Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Администратор пишет:

Волшебное время, когда оживают куклы

Источник: Воронина Наталья

 

 Волшебное время, когда оживают куклы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Давай мы ключик в сказку повернём: 
И в пышном белом платье балерина 
Закружится, изящно выгнув спину, 
Ах, волшебство, мы утопаем в нём... 
И музыкой тех добрых, детских лет 
Заполним дом по капелькам стаккато... 
И зазвенит Бетховен или Лядов, 
Из прошлого послав нам 
Свой привет...

Какое оно — Волшебство? Как оно звучит, чем пахнет? Для меня оно искрится новогодними огоньками, пахнет мандаринами и звучит как чудесная музыкальная шкатулка. Поворачиваем резной ключик и сказка оживает, начинается Волшебство!

старинные куклы

Все мы знаем, что кукол стали делать очень, очень давно. А мечтать о том, чтобы оживить их? Думаю, каждый Мастер задумывался над этим. И вот в просвещенном XVIII веке это наконец-то удалось. Как же так получилось, что без использования микросхем, программирования и электроприводов чудесные игрушки танцевали, писали письма, клоуны кувыркались, а собачки исполняли сальто и маленькие человечки хлопали им в ладоши? Очень просто, это — Настоящее Волшебство!

автоматоны

В 1730-х французский изобретатель и настоящий волшебник Жак де Вокэнсон поражал зрителей серией чудесных и потрясающе живых автоматов. Он создал механического флейтиста, который при помощи пары искусственных «легких» мог исполнить 12 мелодий, а позже сделал трубача и барабанщика, играющих быстрее, чем обычный человек. А его триумфом стало представление 1739 года — «Кормящаяся Утка», которая взмахивала крыльями, плескалась в лужице воды и — совершенно удивительно — клевала зерно с рук зрителей и даже какала на серебряное блюдо :) Позолоченный медный автомат был приведен в действие падающими весами, которые поворачивали сложную конструкцию кулачков и рычагов, чтобы копировать движение птицы. Гибкие резиновые трубки служили внутренностями утки-робота и производили впечатление, что она на самом деле может глотать и переваривать еду. Пораженный Вольтер сравнил Вокэнсона с Прометеем и написал: «Без … утки Вокэнсона, у нас не будет ничего, чтобы напомнить нам о славе Франции».

заводные игрушки антикварные куклы музыкальные шкатулки

Ах,  Волшебство, как оно будоражило умы умелым мастерам-часовщикам под пудренными париками.

волшебство

Швейцарский волшебник Пьер Жаке-Дро был замечательным часовщиком, но его теперь помнят как создателя трех самых необычных автоматов 18-го века. Созданный в 1768, «Писатель» был куклой два фута высотой, разработанной, чтобы быть похожим на мальчика, сидящего за столом. При помощи дискового набора и тысячи движущихся частей, робот мог опустить гусиное перо в чернильницу и написать до 40 строк на листке бумаги. Позже он создал еще два автоматона, работающих по тому же принципу — «Чертежник» использовал карандаш, чтобы нарисовать четыре картины, включая портрет короля Людовика XV, в то время как “Музыкант” играл пять различных мелодий на настоящем органе. Глаза кукол следили за их движеньями, грудь «Музыканта» вздымалась, когда он «дышал» и раскланивался между мелодиями. Автоматы Жаке-Дро были показаны удивленным толпам в королевских судах Европы в конце 18-го века и были позже переданы музею в Швейцарии. Удивительно, но все три автоматона прекрасно работают и по сей день. А по принципу их механизмов уже другие мастера позже стали создавать своих «живых» кукол, и создают до сих пор.

сказка

Вот один из таких «автоматических» рисунков.

музыка шарманка шарманка

И это тоже волшебник — Предсказатель судьбы из сказочного и таинственного Китая он умеет делать 10 различных рисунков.

Несколько лет назад нам с дочкой необычайно повезло — мы оказались в Эрмитаже именно в тот день и час, когда там заводят часы. Переходя вслед за мастером из одного зала в другой под бой и перезвон старинных часов, мы очутились наконец в зале со знаменитым Павлином и, затаив дыхание, следили, как одним поворотом ключа мастер-Волшебник оживляет его.

Часы «Павлин» были созданы в мастерской английского механика Джеймса Кокса и мастера Фридриха Юри в 1770-е годы, они были куплены Потёмкиным в подарок императрице Екатерине II, но сильно пострадали при перевозке и были восстановлены Кулибиным только после смерти Потёмкина. Это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений. Волшебство продолжается.

«...На зеленой, усеянной цветами лужайке стоял замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен. Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры и дамы в шляпах с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который так весь и сиял (столько свечек горело в серебряных люстрах! ), под музыку плясали дети в коротких камзольчиках и юбочках. Господин в изумрудно-зеленом плаще выглядывал из окна, раскланивался и снова прятался, а внизу, в дверях замка, появлялся и снова уходил крестный Дроссельмейер, только ростом он был с папин мизинец, не больше...»

Подобные музыкальные автоматы с танцующими парами стояли в кафе и залах ожидания на вокзалах Швейцарии. Опускаешь монетку в щель и танцоры кружатся под музыку, музыканты играют и бьют в барабаны.

А это — живая картина, на ней бушует море, корабль плывёт и поезд проезжает мост, а маленькие крестьяне идут по своим делам. Она живая, по-настоящему!

Но вот просвещенный XVIII век закончился, а созданные мастерами волшебные куклы продолжали жить и в романтическом XIX веке. Появились на свет смешные музыканты-обезьянки, вальсирующие пары и даже поющие соловьи.

«... однажды императору прислали из Японии ящичек, завернутый в шелковую материю. На ящичке было написано: «Соловей». Ящик открыли, но в нем была не книга, а разукрашенная коробочка. А в коробочке лежал искусственный соловей. Он был очень похож на живого, но весь осыпан брильянтами, рубинами и сапфирами. Стоило завести игрушечную птицу - и она начинала петь одну из тех песен, которые пел настоящий соловей, и вертеть позолоченным хвостиком. На шейке у птицы была ленточка с надписью: «Соловей императора японского ничто в сравнении с соловьем императора китайского». — Какая прелесть! — сказали все. А того, кто привез драгоценную птицу, сейчас же возвели в чин придворного поставщика соловьев...» 

 

Как они поют? Совсем как настоящие, и это удивительно и чудесно! Птички поворачивают голову, взмахивают крыльями и горлышко трепещет. 

 

 

Послушать, как поют механические птички, играют шарманки и увидеть оживших кукол можно до конца января в Москве в Музее Прикладного искусства на Делегатской. Там сейчас проходит выставка «Новогодние сюрпризы», на которой я побывала. Она чудесная! Билеты продаются по сеансам и экскурсовод не только рассказывает об экспонатах, но заводит кукол и музыкальные инструменты, и они оживают! Именно под впечатлением от этой выставки и написала я эту публикацию.

В публикации использованы фотографии Марины Рунович с выставки «Новогодние сюрпризы» и материалы из интернета.

Волшебного года всем нам!

 

Ключевые слова:   старинные куклы, автоматоны, заводные игрушки, антикварные куклы, музыкальные шкатулки, волшебство, сказка, музыка, шарманка

Это интересно
+15

Администратор 17.01.2017 , обновлено  17.01.2017
Пожаловаться Просмотров: 4176  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены