Художница Зинаида Серебрякова (1884-1967) — одна из первых в России профессиональных женщин-художников. В 2017 году исполнилось 50 лет со дня ее смерти и отмечалось столетие революционных событий 1917 года — времени, когда судьба Серебряковой, как и многих людей, трагически переменилась.
Этим датам была посвящена выставка произведений художницы в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, в апреле 2017 года.
Предлагаю посмотреть часть картин той прошедшей выставки...
Зинаида Серебрякова. Портрет Бориса Серебрякова, 1913. Холст, масло.
Как и все представители известной художественной династии Бенуа — Лансере, Зинаида рисовала с самого детства. Молодая художница изящно обыгрывала различные повседневные мотивы: автопортреты, сцены домашней жизни, увиденное во время заграничных поездок, обстановку в учебных классах.
Каждое лето художница проводит в родовой усадьбе в селе Нескучное. Зинаиду Серебрякову увлекает и величественный размах бескрайних полей, и высокие небеса, и цветущие сады. В поездках начала 1910-х годов художница рисует торжественные горные пейзажи Крыма и Швейцарии.
В селе Нескучном Серебрякова пишет портреты родных, друзей и гостей усадьбы. Светлые и поэтичные, эти вещи отражают состояние художницы, ощущающей полноту семейного счастья. Тогда же появляется серия автопортретов, лучащихся женственностью и полных романтической взволнованности. Среди них — знаменитая работа «За туалетом. Автопортрет».
Сначала в имении Нескучном, а затем в Петрограде Серебрякова постоянно рисует своих детей: Женю, Шуру, Тату, Катю. На ее полотнах дети не позируют, а живут своей жизнью, в которой так много разных дел и интересов.
Сразу же по приезде в село Нескучное Серебрякова начинает делать зарисовки крестьян, которые образуют серию «Типы крестьян Курской губернии». Иное, масштабное звучание приобретают картины 1910-х годов: «Баня», «Жатва», «Беление холста». Обыденная жизнь крестьян предстает здесь в виде ритуального действия, полного достоинства и величия.
В 1915-1916 годах Серебрякова вместе с другими художниками «Мира искусства» работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала в Москве. В основу замысла легла идея о роли России как моста между Западом и Востоком. Серебрякова исполнила несколько эскизов к панно, представляющему аллегории стран Востока. Из-за начавшихся революционных событий проект не был реализован.
В 1919 году умирает от тифа муж Зинаиды Серебряковой, Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Имение Нескучное разграблено. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш.
В это время она рисует своё самое трагическое произведение — «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.
Серебрякова отказывается перейти на популярный футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.
В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда, Н.Л. Бенуа. Ради заработка художница берется за заказные портреты. Но по-прежнему главными ее моделями остаются дети, друзья, родные. Меняется интонация автопортретов: отныне Серебрякова утверждает себя в образе художника и матери.
В начале 1920-х годов творчество Серебряковой тесно связано с миром балета: дочь Татьяна поступает в хореографическое училище, а сама художница благодаря А. Бенуа получает пропуск за кулисы Мариинского театра. Ее влечет таинственный мир артистических уборных, где есть возможность делать натурные наброски, превращая их впоследствии в картины.
Художница Зинаида Серебрякова в 1924 году выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось. В дальнейшем двух детей — Александра и Екатерину — удалось к ней послать.
Французский период охватывает 43 года, проведенные Серебряковой в эмиграции.
В Париже она получает заказы на портреты четы Шаляпиных, внучки Лорис-Меликова, Лифаря, графини Голицыной и других представителей цвета русской эмиграции. Во время поездок на юг Франции и в Италию художница создает пейзажи, очаровывающие легкостью звучания и свежестью колорита.
Художница Зинаида Серебрякова много путешествует. Бельгийский барон Ж. — А. де Броуэр, впечатленный ее талантом, организовал ей две поездки в Африку, в Марокко (1928, 1932), оплачивая их на условии выбора понравившихся ему работ. Серебрякова делает наброски людей разных рас, любуясь их природной красотой и достоинством. Марокканские работы, экспонированные по приезде в Париж, были восторженно приняты современниками.
Художница Зинаида Серебрякова в 1936 году получила заказ на роспись бельгийской виллы, принадлежащей барону де Броуэру. Это единственный в ее биографии состоявшийся опыт работы в архитектуре. Шесть панно выполнены в духе фламандских мастеров XVII века. Долгое время судьба монументального ансамбля была неизвестна. К счастью, вилла, находившаяся в районе ожесточенных боев Второй мировой войны, осталась цела. В Москве эти работы экспонируются впервые.
«Портрет Б. А. Серебрякова»
«Автопортрет с дочерьми»
«Катя с куклами»
«На кухне. Портрет Кати»
Выставка работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее - апрель 2017 г
Выставка работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее - апрель 2017 г
Выставка работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее - апрель 2017 г
Автопортрет 1920г.
Англия. 1933 год
Борис Серебряков, 1908 год.
Версаль. Крыши города. 1924
Вид из окна. Нескучное. 1910 год
жатва 1915
Женевское озеро. 1954
Зимний пейзаж. 1910
Зинаида Серебрякова. на пляже 1927
Зинаида Серебрякова Портрет М.Н.Бенуа. 1910 г.
Зинаида Серебрякова. Катя на пляже,1930. Холст, масло, 92х72. Частное собрание
Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Холст, масло. Турция и Сиам. 1916.
Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Холст, масло. Турция и Сиам. 1916.
Искусство и Свет
Флора
Князь Всеволод Владимирович Оболенский. 1936. 60 х 46 см. пастель. Частная коллекция
Коллиур. Катя на террасе. 1930 год
Катя в голубом у елки. 1922, 63.6×47.5 см.
Крестьяне, обед, 1914-1915 годы
Купальщица, 1911 год, Частная коллекция
Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности.
Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер.
Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба.
Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы.
Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.
Лучше всего эту мысль выразил поэт-символист Вячеслав Иванов:
Вы, чей резец, палитра, лира,
Согласных муз одна семья
Вы нас уводите из мира
В соседство инобытия.
И чем зеркальней отражает
Кристалл искусства лик земной,
Тем явственней нас поражает
В нем жизнь иная, свет иной
- И про себя даемся диву
- Что не приметили досель,
- Как ветерок ласкает ниву,
- И зелена под снегом ель.
Именно это свойство Серебряковой, выявлять и отражать в своих полотнах красоту так, что она через годы волнует, вдохновляет, заставляет задуматься - ее основное и главное качество, как художницы.(цитата отсюда)
Мальчики в матросских тельняшках, 1919 год
Мария Бутакова, урожденная Евреинова, 1931 год
Марокканец в зеленом, 1932 год
Марокканка в розовом платье, 1932 год
Молодой марокканец, 1932 год. Частная коллекция
Освещенная солнцем, 1928 год
Обнаженная со спины, 1932 год
Обнаженная. 1920
Портрет архитектора А.Я. Белобородова, 1925 год
Портрет графини Р. Зубовой. 1939 год
Портрет доктора Кривошеина, 1937 год. Частная коллекция
Портрет Дэвида Хантера. 1955. Частная коллекция
Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924
Портрет Лолы Браз, 1910 год Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина г. Николаев
Портрет Марианны де Брауэр, 1931 год. Частное собрание
Портрет мужчины, 1938 год. Частная коллекция
Портрет Ольги Константиновны Лансере, 1910 год.
Портрет Петра Николаевича Шильдкнехта, 1955 год. Частная коллекция
Портрет студента. 1909 год
Элен де Руа, княгиня Жан де Мерод. 1954
Этюд женщины, 1932 год. Частная коллекция
Флоренция, 1949 год
Тата и Катя (У зеркала). 1917 год
Тата балерина, 1924 год
Так заснул Бинька, 1907 год
Слева - портрет Д.Д. Бушена в маскарадном костюме, справа - портрет балерины Л.А. Ивановой, 1922. Фото Сергея Михеева, РГ
Скульптура в Тюильри, 1941 год
Сандра Лорис-Меликова, 1925 год
С. Прокофьев, 1927 год, пастель
Портреты Сергея Эрнста 1921 год, Нижегородский государственный художественный музей
Портреты княгини Ирины Юсуповой и князя Феликса Юсупова, 1925 год
Портреты господина и госпожи Кобба, 1947 год. Частная коллекция
Портрет художника Д.Д. Бушена. 1922 год
Девочки-сильфиды (Балет Шопениана) 1924, 82×103 см
Бретань. Городок Пон-л.Аббе. Порт.1934, 71×91 см
З.Е.Серебрякова дожила до 82-х лет, сорок из них прошли во Франции. Но там её уход из жизни остался почти незамеченным, что ещё раз свидетельствует о яркой национальной окрашенности её искусства.
Зинаида Евгеньевна всегда оставалась русской художницей.
♦♦♦
добавлено ещё отсюда
Следить
Последние откомментированные темы: