, расположенный в департаменте Верхняя Вьенна. В годы немецкой оккупации в этих местах довольно активно действовали отряды французского Сопротивления. Название города происходит от латинского слова «oratorium» («молельня») — считается, что это связано с тем, что в римскую эпоху здесь располагалась поминальная часовня, поскольку мертвых тогда хоронили у дороги или на перекрестке путей.

6 июня 1944 года в Нормандии произошла высадка союзников. В связи с этим 2-я танковая дивизия СС «Дас Рейх», находившаяся во Франции на отдыхе и доукоплектовании, получила приказ идти на север, чтобы помочь остановить наступление англо-американских сил.

В состав дивизии входил 4-й панцергренадерский полк СС под командованием штандартенфюрера СС Сильвестра Штадлера. В те дни, когда произошли описываемые события, Штадлер передавал дела новому командиру: Отто Вейдингеру. Первым батальоном полка командовал и штурмбаннфюрер СС Адольф Дикман, сыгравший ключевую роль в последующих событиях.

Пленный штурмбаннфюрер

9 июня 1944 года французские партизаны, которых называли «маки Лимузена», захватили в плен штурмбаннфюрера СС Гельмута Кемпфе. Об этом Адольфу Дикману сообщили коллаборационисты из милицейских формирований так называемого режима Виши. Дикман доложил об это Вейдингеру и Штадлеру, и от последнего получил приказ набрать из числа местных жителей 30 заложников, которых предполагалось обменять на пленного немца.

Есть немало версий того, что случилось дальше. Согласно одной из них, Орадур-сюр-Глан попал в поле зрения немцев по ошибке: Кемпфе держали не там, а в деревне Орадур-сюр-Вайрес. Достоверно известно, что штурмбаннфюрер СС был расстрелян партизанами. Узнав об этом, Дикман решил провести карательную акцию.

Они не щадили никого

Это случилось 10 июня 1944 года, ровно во вторую годовщину расправы над жителями Лидице.

Эсэсовцы блокировали Орадур-сюр-Глан и стали сгонять людей на главную площадь под предлогом проверки документов. Затем женщин и детей заперли в церкви, а мужчин развели по амбарам и сараям, напротив которых установили пулеметы. Эсэсовцы, открыв огонь, стреляли в основном по ногам. Когда раненые мужчины потеряли способность двигаться, их облили горючим и сожгли заживо. В церкви, где находились женщины и дети, гитлеровцы использовали зажигательное устройство. Несчастные кричали от ужаса, пытались выбраться через окна, но их расстреливали из пулеметов.

47-летняя Маргерит Руфанш оказалась единственной, кому удалось вырваться. Раненая женщина сумела добраться до зарослей гороха, где пряталась много часов. На следующий день ее нашли и спасли бойцы Сопротивления. Расправившись с жителями, эсэсовцы принялись сжигать и взрывать дома.

Всего в результате карательной акции были убиты 190 мужчин, 247 женщин и 205 детей. Спустя несколько дней французам разрешили похоронить убитых. Штурмбаннфюрер Дикман заявил, что его действия были «акцией возмездия» за нападения на немцев, совершенные французскими партизанами.

Память и суд Немецкое командование было несколько шокировано расправой в Орадур-сюр-Глан. Одно дело убивать русских, поляков, югославов, и совсем другое — французов, которых Гитлер к «неполноценным народам» не относил. И не просто убивать, а сотнями и с особой жестокостью. В отношении Адольфа Дикмана немецким командованием даже было начато расследование, однако оно было прекращено, поскольку штурмбаннфюрер вскоре погиб.

В ноябре 1944 года Временное правительство Франции по предложению генерала де Голля приняло решение не восстанавливать Орадур-сюр-Глан, оставив его местом памяти о злодеяниях, совершенных нацистами в годы оккупации. В 1953 году суд в Бордо начал рассматривать дело о расправе над жителями Орадур-сюр-Глан. Из двух сотен эсэсовцев, участвовавших в массовом убийстве, до этого момента дожили только 65. Непосредственно перед судом предстал 21 человек. Остальным удалось скрыться, причем многим — на территории ГДР.

