Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Художница Зинаида Серебрякова (1884-1967)

 

Художница Зинаида Серебрякова (1884-1967) — одна из первых в России профессиональных женщин-художников. В 2017 году исполнилось 50 лет со дня ее смерти и отмечалось столетие революционных событий 1917 года — времени, когда судьба Серебряковой, как и многих людей, трагически переменилась.

Этим датам была посвящена выставка произведений художницы в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, в апреле 2017 года.

Предлагаю посмотреть часть картин той прошедшей выставки...

 

Зинаида Серебрякова. Портрет Бориса Серебрякова, 1913. Холст, масло.

Как и все представители известной художественной династии Бенуа — Лансере, Зинаида рисовала с самого детства. Молодая художница изящно обыгрывала различные повседневные мотивы: автопортреты, сцены домашней жизни, увиденное во время заграничных поездок, обстановку в учебных классах.

Зинаида Серебрякова. Порт Коллиур, Франция. Бумага, темпера. 1930.

Каждое лето художница проводит в родовой усадьбе в селе Нескучное. Зинаиду Серебрякову увлекает и величественный размах бескрайних полей, и высокие небеса, и цветущие сады. В поездках начала 1910-х годов художница рисует торжественные горные пейзажи Крыма и Швейцарии.

В селе Нескучном Серебрякова пишет портреты родных, друзей и гостей усадьбы. Светлые и поэтичные, эти вещи отражают состояние художницы, ощущающей полноту семейного счастья. Тогда же появляется серия автопортретов, лучащихся женственностью и полных романтической взволнованности. Среди них — знаменитая работа «За туалетом. Автопортрет».

Зинаида Серебрякова. Анси, Франция. Бумага, темпера. 1933.

Сначала в имении Нескучном, а затем в Петрограде Серебрякова постоянно рисует своих детей: Женю, Шуру, Тату, Катю. На ее полотнах дети не позируют, а живут своей жизнью, в которой так много разных дел и интересов.

Сразу же по приезде в село Нескучное Серебрякова начинает делать зарисовки крестьян, которые образуют серию «Типы крестьян Курской губернии». Иное, масштабное звучание приобретают картины 1910-х годов: «Баня», «Жатва», «Беление холста». Обыденная жизнь крестьян предстает здесь в виде ритуального действия, полного достоинства и величия.

Зинаида Серебрякова. Вид на Фес. Бумага, темпера. 1932

В 1915-1916 годах Серебрякова вместе с другими художниками «Мира искусства» работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала в Москве. В основу замысла легла идея о роли России как моста между Западом и Востоком. Серебрякова исполнила несколько эскизов к панно, представляющему аллегории стран Востока. Из-за начавшихся революционных событий проект не был реализован.

Зинаида Серебрякова. Вид на внутренний двор и Фес. Бумага, темпера. 1932.

В 1919 году умирает от тифа муж Зинаиды Серебряковой, Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Имение Нескучное разграблено. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш.

Зинаида Серебрякова. Вид на гавань Коллиура, 1930. Бумага, темпера, 43 х 60 см.

В это время она рисует своё самое трагическое произведение — «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Серебрякова отказывается перейти на популярный футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.

В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда, Н.Л. Бенуа. Ради заработка художница берется за заказные портреты. Но по-прежнему главными ее моделями остаются дети, друзья, родные. Меняется интонация авто­портретов: отныне Серебрякова утверждает себя в образе художника и матери.

Зинаида Серебрякова. Дома в Коллиуре, 1930. Бумага, гуашь, 43 х 61см.

В начале 1920-х годов творчество Серебряковой тесно связано с миром балета: дочь Татьяна поступает в хореографическое училище, а сама художница благодаря А. Бенуа получает пропуск за кулисы Мариинского театра. Ее влечет таинственный мир артистических уборных, где есть возможность делать натурные наброски, превращая их впоследствии в картины.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет, 1909. Холст, масло, 75 х 65см.

Зинаида Серебрякова. Девушка со свечкой. Автопортрет. 1911. Холст, масло.

Художница Зинаида Серебрякова в 1924 году выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось. В дальнейшем двух детей — Александра и Екатерину — удалось к ней послать.
Французский период охватывает 43 года, проведенные Сереб­ряковой в эмиграции.

Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова. Холст, масло. 1909 г.

В Париже она получает заказы на портреты четы Шаляпиных, внучки Лорис-Меликова, Лифаря, графини Голи­цыной и других представителей цвета русской эмиграции. Во время поездок на юг Франции и в Италию художница создает пейзажи, очаровывающие легкостью звучания и свежестью колорита.

Зинаида Серебрякова. За завтраком. Холст, масло. 1914г.
  Художница Зинаида Серебрякова много путешествует. Бельгийский барон Ж. — А. де Броуэр, впечатленный ее талантом, организовал ей две поездки в Африку, в Марокко (1928, 1932), оплачивая их на условии выбора понравившихся ему работ. Серебрякова делает наброски людей разных рас, любуясь их природной красотой и достоинством. Мароккан­ские работы, экспонированные по приезде в Париж, были восторженно приняты современниками.

Зинаида Серебрякова. Карточный домик, 1919. Холст, масло.

Художница Зинаида Серебрякова в 1936 году получила заказ на роспись бельгий­ской виллы, принадлежащей барону де Броуэру. Это единственный в ее биографии состоявшийся опыт работы в архитектуре. Шесть панно выполнены в духе фламандских мастеров XVII века. Долгое время судьба монументального ансамбля была неизвестна. К счастью, вилла, находившаяся в районе ожесточенных боев Второй мировой войны, осталась цела. В Москве эти работы экспонируются впервые.

Зинаида Серебрякова. «Портрет Б. А. Серебрякова»

 


«Автопортрет с дочерьми»



«Балетная уборная Снежинки» (563x700, 395Kb)

Зинаида Серебрякова «Балетная уборная Снежинки» Холст, масло. 1923, 105×85 см.

 

«Катя с куклами»

 

«На кухне. Портрет Кати»



0_14e239_1bc50e54_XXL (700x417, 236Kb)

Выставка работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее - апрель 2017 г



9_a267afdb (700x466, 285Kb)

Выставка работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее - апрель 2017 г



17-1365 (700x467, 367Kb)

Выставка работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее - апрель 2017 г



Автопортрет, 1920-е годы (564x700, 356Kb)

«Автопортрет» 1920г.



Англия. 1933 год (700x542, 366Kb)

Англия. 1933 год



Борис Серебряков, 1908 год (700x532, 378Kb)

Борис Серебряков, 1908 год.



Версаль. Крыши города. 1924 (700x541, 451Kb)

Версаль. Крыши города. 1924



Вид из окна. Нескучное. 1910 год (502x700, 397Kb)

Вид из окна. Нескучное. 1910 год



жатва 1915 (700x553, 398Kb)

жатва 1915



Женевское озеро. 1954 (700x505, 267Kb)

Женевское озеро. 1954



Зимний пейзаж. 1910 (596x700, 573Kb)

Зимний пейзаж. 1910



Зинаида Серебрякова на пляже 1927 (700x565, 457Kb)

Зинаида Серебрякова. на пляже 1927



Зинаида Серебрякова Портрет М.Н.Бенуа. 1910 г. (526x700, 224Kb)

Зинаида Серебрякова Портрет М.Н.Бенуа. 1910 г.



Зинаида Серебрякова. Катя на пляже,1930. Холст, масло, 92х72. Частное собрание (536x700, 456Kb)

Зинаида Серебрякова. Катя на пляже,1930. Холст, масло, 92х72. Частное собрание



Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Холст, масло. Турция и Сиам. 1916. - (600x606, 273Kb)

Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Холст, масло. Турция и Сиам. 1916.



Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Холст, масло. Турция и Сиам. 1916. (600x606, 307Kb)


Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Холст, масло. Турция и Сиам. 1916.



Искусство и Свет (700x542, 582Kb)

Искусство и Свет

 

юрисп (423x700, 298Kb)  

Флора



Князь Всеволод Владимирович Оболенский. 1936. 60 х 46 см. пастель. Частная коллекция (538x700, 395Kb)

Князь Всеволод Владимирович Оболенский. 1936. 60 х 46 см. пастель. Частная коллекция

 

Коллиур. Катя на террасе. 1930 год (700x634, 485Kb)

Коллиур. Катя на террасе. 1930 год

 

Катя в голубом у елки. 1922, 63.6×47.5 см.



Крестьяне, обед, 1914-1915 годы (520x700, 408Kb)

Крестьяне, обед, 1914-1915 годы



Купальщица, 1911 год, Частная коллекция (596x700, 472Kb)

Купальщица, 1911 год, Частная коллекция

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности.

Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер.

Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба.

Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы.

Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.

Лучше всего эту мысль выразил поэт-символист Вячеслав Иванов:

 

Вы, чей резец, палитра, лира,

Согласных муз одна семья

Вы нас уводите из мира

В соседство инобытия.

 

И чем зеркальней отражает

Кристалл искусства лик земной,

Тем явственней нас поражает

В нем жизнь иная, свет иной

 

    И про себя даемся диву
    Что не приметили досель,
    Как ветерок ласкает ниву,
    И зелена под снегом ель.


Именно это свойство Серебряковой, выявлять и отражать в своих полотнах красоту так, что она через годы волнует, вдохновляет, заставляет задуматься - ее основное и главное качество, как художницы.(цитата отсюда)

Мальчики в матросских тельняшках, 1919 год    . - копия (526x700, 679Kb)

Мальчики в матросских тельняшках, 1919 год



Мария Бутакова, урожденная Евреинова, 1931 год (546x700, 420Kb)

Мария Бутакова, урожденная Евреинова, 1931 год



Марокканец в зеленом, 1932 год (530x700, 404Kb)

Марокканец в зеленом, 1932 год



Марокканка в розовом платье, 1932 год (577x700, 500Kb)

Марокканка в розовом платье, 1932 год



Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа, 1928 год (700x504, 367Kb)

Зинаида Серебрякова «Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа», 1928 г.



Молодой марокканец, 1932 год. Частная коллекция (527x700, 409Kb)

Молодой марокканец, 1932 год. Частная коллекция

 

 

Освещенная солнцем, 1928 год (530x700, 390Kb)

Освещенная солнцем, 1928 год



Обнаженная со спины, 1932 год (700x511, 237Kb)

Обнаженная со спины, 1932 год



Обнаженная. 1920 (700x530, 352Kb)

Обнаженная. 1920



Портрет А.А.Ахматовой. 1922 (504x700, 331Kb)

Зинаида Серебрякова «Портрет А.А.Ахматовой». 1922г.



Портрет архитектора А.Я. Белобородова, 1925 год (522x700, 389Kb)

Портрет архитектора А.Я. Белобородова, 1925 год

 

Портрет графини Р. Зубовой. 1939 год (540x700, 377Kb)

Портрет графини Р. Зубовой. 1939 год



Портрет доктора Кривошеина, 1937 год. Частная коллекция (535x700, 376Kb)

Портрет доктора Кривошеина, 1937 год. Частная коллекция



Портрет Дэвида Хантера. 1955. Частная коллекция (536x700, 347Kb)

Портрет Дэвида Хантера. 1955. Частная коллекция



Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924 (490x700, 398Kb)

Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924



Портрет Лолы Браз, 1910 год Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина г. Николаев (700x593, 398Kb)

Портрет Лолы Браз, 1910 год Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина г. Николаев



Портрет Марианны де Брауэр, 1931 год. Частное собрание (535x700, 391Kb)

Портрет Марианны де Брауэр, 1931 год. Частное собрание



Портрет мужчины, 1938 год. Частная коллекция (516x700, 292Kb)

Портрет мужчины, 1938 год. Частная коллекция


Портрет Ольги Константиновны Лансере, 1910 год (609x700, 483Kb)

Портрет Ольги Константиновны Лансере, 1910 год.



Портрет Петра Николаевича Шильдкнехта, 1955 год. Частная коллекция (532x700, 345Kb)

Портрет Петра Николаевича Шильдкнехта, 1955 год. Частная коллекция



Портрет студента. 1909 год (518x700, 343Kb)

Портрет студента. 1909 год



Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод. 1954 (569x700, 356Kb)

Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод. 1954



Этюд женщины, 1932 год. Частная коллекция (700x512, 334Kb)

Этюд женщины, 1932 год. Частная коллекция



Флоренция, 1949 год (700x540, 343Kb)

Флоренция, 1949 год



Тата и Катя (У зеркала). 1917 год (527x700, 433Kb)

Тата и Катя (У зеркала). 1917 год


Тата балерина, 1924 год (531x700, 410Kb)

Тата балерина, 1924 год



Так заснул Бинька, 1907 год (700x615, 535Kb)

Так заснул Бинька, 1907 год



Слева - портрет Д.Д. Бушена в маскарадном костюме, справа - портрет балерины Л.А. Ивановой, 1922. Фото Сергея Михеева, РГ (700x426, 325Kb)

Слева - портрет Д.Д. Бушена в маскарадном костюме, справа - портрет балерины Л.А. Ивановой, 1922. Фото Сергея Михеева, РГ



Скульптура в Тюильри, 1941 год (523x700, 345Kb)

Скульптура в Тюильри, 1941 год



Сандра Лорис-Меликова, 1925 год (521x700, 357Kb)

Сандра Лорис-Меликова, 1925 год



С. Прокофьев, 1927 год, пастель (506x700, 399Kb)

С. Прокофьев, 1927 год, пастель



Портреты Сергея Эрнста 1921 год, Нижегородский государственный художественный музей (700x432, 486Kb)

Портреты Сергея Эрнста 1921 год, Нижегородский государственный художественный музей

 

Портреты княгини Ирины Юсуповой и князя Феликса Юсупова, 1925 год (700x473, 588Kb)

Портреты княгини Ирины Юсуповой и князя Феликса Юсупова, 1925 год



Портреты господина и госпожи Кобба, 1947 год. Частная коллекция (700x427, 519Kb)

Портреты господина и госпожи Кобба, 1947 год. Частная коллекция


Портрет художника Д.Д. Бушена. 1922 год (476x700, 339Kb)

Портрет художника Д.Д. Бушена. 1922 год

 

Девочки-сильфиды (Балет Шопениана) 1924, 82×103 см (700x555, 440Kb)

Девочки-сильфиды (Балет Шопениана) 1924, 82×103 см



Бретань. Городок Пон-л.Аббе. Порт.1934, 71×91 см (700x534, 419Kb)

Бретань. Городок Пон-л.Аббе. Порт.1934, 71×91 см

 

Фото Сергея Михеева, РГ (700x466, 235Kb)

 З.Е.Серебрякова дожила до 82-х лет, сорок из них прошли во Франции. Но там её уход из жизни остался почти незамеченным, что ещё раз свидетельствует о яркой национальной окрашенности её искусства.

Зинаида Евгеньевна всегда оставалась русской художницей.

♦♦♦

источник

добавлено  ещё отсюда


08.03.2024
Пожаловаться Просмотров: 959  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены