Август на поэтов не очень богат, но отмечен он одним великим именем – гениальным Шелли: в августе 2017 ему исполнилось двести двадцать пять лет - со дня рождения (1792) и 195 – со дня смерти (1822). Русскому читателю, воспитанному на другой поэзии и в иной культуре, он кажется скучным, занудным, чужеродным и, в какой-то степени, отголоском заидеологизированного советского прошлого.
В этом есть правда, но далеко не вся. Конечно, в советское время Шелли поднимали на щит больше из идеологических соображений – как революционера, борца против тирании государства и церкви, как певца свободы и справедливости. И мне, честно говоря, его стихи тоже казались слишком красивыми и гладкими, пока не начала вчитываться в эссе и письма, в его любовную лирику, и особенно - в описания природы.
Я вздымаюсь из пор океана и гор,
Жизнь дают мне земля и вода.
Постоянства не знаю, вечно облик меняю,
Зато не умру никогда.
Ибо в час после бури, если солнце - в лазури,
Если чист ее синий простор,
Если в небе согретом, создан ветром и светом,
Возникает воздушный собор,
Я смеюсь, уходя из царства дождя,
Я, как тень из могилы, встаю,
Как младенец из чрева, в мир являюсь без гнева
И сметаю гробницу мою.
(Облако, 1820, пер. В.Левика)
Мир Шелли – сложный и овладеть им получается далеко не у каждого, даже у Константина Бальмонта, открывшего поэта русскому читателю во всей его красе и многогранности, не все переводы получились в одинаковой степени хорошо.
Мир Шелли полифоничен, в нём есть всё. И юношеские порывы к справедливости, которые, проживи он дольше, наверняка бы ушли в прошлое; и мягкий юмор, как в первом детском стихотворении о кошке; и чуткое внимание к чужому слову, которое он не отрицает, а старается понять и противопоставить ему свои аргументы, вступая с оппонентом в диалог;
и глубокая философия, схожая с философией пантеизма Спинозы, видевшего Бога не как надмирное существо, противостоящее людям, а как Мировой Дух, присутствующий в каждой травинке, в каждом дыхании природы, в каждом ее звуке и шорохе – от шума ветра до пения жаворонка.
«…думаю, что каждый древесный листок, каждая букашка, которую мы топчем ногой, убедительнее всего доказывает, что вселенной управляет некий могучий разум. Если мы не верим в это, то тут же рушатся самые веские доказательства вечности души. Признаюсь, что строка Попа: «Мы все — лишь части общности огромной» — является для меня чем-то большим, нежели стихотворной строкой; она выражает мои убеждения» (Из письма Томасу Джефферсону Хоггу от 03.01.1811 г.).
Идеалист и романтик, оптимист и вечный Дон-Кихот, проживший неполных тридцать лет, наполненных издевательствами в школе и колледже; страстями, страданиями и гонениями – в молодости; любовью к незаурядной женщине, благодаря которой многое из его творчества дошло до читателей, Шелли вошел в европейскую поэзию как прекрасный ангел, напрасно бьющий в пустоте своими нежными крыльями. Читать далее
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: