Молитва помогает. Из своей почти тридцатилетней практики много знаю примеров, когда горячая молитва за близких спасала и исцеляла. Это правда.

Но есть не только исследования, которые объективно подтверждают этот факт. Есть исследование, которое провели лет 15 назад. Одна группа молилась за участников другой группы. За их исцеление; это были больные люди. Никакого улучшения не произошло, вот так-то.

И скептики радостно за это исследование уцепились. Мол, видите, видите? Все это чушь и мракобесие. Молитвы не помогают!

Глупое исследование, на мой взгляд. Молитва предполагает особое духовное состояние того, кто молится. Достаточно вспомнить молитвы Иоанна Кронштадтского, их описание можно отдельно прочитать. Экстатическое духовное переживание, глубокая эмпатия, сострадание, личная нравственная чистота, - вот это как-то совсем не учли.

Эмоциональная связь с тем, о ком молятся, возможна в двух случаях:

- если это дорогой вам человек. Вы его любите всем сердцем.

- если вы достигли таких высот духовного развития, что способны любить всех людей. Всех понимать и всем сострадать.

В исследовании тех, о ком молятся, вообще обозначали сокращённо: "Джим А." или "Кэтрин С.". Мне лично эти имена ничего не говорят. И как-то странно эмоционально просить исцеления для этих имён, за которыми не видно человека.

Возможен и третий вариант, третий случай; когда о молитве за своего любимого близкого просит тот, кто его любит. Такой просящий молитв служит связующим звеном между своим близким и духовным молящимся. Он посредник.

Так люди шли к святым и к духовным лидерам за помощью близким. И просили молитв. Многочисленные случаи исцеления и спасения общеизвестны.

Молитва без любви - это вряд ли поможет, действительно. Молитва без любви о совершенно безразличном человеке, за которого никто не просит, - наверное, поэтому такое исследование и получилось. Оно доказало только, что нужны связь и любовь, чтобы молитвы подействовали.

А на самого человека молитвы влияют бесспорно. Эндрю Ньюберг — американский нейробиолог, профессор в области религиоведения университета штата Пенсильвания, директор по исследованиям в Центре интегративной медицины, изучал много лет мозг верующих во время молитвы: и францисканских монахов, и буддийских…

Действительно, работа мозга меняется. Действительно, изменяются нейронные связи. И действительно человек получает новые способности и возможности. Он меняется к лучшему.

Молитвы помогают. Иногда нам ничего не остаётся, кроме горячей и искренней молитвы за близкого; иногда и врач советует это последнее средство тихонько. Потому что многие врачи убедились в том, что есть чудесное влияние молитвы, когда абсолютно все врачебные меры исчерпаны.

Но ещё важное добавление: есть огромная разница между влиянием пятиминутной молитвы раз в неделю и ежедневной молитвы; это понятно, мозг ведь не сразу перестраивается. И как-то странно молиться только тогда, когда надо что-то выпросить; как раз в год письмо Деду Морозу писать с перечислением желаемого.

Мы молимся инстинктивно, как кричим "мама!" в опасной ситуации. Даже скептики, которые насмехаются над молитвами, молятся обычно, когда им страшно. И получают ответ на свои молитвы очень часто; но тут же забывают добро.

И жадно выискивают информацию о том, что все духовное - выдумка. А человек - всего лишь мешок с костями. А мозг - просто жирная субстанция в черепной коробке…

Но это не так. Молитва с любовью спасает и лечит, невзирая на расстояние. Но нужно связующее звено -искренняя любовь и Вера.

Анна Кирьянова