Кто погубил Айседору Дункан - шаль или подруга

Говорят, что Айседора Дункан погибла из-за шарфа. На самом деле, это была шаль. Она из-за шали погибла. Очень красивая была красная шаль с лазоревыми цветами, желтыми птицами и загадочными иероглифами. И с длинной бахромой - бахрома-то и зацепилась за колесо.

Лучшая подруга Айседоры по имени Мэри Дести громко закричала, пытаясь предупредить катастрофу: "Осторожнее!" - но уже поздно было. Она закричала слишком поздно, машина уже поехала. И что именно она закричала - непонятно, другие свидетели разное говорят. Они тоже пытались предупредить, но в крике Мэри потонули их возгласы...

А вот не вызывает доверия эта Мэри Дести, верная подруга Айседоры, которая всегда была рядом. И оставила теплые воспоминания, очень подробные, в которых слишком много неприятных для Айседоры Дункан деталей. Но вот написала воспоминания. И красивую шаль подарила, которая и задушила Айседору. Шаль, по некоторым сведениям, ей самой подарил ее любовник, сатанист и маг Алистер Кроули.

Мэри была одной из "Багровых жен" Кроули, тайное магическое имя ее было - сестра Виракам. И она много сделала для своего возлюбленного и для распространения его странных идей и ритуалов. Милая была, симпатичная и добрая женщина. К Айседоре была нежно привязана.

И очень беспокоилась из-за романа Айседоры и Есенина. Это неэтично и некрасиво! И беспокоилась из-за пьянства Айседоры. После того, как дети погибли, утонули в машине, Айседора принялась много пить - и Мэри об этом тоже печально написала в воспоминаниях. Подробно так. И этично подправила последние слова Айседоры: та закричала "Я еду к любви!", а Мэри поправила в мемуарах: "Я еду к славе!" - это приличнее.

И вот как появилась эта Мэри-Виракам, так несчастья и начались. В 1911 году Мэри отмечала свой день рождения с Кроули - и познакомила его с Айседорой. Та была на пике славы и богатства. Муж ее был миллионер, Парис Зингер, двое прелестных крошек резвились в зале прекрасного дома, турне, яхты, путешествия, хвалебные рецензии и рукоплескания... И преданная подруга Мэри рядом. Которая давно не Мэри, а Виракам, Багровая жена.

А в 1913 - произошла гибель детей Айседоры. И несчастье за несчастьем стали валиться на танцовщицу. Слава уходит, пьянство превращается в алкоголизм, потом поездка в Россию, недолгий роман с Есениным - он нехороший человек, так Мэри считала. Было с кем сравнить, видимо. То ли дело Кроули! Потом разорение и рождение третьего ребенка, который сразу умер.

Ну и все. Жизнь под откос. Друзья спасали Айседору, как могли; - и деньги давали, и работу для Айседоры находили, Уже Парис Зингер, с которым Айседора рассталась, был готов предложить помощь, но тут Мэри дарит шаль. И машет на прощанье рукой. И кричит, когда уже ничего нельзя поделать, мол, осторожнее!

И вот так появится рядом человек, станет другом, наперсником, хранителем тайн. А потом подарит шаль и воспоминания напишет трогательные. И при этом человеке такие начнутся несчастья, что мурашки по коже. Хотя он милый и подарки вот дарит.

Так погибла Айседора. А Мэри - Мэри вроде ничего прожила. Открыла сеть магазинов с косметикой. И написала высокоморальные воспоминания о пьющей подруге, на долю которой выпало так много утрат и несчастий... Так что Айседора погибла не из-за шарфа. А из-за шали. Или, возможно, из-за Мэри.

Анна Кирьянова