Все фразы, которыми психологи советуют отвечать на злобные незаслуженные нападки, бесполезны. Сразу видно, эти психологи редко общаются с людьми вне своего кабинета. И точно так же переживают и теряются, когда на них нападают ни с того ни с сего.

Эти «волшебные фразы» такие психологи придумали потом, после конфликта, когда мечтали и воображали, как ответили бы обидчику. И он бы замолчал и покраснел от стыда. Или онемел бы от изумления.

Я знаю жизнь. И отлично знаю, что вам ответят на «волшебные» фразы и способы агрессоры.

Первый способ - заливисто рассмеяться в ответ на нападки, - можно вообще в расчёт не брать. В сети хоть сколько заливисто хохочи - все равно оппонент не услышит.

А в личном общении ваш заливистый смех вызовет такой ответ: «я сразу понял, что вы ненормальный!». Конечно, конфликт может на этом месте прекратиться. Это бесспорно. Но называть вас победителем вряд ли можно, не так ли?

Вторая фраза - спросите у токса: «что вы от меня хотите?». Он, мол, растеряется и замолчит. Ну-ну. Сразу видно, психолог токсов не знает.

»Я хочу справедливости и уважения! Хочу, чтобы вы выполнили свою работу как надо! Не так как вы делаете, а как надо! Я хочу, чтобы вы по-человечески относились к тем, кто нуждается в вашей помощи!

Я хочу, чтобы вы не смели разговаривать со мной таким тоном! Я хочу, чтобы таких идиотов, как вы, было поменьше!», - свои хотения агрессор может высказывать разнообразно и бесконечно. Вы просто откроете шлюз.

Третий приём - спросить: «вы всегда так злитесь?». После этой коронной фразы токс изольёт на вас всю злобу, которая копилась годами. И покажет, как он злится по-настоящему. Это как свирепую собаку дернуть за хвост, когда она злится. Тогда увидите, как она злится по-настоящему…

Все, что вы скажете, будет использовано против вас. И вас польют отборной бранью. И оскорбят умело и профессионально. Советы психологов иногда - как советы романтичному юноше или домохозяйке - как победить на боксерском ринге в бою с профессионалом.

Отвечайте сообразно своим возможностям. И если возможно, достаньте телефон и записывайте все оскорбления, если речь о прямом общении. Сначала агрессор не заметит этого, но вы включите запись. Погромче. Тогда он услышит.

А в сети скрины очень помогают. Заскриньте его злобные выпады и вместо ответа пошлите обратно агрессору. Очень хорошо, если это не аноним. Потому что агрессор в сети - это трусливое создание. Он не предполагает, что его слова могут быть запротоколированы и использованы. А как именно - пусть думает. И вы подумайте. Может, и правда надо дать делу ход?

Конфликт с анонимом я не рассматриваю. Какой конфликт может быть с Никем? С Нечто, которое стыдится даже собственного имени и так запугано, что боится показать своё лицо? Это не человек. Следовательно, конфликта быть не может.

Записывайте, скриньте и возвращайте. Хорошо работает принцип отзеркаливания. Вы вернёте все зло, которое нападающий вложил в свои слова. Отзеркаливание лишит нападающего разума; он может перейти и к угрозам - все, он попался. За угрозы предусмотрена ответственность. А скрины - раз вы их делаете, значит, вы способны их использовать…

Если оскорбитель прохаживается по вашей внешности, присылайте ему его собственные фотографии в ответ. И предлагайте взглянуть на них. Больше ничего не добавляйте.

А если это личное общение - можно молча сфотографировать и предложить полюбоваться портретом. Так и скажите: «вы, видимо, давно на себя не смотрели. Вот, посмотрите!».

Токс страдает комплексом неполноценности, даже если делает вид, что уверен в своей красоте. Он поэтому и задевает внешность других - из-за своих комплексов. И свой собственный портрет он воспримет как ужасное оскорбление.

И вам не придётся грубо ругаться. Вы просто возвращаете то, что вам принесли.

Скрины и записи имеют волшебное действие. Вот они реально помогают, даже если напавший хорохорится. Но теперь он понимает, что вы не безобидное создание.

Потому что нападают на безобидных. На слабых. На тех, кто не способен дать отпор. Сдачу. Верните даже не сдачу; верните все, что вам пытались дать. Отзеркаливание - хороший способ. И доказательство…

Анна Кирьянова