Прощение ради примирения

Трудность была еще в том, что из 21 обвиняемого 14 были так называемыми «мalgre-nous». Речь идет о жителях Эльзаса и Лотарингии, территорий, которые после разгрома Франции в 1940 году были объявлены немецкими. Эльзасцев набирали в СС как немцев-добровольцев, но сами они заявляли, что оказались в рядах эсэсовцев по принуждению. В ходе разбирательства было установлено, что 13 эльзасцев, участвовавших в карательной акции в Орадур-сюр-Глан, действительно призвали принудительно, но один все-таки был добровольцем.

В итоге одному гражданину Германии и одному жителю Эльзаса-добровольцу, лично участвовавшим в процессе, был вынесен смертный приговор. Также заочно к смерти приговорили эсэсовцев, не участвовавших в процессе. 13 эльзасцам-«принужденцам» за массовое убийство дали от 6 до 7 лет принудительных работ. В Эльзасе, однако, даже такой вердикт сочли жестоким. Поэтому парламент Франции «во имя примирения» и в соответствии с «высшими интересами национального единства» отменил смертные приговоры и жителю Эльзаса, а вместе с ним — и всем немцам. Позже были амнистированы осужденные на принудительные работы. Немцы же, которым смертные приговоры заменили на тюремное заключение, вышли на свободу в 1958 году.

Штази против эсэсовца: оберштурмфюрер Барт понес самое тяжелое наказание

Среди «смертников»-заочников был и командующий 2-й танковой дивизией СС «Рейх» бригадефюрер СС Гейнц Ламмердинг. Многие историки полагают, что именно ему принадлежала идея карательной акции в Орадур-сюр-Глан, а Алольф Дикман был лишь исполнителем. Ламмердинг избежал выдачи во Францию, стал успешным бизнесменом в ФРГ и умер в 1971 году в возрасте 65 лет.

Иногда можно встретить утверждение, что власти ГДР сознательно не выдавали участников убийства в Орадур-сюр-Глан. Это неверно. Спецслужбы Восточной Германии вели розыск нацистских преступников, скрывавшихся под чужими именами. В июле 1981 года агенты Штази задержали бывшего оберштурмфюрера СС Гейнца Барта, многие годы выдававшего себя за образцового гражданина социалистической Германии. Как выяснилось, Барт участвовал не только в расправе над жителями Орадур-сюр-Глан, но и в карательных акциях в Чехии. 7 июня 1983 года за свои преступления он был приговорён к пожизненному тюремному заключению. На свободу Гейнц Барт вышел уже после объединения Германии, в 1997 году. Его освободили по состоянию здоровья. На воле каратель прожил еще целое десятилетие, скончавшись в возрасте 86 лет.

Храним вечную память о мучениках»

В 2014 году в Германии был найден 88-летний Вернер Кристикат, бывший военнослужащий 3-й роты 1-го батальона полка СС «Дер Фюрер», которого обвиняли как минимум в 25 убийствах в ходе расправы в Орадур-сюр-Глан. Но после нескольких месяцев разбирательств старичка освободили ввиду недостатка показаний свидетелей.

Неподалеку от старого Орадур-сюр-Глан построили новый, где сегодня проживает около 2000 человек. Исторический Орадур-сюр-Глан разделил судьбу Хатыни, став вечным напоминанием о злодеяниях тех, кто возомнил себя «сверхлюдьми». На памятнике, установленном в память о событиях 10 июня 1944 года, написано: «Орадур-сюр-Глан. Погибшим за Францию её детям. Храним вечную память о 642 мучениках мужчинах, женщинах, детях, убитых и сожжённых нацистскими войсками 10 июня 1944».