Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56176 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Этапы итальянского Возрождения

Несмотря на уверенность гугла в том, что «Ренессанс» – это «надежное страхование» и «отель 4 звезды вблизи ипподрома», нас этот термин интересует в первую очередь как период в истории искусства между Средневековьем и Новым временем. Условно его делят на две ветви: Итальянское Возрождение и Северное Возрождение, и сегодня мы будем говорить о периодизации первого. Как водится, речь пойдет о живописи, хотя новые тенденции появились во всех искусствах.

 

Проторенессанс, или Треченто

 

Кто: Чимабуэ, Джотто, Дуччо, Симоне Мартини, Липпо Мемми, Лоренцетти, Пьетро Каваллини.

Где: Флоренция (Чимабуэ, Джотто), Сиена (Дуччо, Симоне Мартини, Липпо Мемми, Лоренцетти), Рим (Пьетро Каваллини).

Когда: 2-я половина XIII века – XIV век. Итальянское название «Треченто» переводится как «триста».

В этот момент в умах людей начинает постепенно зреть идея: а что, если человек – пуп земли? Пока очень осторожно, в режиме «Ну а вдруг?». Бога никто не отменял, но Данте Алигьери в «Божественной комедии» уже дерзит высшим и в первую очередь низшим силам в лицо:

А если стал порочен целый свет,

То был тому единственной причиной

Сам человек: лишь он – источник бед,

Своих скорбей создатель он единый.

Итак, Возрождение – это в первую очередь не про религиозные чувства, а про личность. И уже в Треченто сквозь евангельские сюжеты пробиваются индивидуальные психологические черты. Теперь это уже не абстрактные передатчики церковных идей, а хотя бы немножко люди.

Как распознать: Персонажи кажутся современному человеку написанными неловко и без знания основ анатомии, в отличие от более поздних периодов. Но вместе с тем на лицах героев есть эмоции и чувства. Иногда активно вводится интерьер или пейзаж в попытке передать глубину и выделить передний и задний план. Есть хоть еще неумелый, но всё же объем взамен былой плоскостности.

 

Раннее Возрождение, или Кватроченто

Кто: Фра Анджелико, Боттичелли, Мазаччо, Пьерро делла Франческа, Якопо Беллини с сыновьями Джентиле и Джованни, Пинтуриккьо, Перуджино, Гирландайо и другие.

Где: В первую очередь Флоренция.

Когда: XV век. «Кватроченто» переводится как «четыреста», то есть, 1400-е.

Художник краешком глаза начинает пугливо и исподтишка поглядывать на Античность. Таких любопытных становится всё больше, и список мастеров мне пришлось завершать многозначительным «и другие». Еще больше человеческого в образах, которые когда-то были лишь идеями в кривоватом людском обличье.

Как распознать: Человек уже похож сам на себя, более-менее соблюдаются пропорции (уроки анатомии не пропали даром). Но принадлежность к раннему этапу Возрождения выдают слишком уж четкие геометрические формы, которые ближе к архитектуре, чем к живописи – пережиток лохматого Средневековья. Есть картины мифологического и портретного жанра.

 

Высокое Возрождение, или Чинквеченто

Кто: Именно на этот период приходятся имена, которые у всех на слуху. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – дети эпохи Высокого Возрождения.

Где: Главным образом Рим.

Когда: конец XV – 1-я четверть XVI века. Опять же название периода не с потолка взялось: «Чинквеченто» – это «пятьсот».

Античность становится примером для подражания. Причем церковь не против, а чуть ли не «за»: с ее молчаливого согласия новая римская архитектура приобретает древнеримские и древнегреческие очертания, а в живописи продолжается конкурс красоты среди Венер и Галатей. Вражда с язычниками забыта, угрозы для церкви они уже не несут, поэтому к чему отказываться от их достижений в искусстве? Отсюда и восхищение обнаженным телом, так свойственное Античности.

Как распознать: «Человеческое, слишком человеческое». От пережитков Средневековья осталось немного. На картинах – реальные люди из плоти и крови, даже если они персонажи Священного писания. Об их принадлежности к православному пантеону говорит только нимб над головой (и то не всегда он есть). Закройте его рукой – и получите простого смертного. Излюбленные сочетания цветов: красный и синий, красный и зеленый. И хотя индивидуальный почерк у каждого художника свой, всех их роднит уже мастерское умение передавать объем, выстраивать гармоничную композицию, находить удачные колористические решения, идеально соблюдать анатомические пропорции, натуралистично работать с многофигурными композициями и наполнять полотно динамикой.

 

Позднее Возрождение, или Сейченто

Кто: Тициан, Тинторетто, Джорджоне, Веронезе, Корреджо, Джорджо Вазари, Аллори.

Где: Венеция, Флоренция.

Когда: 2-я четверть XVI – конец XVI века. Название «Сейченто», как уже нетрудно догадаться, означает «шестьсот». Но сделаем важную оговорку:  период «Сейченто» включает в себя не только Позднее Возрождение, но так же более поздние маньеризм и барокко.

Кое-кто из церковной верхушки решает, что этак недолго и в Апокалипсис угодить. Поэтому нужно гнать лесом всех воспевателей женских прелестей и певцов безбожной Античности. Это движение называется Контрреформацией. Ее действия простирались далеко за рамки изобразительных искусств, но сегодня речь о живописи. Поэтому постараемся, проглотив ком в горле, не вдаваться в подробности о срочной мобилизации инквизиции и первом «Индексе запрещенных книг». Ясное дело, что таких условиях художникам становится как-то не по себе, при виде античной статуи лихорадит, да и на обнаженку тянет уже не так, как прежде – первый синдром импотенции в искусстве. Ну да ничего, возьмем не формами, так вычурностью и изяществом. А здесь и до маньеризма с барокко недалеко.

Как распознать: изломанная изощренность поз и жестов, хитроумная цветовая гамма, преимущественно одетые (хотя бы чисто символически) герои картин, слащавые лица. Мужские персонажи на вид пока не похожи на геев, но и натуралами их уже не назовешь.

 

ИСТОЧНИК: https://paintingrussia.com

Это интересно
+15

18.06.2018
Пожаловаться Просмотров: 3006  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены