Бизнес-тренинги, коучинг, менторство… Каких только практик сегодня не существует для повышения профессиональной эффективности. В случае грамотного подхода они дают полезные инструменты, повышают мотивацию, позволяют почерпнуть новые идеи. Как в эту вереницу вписывается творчество? Рассказывает арт-терапевт.

Итак, давайте разбираться. Начнем с того, что творчество дает нам в целом. Оно может помочь:

развить креативность и абстрактное мышление;

развить эмоциональную сферу;

выразить себя, свои идеи и эмоции;

снять напряжение и стресс, обрести ресурс.

Как видите, все это весьма полезные вещи — в том числе и для повышения профессиональной эффективности. Таким образом, появляется отдельное направление — арт-коучинг, то есть синтез арт-терапии и классического коучинга.

Главная особенность арт-коучинга — то, что мы можем выйти за рамки привычного рационального мышления и обратиться к своей чувствующей, интуитивной, творческой части. Что, в свою очередь, дает импульс для перемен, ведь в обычной жизни мы размышляем над своими задачами исключительно при помощи разума и можем попасть в ловушки мышления, оказаться во власти стереотипов или механизмов психологической защиты.

Применяя творческие техники, мы обретаем гибкость и можем увидеть задачу с совершенно неожиданного ракурса или, например, осознать свои внутренние блоки или страхи, не дающие двигаться к цели. Арт-коучинг создает мостик между рациональным и интуитивным, эмоциональным, позволяя открывать для себя новые возможности.

Вы можете попробовать самостоятельно применить одну из техник.

ТЕХНИКА ДЛЯ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ

Способ №1 — с применением метафорических карт Это карты с разнообразными изображениями, которые стали популярными далеко не только у психологов.

1. Выберите цель, в достижении которой у вас возникли трудности.

2. Рассмотрите изображения на картах и выберите две из них. Одно должно символизировать то, как обстоят дела сейчас, а второе — ту цель, к которой вы хотите прийти.

3. Ответьте себе на вопросы:

Почему вы выбрали именно эти карты?

Какие эмоции и ассоциации у вас вызывает каждое изображение?

Как они связаны с ситуацией, в которой вы находитесь?

В чем самая главная разница двух изображений?

Как это описывает разницу текущего и желаемого состояния в реальной жизни?

4. Теперь переверните оставшиеся карты рубашкой вверх и случайным образом выберите еще одну карту. Эта карта будет отвечать на вопрос «Как прийти из нынешней точки в желаемую».

5. Ответьте себе на вопросы:

С чем ассоциируется новое изображение?

Какие действия оно могло бы символизировать?

Способ №2 — рисовать самому

1. Возьмите цветные карандаши и три листа бумаги.

2. Нарисуйте текущую ситуацию и вашу цель, проанализируйте эти рисунки, используя вопросы из первого варианта упражнения.

3. Затем положите пустой лист между готовыми работами и нарисуйте рисунок, символизирующий переход от текущей ситуации к желаемой.

4. Сфокусируйтесь на ощущениях, которые возникают при создании рисунка. Насколько просто было его нарисовать? Также проанализируйте готовое изображение: какие действия оно символизирует?

У арт-терапевтов есть любимая фраза: «Изменилось на бумаге — изменится и в жизни». Проверьте ее на себе, попробовав предложенные техники.

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты — это набор картинок, на которых могут быть изображены люди и жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта и не только. Каждый рисунок — это ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний человека. В чем особенность этих карт? Они помогают актуализировать насущные проблемы, найти варианты их решения, обратиться к подсознанию, снять барьеры.

Ольга Петрова, психолог, арт-терапевт, ассоциированный член Арт-терапевтической ассоциации.