Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Художник Сергей Иванов. "Семья". История создания шедевра

Сергей Иванов – представитель «младшего» поколения художников-передвижников. Он
происходил из дворянской семьи и рано проявил способности к рисованию.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Евграфа Сорокина и Иллариона Прянишникова (1878–1882, 1884–1885) с перерывом на обучение в Императорской Академии художеств в Петербурге (1882–1884).
Пользовался советами Ильи Репина, посещал рисовальные вечера в доме Василия Поленова.
Начинал как жанровый живописец, но в конце 1890-х годов увлекся изучением русской истории XVI и XVII веков, что повлекло за собой работу над масштабными полотнами.

Семья (700x448, 522Kb)
Иванов Сергей Васильевич (1864-1910) Семья 1907 г. Холст, масло, 153 x 238,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работая над темами из жизни допетровской Руси, С.В. Иванов задумывает создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века.
Впервые к этому сюжету художник обратился еще в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистухе на реке Яхроме, и возвращался к нему до конца жизни, исполнив три варианта картины.
В деревне по его проекту были выстроены не только дом и хозяйственные сооружения, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни. Иванов создал более полусотни подготовительных набросков и эскизов с местных жителей.
Первоначальный вариант, где вереница людей шествовала в противоположную сторону, уходя от зрителя, не получил развития. Он долго искал композицию, которая бы лучше всего выразила главную мысль о цельности и крепости традиционного семейного уклада.

Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку.
Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях.
Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок.
Впереди, словно лебедь, выступает молодица – красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой. Позади идет сын с женой и детьми.
Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.

Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению.
Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев.
Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения.
Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом.
Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие.
В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность.
Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.

Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва



Модератор 23.12.2023 , обновлено  10.01.2024
Пожаловаться Просмотров: 236  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены