Пообщалась лично с самым неоднозначным путешественником и делюсь мнением
Его имя знакомо огромному количеству людей и в нашей стране и за её пределами. Им восхищаются, ему завидуют, его критикуют и ему подражают. Кто-то даже ненавидит. Но Федор Конюхов и его деятельность мало кого из путешественников оставляет равнодушным.
В 2016 году мне посчастливилось лично познакомиться с этим человеком и даже полетать с ним на воздушном шаре. Тогда на тренировочные полёты перед очередным мировым рекордом, которые проходили в подмосковном Дмитрове, приглашали нескольких журналистов и блогеров. И благодаря этому мне удалось составить своё мнение о знаменитом путешественнике. Поделюсь им в конце.
Все фотографии в статье сделаны мной, как раз во время того тренировочного полета в 2016 году.Но что мы знаем об этом человеке? Давайте разберёмся.
Как всё начиналосьРодился маленький Федя в далеком 1951 году в селе Чкалово Запорожской области. Мальчик с отцом очень часто отправлялись рыбачить на лодке, поэтому ничего удивительного, что в 15 лет Федор пересёк Азовское море на лодке отца. Когда ему исполнилось 23 года, он переехал в Находку, где прожил 20 лет и работал на судоремонтном заводе и рыболовных судах.
Как признавался Федор в своих интервью, он хотел не просто посмотреть разные места на планете, а бросить вызов природе, человеческим возможностям и самому себе. Количество его путешествий исчисляется десятками, и чтобы рассказать о каждом из них, придётся выпускать книгу и даже не одну.
Сам Конюхов написал 26 книг и состоит в Союзе писателей РФ. В 1990 году он осуществил свою мечту детства и отправился в одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Это путешествие продолжалось 72 дня и проходило при температурах минус 40-42 °С. Позже он стал первым человеком в мире, который покорил пять полюсов Земли: Северный, Южный, полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюс высоты на Эвересте и полюс яхтсменов на острове Горн.
Дальнейшие рекорды Федора Конюхова заставляют только округлять глаза, восхищенно вздыхать и качать головой.
Он пересекал Атлантический и Тихий океаны на лодке, отправился вокруг Земли на воздушном шаре, побил мировой рекорд по длительности полёта на воздушном шаре и провел в воздухе больше 51 часа. В общей сложности Федор совершил 5 кругосветных путешествий, 17 раз пересек Атлантику и покорил 7 вершин мира. Для передвижения в экспедициях использовал лыжи, яхты, весельные лодки, воздушный шар и даже верблюдов!
Что скрывается за рекордами?Фактически Фёдор Конюхов — бренд. У него есть огромная команда, которая участвует в планировании, подготовке, а иногда и непосредственно в самом путешествии. Многие, когда это узнают, считают себя обманутыми, — он же говорит, что всё делает сам. Неужели врёт?
Федор Конюхов и Иван Меняйло. Вместе они установили мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом аэростате объемом 10 000 кубических метров и провели в воздухе 55 часов 9 минут.Во время плавания Конюхов заходит в воды, принадлежащие различным государствам, соответственно, первостепенная задача — это уладить все юридические формальности. Поэтому перед любым путешествием Конюхов и его команда подготавливают презентацию экспедиции с точными расчётами необходимых финансов и всех юридических вопросов. Потом ищут спонсоров, которые могут быть заинтересованы в очередном рекорде. Переговоры, подготовка снаряжения, страховки, согласования, договоренности. Да, чтобы совершить одиночный рекорд, необходима огромная команда. На подготовку уходит в среднем 9 месяцев.
В тех же рекордах на аэростатах нужна отдельная команда на земле, которая следит за потоками ветра и погодой, отдельная команда, которая будет подбирать сбрасываемые баллоны, и команда подбора, которая будет встречать рекордсменов при приземлении. Плюс, все согласования с администрациями регионов.
Бросил на погибель?
Те, кто невзлюбил путешественника, рассказывают про вопиющий случай в 1992 году. Якобы Федор с командой вышел из Владивостока в кругосветное путешествие, но возле Тайваня он пересел на яхту, предоставленную спонсорами, и набрал другую команду из тайцев, которые якобы обходились дешевле, чем российские помощники. Но у этого случая нет никаких документальных подтверждений, да и сама эта история не совсем логична.
Давайте рассуждать логически. Если у Конюхова были спонсоры, которые предоставили яхту, то зачем бы он экономил на зарплате команде? Экспедицию всё рано спонсируют, так зачем же кидать такое пятно на свою репутацию?
Поэтому представляется, что эта история выдумка, сочиненная недоброжелателями путешественника, которых у него немало. Кто-то завидует такому образу жизни, кто-то недолюбливает его из-за бешеной популярности, а кто-то ругает за то, что практически на всех этапах экспедиций его страхует команда.
