Социальные сети превращаются в брачные узы. Виртуальный брак – давно уже не новость. Есть сервисы, которые виртуально регистрируют отношения и выдают свидетельство о заключении брака. Если возникли такие услуги, значит, на них есть спрос. Спрос на уход из реальности. По сути, уход из жизни. Правда, пока это мало кто осознаёт.

Виртуализация личной жизни всё ещё кажется формой, расширяющей возможности и упрощающей поиски партнёра или партнёрши. Клиповая эпоха, начавшаяся более 10 лет назад, породила клиповое мышление, предполагающее затрату минимума времени на максимум эффекта. Тексты и ролики, которые пользователь Интернета готов читать и смотреть, становятся всё короче. Постепенно формируется потребность получать желаемое в один клик, причём, не покидая насиженного места.

Доставка на дом – знак времени. Как удивительно меняются оттенки значения глагола «доставлять»! Раньше люди доставляли друг другу удовольствие, теперь всё чаще доставляют продукты потребления. И отношения постепенно превращаются в такой продукт, который с успехом могут доставить социальные сети. Главное – не надо прикладывать лишних усилий. Пицца – в один клик, дружба – в один клик. А любовь?

Расскажу вам две истории, рассказанные пользователями соцсетей.

История первая. Зрелый мужчина посетовал на то, что его молодая возлюбленная не может решиться на брак. Случай нетипичный, обычно женщины безутешно ждут предложения от мужчин, поэтому мне стало интересно. По словам героя этой мелодрамы, близкие отношения продолжаются несколько лет, и он считает избранницу своей женой. Он осыпает её подарками и деньгами, воплощает её мечты, уступает ей в спорах, исполняет её прихоти, но она просит ещё немножко подождать. Только на втором десятке сообщений я поняла, что возлюбленные живут в разных странах.

Они встречались несколько раз за 5 лет. Она приезжает ненадолго, принимает подарки и возвращается к себе на родину. Между редкими встречами – эпистолярный роман. Нет, это не ругательство! Хотя, возможно, слово «эпистолярный» уже пора отнести к разряду ненормативной лексики, в том смысле, что роман по переписке в соцсетях – это вообще не отношения, не норма, с точки зрения психологического здоровья! Во всяком случае, виртуальные отношения не признаются разновидностью здоровой эмоциональной близости большинством последователей научной психологии.

История вторая. Всё совсем наоборот. Девушка хочет стать женой, но её избранник настаивает на том, что сначала нужно создать финансовую основу для брака, а уже потом регистрировать отношения. Он с утра до ночи работает в офисе, редко находит время для встреч. Она тоскует по нему, хочет видеться чаще, ей не хватает его внимания, хотя он живёт где-то рядом, на соседней улице. Возлюбленный активно флиртует с разными женщинами в социальных сетях. Возможно, это форма отдыха в промежутках между выполнением профессиональных обязанностей. Она уверена, что любит он только её. Они знакомы 4 месяца и виделись всего 3 раза. Она присматривает свадебное платье.

Клиповые романы становятся знаком времени. С одной стороны, они позволяют получать редкие яркие эмоции, с другой – дают возможность продолжать клиповый сериал бесконечно. В реальных отношениях уже давно можно было бы почувствовать обман и лицемерие, а в клипе всё остаётся красиво и возбуждающе. На переживание настоящих чувств нет времени: быстро встретились – быстро расстались. Реальное сближение предполагает постепенное изучение личностей друг друга в ежедневном физическом контакте, день за днём. Виртуальное избегание реальности позволяет никогда не узнать настоящих качеств партнёра или партнёрши. Соцсети – прекрасный инструмент, который помогает создавать качественную иллюзию избранника или избранницы на основе симуляций и фантазий.

Соцсети постепенно вытесняют реальность. Виртуальные контакты приравниваются к реальным отношениям. Некоторые пользователи стараются не замечать, что френды и френдессы – это лишь публичные образы, созданные реальными людьми. Реальные люди и аватары, представленные в соцсетях – далеко не одно и то же. Соцсети не требуют предоставлять паспортные данные и подлинные фотографии пользователей. Это особый мир, где можно стать таким, каким хочется предстать в глазах окружающих. Это маскарад, в котором любая маска приемлема. Даже если пользователь не намерен скрывать своё настоящее лицо, всё равно остаются допустимые границы откровенности в публичном пространстве. Можно скрыть то, что не хочется предъявлять сообществу, и добавить красок к тому, что хочется сделать более заметным. У наблюдателя есть возможность увидеть только то, что хочет показать автор публикаций, и не больше.

В облачной жизни удобно демонстрировать те части своей личности, которые позволяют получать одобрение подписчиков. И не важно, есть ли эти качества в реальности. В публичном интернет-пространстве главное – отклик. Текст становится подменой эмоций. Поскольку виртуальное предъявление не позволяет полностью передавать и воспринимать живые человеческие чувства, они замещаются словами. Даже если переживаний на самом деле нет, всегда можно найти слова и предъявить текст.

Размышляя над двумя судьбами, я задумалась, что происходит с теми, кто постепенно превращает общество в огромное виртуальное сообщество аватаров, отношения – в контакты, разговор – в переписку, а любовь – во взаимное комментирование всех постов. Эмоции – это часть не только психического, но и физиологического здоровья. Настоящие чувства и переживания в контакте с людьми – основа жизни. Прекращается живой контакт, прекращаются реальные переживания – уменьшается жизнеспособность личности. Не случайно приближение к смерти характеризуется угасанием эмоциональности и безразличием к окружающему миру.

Надеюсь, я никогда не прочитаю такую речь админа виртуального ЗАГСа в комментариях под торжественной свадебной публикацией кого-то из моих близких: «В знак согласия обменяйтесь лайками и сердечками. Объявляю вас мужем и женой». Я хочу остаться живой и настоящей в реальном мире. А вы?

Лиза Питеркина