Мешанина из разных религиозных течений, оккультизма, мистики, да и просто фейков — с чем только не сталкиваются священники, когда к ним приходят люди, только начинающие свой путь к Богу.

АиФ.ru поговорил со священнослужителями о популярных околоцерковных суевериях и их борьбе с ними.

Голуби спасают души

«Был у меня такой случай, — рассказывает священник Николай Бабкин. — Один прихожанин после паломничества в Дивеево принялся усиленно кормить голубей. Мол, птицы клюют хлеб и зерно, совершая поклоны за усопшего. Больше голубей и больше поклонов — спасённые души. И якобы в результате такой божественно-голубиной механики запускается процесс очищения от грехов. В доказательство своей теории ссылался на святителя Николая Сербского и батюшку Серафима. Но все дело в том, что Преподобный Серафим такого не говорил, а святой Николай вообще писал про любовь к Богу и природе. Всё это фейки. Пришлось ему объяснять, что эти глупости распространяют дивеевские попрошайки, собирающие деньги с легковерных паломников „на корм птицам“. Дивеевские монахини давно борются с ними, но мафия бессмертна. Кормить птиц, конечно, дело богоугодное. Но история про поклоны и очищение тем самым от грехов — это суеверие».

Священник признаётся, что и сам обожает кормить птиц, особенно в паломничестве. «Но дятлы мне видятся молитвеннее голубей. Пора уже наконец решить, что „сильнее“: афонские чайки или русские голуби?» — иронизирует Николай Бабкин.

Нельзя работать в праздники?

В другой раз с вопросом к священнику пришла рукодельница. Знакомые обвинили её в том, что она вяжет в выходные, а это якобы тяжкий грех. «Моя бабушка до обеда никогда не работала, дожидаясь окончания обедни. Конечно, это благочестиво. Но не дай Бог никому из нас попасться в лапы суеверному доктору, — привёл пример Николай Бабкин. — Если вы считаете, что по праздникам грех работать (вышивать, стирать, мыть полы и т. д.), то тогда придётся отменить и крестный ход. Сядем, как древние евреи, и будем ждать захода солнца? В Старом Завете была запрещена работа по субботам и в праздничные и юбилейные дни. Нельзя было пройти более 1500 шагов. Но ведь из любого правила должны быть исключения».

Священник обращает внимание на учение Христа. «Иисус Христос предупреждал о формализме в вере, этаком „законническом инстинкте“. Как-то он прямо спросил у законников: „Вы бы помогли в субботу ослу, который провалился в яму? Почему вы же запрещаете делать добро в субботу?“ И вообще ныне Завет Новый, а Старый добавлен в архив (но не удалён), — говорит Николай Бабкин. — Я думаю, рукоделие — это не работа, а творчество, прекрасно настраивающее на молитву. Нельзя его сравнивать с копанием огорода или генеральной уборкой. Кстати, есть святая покровительница рукоделия: Тавифа, которую воскресил апостол Пётр. Поэтому я так и ответил обеспокоенной женщине: если кому-то не нравится труд Тавифы, это их проблемы. А христианину нельзя работать вместо богослужения, а после службы — сколько угодно. Лишь бы была польза для души и тела. А трудиться, вязать, вышивать не грех, даже в праздники».

Каббала и Крещение

С относительно новыми людскими суевериями, корни которых глубоко уходят в Средневековье, приходилось сталкиваться и священнику Виктору Кириченко.

«Перед крестинами всегда беседую с родителями малыша и будущими крёстными. Однажды ко мне пришли восприемники, а у них на запястье характерная красная ниточка, — рассказывает священник. — Спрашиваю: „Вы крещёные? Крестик носите?“ Отвечают: „Да-да!“ Подношу им ножницы: „Срезайте“. Сразу такое возмущение: „Зачем? Почему?“ Христиан защищает крест Христов. А вот эти амулеты пусть носят некрещёные».

Священник вспоминает, что один из крёстных по окончании таинства подошёл к нему и буквально стал требовать объяснений по поводу того, почему тот потребовал срезать красную нить.

«Начал говорить: „Как это так? Нам из самого Израиля её привезли!“ Я стал ему объяснять, что Израиль — это духовная родина трёх религий, — вспоминает Виктор Кириченко. — Святыней его считают и иудеи, и христиане, и мусульмане. И там есть такие улицы, по которым если священник с крестом пойдёт, на него могут и напасть. И не нужно считать, что если что-то из Израиля, то значит, что оно христианское. Есть такое средневековое оккультно-мистическое течение в иудаизме — каббала. И вот оттуда как раз и эти красные веревочки, на которых делаются узелки с произнесением заклинаний».

Священник говорит, что ему удалось убедить молодого человека. Он дал ему свой личный номер телефона, чтобы тот смог, если нужно, позвонить и обсудить вопросы духовной жизни.

«Я объяснил ему, что крест — это знак божьей любви, знак объятий. Если человек с крестом носит какой-то амулет, это неправильно. Всё равно, что у каждого из нас дома есть металлическая дверь. Хорошая, с замками, которые просто так не откроешь. Но ты приходишь домой, закрываешь её на все замки, но ещё, чтобы точно дверь эту не открыли, шваброй подпираешь», — говорит Виктор Кириченко.

666 — число дьявола

Не чуждо суеверие и самим монахам, как рассказывает богослов Дмитрий Банченко.

«У меня монах есть знакомый. Несколько лет назад я с ним общался, и он говорит: „А ты знаешь, что в паспорте есть число 666?“ Я ему не поверил. Говорю: „Ты что? С ума сошёл?“ Он мне: „Дай паспорт!“ Да, действительно, есть там нечто похожее на число 666, — вспоминает Дмитрий. — Если вы возьмете и откроете любую страницу, там по периметру написано: „6-6-6“. Правда, это какие-то узоры, но в них некоторые люди усматривают что-то. Я стал ему объяснять, что Господь вообще ни о чем подобном не говорил. А само „число дьявола“ пришло к нам из иудейской Торы. Не стоит на этом зацикливаться. Но вот такие люди есть, которые во всё это верят. С первого раза им объяснить невозможно, потому что человек просто не верит в Бога. Перестал ли видеть дьявольские числа в паспорте мой знакомый, я не знаю. С тех пор мы с ним контакт не поддерживали».