Но люди, выступающие с критикой Фёдора, не понимают, что самое главное в любом рекорде — это испытание человеческих возможностей, а не безрассудный риск. Как говорил один известный литературный герой: "Человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!" Например, что если Конюхову, которому 72 года, станет плохо с сердцем во время какой-то экспедиции?
Откуда деньги?
В Сети гуляет информация, что Конюхов спонсирует свои экспедиции самостоятельно, за счёт средств, вырученных от продажи своих картин. Федор Филиппович является действительным членом Московского Союза художников. За свою жизнь он создал более трех тысяч картин. Возможно, когда-то давно так и было. Но сейчас путешествия стали очень дорогими и амбициозными.
Когда Конюхов совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре, только на оболочку шара, необходимое оборудование и транспортировку к старту было потрачено около 138 миллионов рублей. Гелий для заправки шара обошёлся в 23 миллиона рублей. Решение всех организационных вопросов, консультации юристов, технических специалистов и метеорологов, оплата команды — ещё 23 миллиона. То есть в общей сложности было потрачено приблизительно 184 миллиона рублей.
Конечно же, без спонсоров такие суммы не собрать. Например, во время подготовки всё к тому же кругосветному путешествию на воздушном шаре спонсором выступил руководитель группы компаний «Мортон», которая занимается строительством жилья.
Кроме основного спонсора, были ещё десятки дополнительных, которые готовы были платить за то, что во время самого продолжительного полета вокруг света на воздушном шаре именно их продукцией будет пользоваться легендарный путешественник. Например, "Тойота" предоставила свои пикапы Toyota Hilux для передвижения команды, швейцарский бренд часов Breitling был официальным хронографом экспедиции, а компания Lenovо дала команде в пользование свою технику. Как говорили спонсоры проекта: «Мы рискуем только деньгами, а Конюхов рискует жизнью». Кстати, после окончания путешествия Федор горячо благодарил российскую фирму Red Fox за свою экипировку, которая спасла ему жизнь. Во время полёта вышла из строя отопительная система кабины и он мог бы замерзнуть насмерть.
Новый рекорд
Несмотря на достаточно преклонный возраст, Конюхов не собирается останавливаться на достигнутом. Его жизнь и энергия бьют ключом, он строит в Тульской области целую деревню для себя и своих близких, но пока не собирается оседать на одном месте и отказываться от путешествий. Летом планирует установить мировой рекорд по дальности полёта на двухместном мотопараплане. Чуть позже собирается прожить три недели на дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане — сугубо научный проект совместно с РАН.
А вот на 2032 год он запланировал свою последнюю экспедицию, которая будет называться «Возраст — не помеха». Название и год выбраны неслучайно: в этом году великому путешественнику исполнится 80 лет и он планирует пересечь Тихий океан на плоту из переработанного пластика, проплыв от берегов Чили до Австралии. Правда, очень многие сомневаются, что у него это получится.
Мои впечатленияВ общей сложности рядом с Федором Конюховым я провела около 4 часов. И большую часть этого времени путешественник был занят с воздушным шаром: раскладывал оболочку, проверял горелки, устанавливал баллоны с газом в корзину. Он был полностью сосредоточен, и казалось, что он совершенно не замечает того, что происходит вокруг. Не обращал никакого внимания на журналистов, видеокамеры и фотографов. А когда кто-то задавал вопросы, то говорил, что на них лучше всего ответит его сын, который сейчас занимается организацией почти всех путешествий отца.
Ну а после успешного тренировочного полёта, когда к Федору подошли журналисты с вопросами, было видно, насколько сильно ему не хочется с ними общаться. Путешественник был полностью погружен в себя, видимо, обдумывал и как-то просчитывал результаты этого тренировочного полёта и уже готовился к рекорду. Мыслями он снова был где-то там, в небе, без назойливых журналистов, которые своими вопросами только отвлекают и мешают. Кто-то бы назвал это надменностью и гордыней. Видимо, за них многие Федора и недолюбливают.
Но я увидела просто очень увлеченного человека, который понимает, что без медийности не будет поддержки спонсоров, без денег не будет путешествий, а без путешествий он просто не сможет. Он бы и рад не давать интервью, но никак нельзя, поэтому приходится потерпеть.
"Вы, наверное, устали от такого постоянного внимания?" — спросила я путешественника.
"Да, моя цель покорять стихию, а все вопросы со спонсорами и журналистами пусть решает сын. Я даже не знаю, кто сколько денег платит", — ответил мне тогда Федор.
И было видно, что где-то в океане, пустыне, небе, снежной мгле Федору намного комфортнее, чем в окружении фотоаппаратов. И при любой возможности он стремится куда-нибудь подальше от людей.
В своём Телеграм-канале я публикую истории из путешествий и то, что останется за кадром, почти в реальном времени. Подписывайтесь: Лисейкина про путешествия, фотографию и вообще
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: