Всё что написано ниже - из 1700-х годов, автор Никола де Шамфор, Себастьен-Рок:
От человека, презирающего деньги, ещё очень далеко до человека истинно порядочного.
* * *
Человек разумный и в то же время порядочный должен быть не только чист перед своей совестью, но, из уважения к себе, ещё и предусмотрителен, чтобы заранее разгадать и отвратить клевету.
* * *
Судьба нередко похожа на богатую мотовку, разоряющую то самое семейство, куда она принесла изрядное приданое.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/OxTIs1iGdQk
* * *
После того как человека вволю истерзает и утомит собственная его чувствительность, он приходит к убеждению, что надо многое забыть, надо жить сегодняшним днем, одним словом, каплю за каплей впитывать утекающую жизнь.
* * *
Из всех разновидностей лицемерия самая пристойная - это ложная скромность.
* * *
Нам говорят, что мы должны, не жалея стараний, каждодневно избавляться от какой-нибудь своей потребности. Это верно. И всего настоятельнее следует уничтожать в себе потребности, порожденные самолюбием: они особенно тиранят нас и потому с ними надо бороться особенно упорно.
* * *
Стремиться к добродетели нужно главным образом потому, что она - полная противоположность пороку.
* * *
Когда общество не скреплено разумом, не оживлено чувством, когда в нём нет неподдельной благожелательности и обмена достойными мыслями, что видит в нём большинство его сочленов? То ярмарку, то игорный притон, то постоялый двор, то лес, то разбойничий вертеп, то публичный дом.
* * *
Избыв свои страсти, люди уже не в силах жить в обществе: с ним можно мириться лишь в том возрасте, когда источником наслаждения для нас служит желудок, а средством убить время - собственная персона.
* * *
Стоит светским людям собраться где-нибудь в толпу, как они уже мнят, что находятся в обществе.
* * *
Вот превосходное правило, которым следует руководиться в искусстве насмешки и шутки: осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться; в противном случае считайте, что шутка не удалась.
* * *
Когда мы видим, как плутуют маленькие люди и разбойничают сановные особы, нас так и подмывает сравнить общество с лесом, который кишит грабителями, причем самые опасные из них - это стражники, облеченные правом ловить остальных.
* * *
Я советовал бы всякому, кто добивается милостей от министра, обращаться к нему с видом скорее печальным, чем радостным: люди не любят тех, кто счастливее их.
* * *
Когда видишь, как настойчиво ревнители существующего порядка изгоняют достойных людей с любой должности, на которой те могли бы принести пользу обществу, когда присматриваешься к союзу, заключенному глупцами против всех, кто умен, поневоле начинает казаться, что это лакеи вступили в сговор с целью устранить господ.
* * *
В наши дни (речь идёт, напомню, о 1700-х годах, прим от Веб Рассказ) портрет пишут за семь минут, рисовать обучают за три дня, английский язык втолковывают за сорок уроков, восемь языков одновременно преподают с помощью нескольких гравюр, где изображены различные предметы и названия их на этих восьми языках.
Словом, если бы можно было собрать воедино все наслаждения, чувства и мысли, на которые пока что уходит целая жизнь, и вместить их в одни сутки, сделали бы, вероятно, и это.
Вам сунули бы в рот пилюлю и объявили: - Глотайте и проваливайте!
* * *
Страх перед запущенной простудой - такая же золотая жила - для врача, как страх перед чистилищем - для священника.
* * *
Один умный человек в присутствии людей, наживших миллионы, стал доказывать, что счастливым можно быть и при ренте в две тысячи экю. Собеседники резко и даже запальчиво утверждали противное.
Расставшись с ними, он стал думать о причине такой резкости со стороны людей, обычно расположенных к нему, и наконец догадался: своим утверждением он дал им понять, что не зависит от них.
Каждый, чьи потребности скромны, представляет собой как бы угрозу для богачей - он может ускользнуть от них, и тираны потеряют раба.
* * *
В уединении мы счастливей, чем в обществе.
И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей о людях?
* * *
Кто упрямо не желает изменять разуму, совести или хотя бы щепетильности в угоду нелепым и бесчестным условностям, которые тяготеют над обществом, кто не сгибается даже там, где согнуться выгодно, тот в конце концов остается один, без друга и опоры, если не считать некое бестелесное существо, именуемое добродетелью и отнюдь не препятствующее нам умирать с голоду.
* * *
Беда тому, кто умен, но не наделён при этом сильным характером. Если уж вы взяли в руки фонарь Диогена, вам необходима и его клюка.
* * *
Природа не говорит мне: Будь беден - и уж подавно: Будь богат, но она взывает: Будь независим!
* * *
Почти все люди - рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово «Нет» . Умение произносить его и умение жить уединенно - вот способы, какими только и можно отстоять свою независимость и свою личность.
* * *
В светском обществе распутству придали такое благообразие, что оно больше не оскорбляет хороший вкус.
* * *
Большинство благотворителей, которые, совершив добрый поступок, делают потом вид, что хотят остаться в тени, на самом деле убегают от признательности так же, как убегала вергилиева Галатея: «Но жаждет, чтоб её раньше увидели».
* * *
Считается признанным, что люди привязываются к тем, кому они помогли. Это говорит о доброте природы: способность любить - вот поистине заслуженная награда за благое дело.
* * *
Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете её, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.
* * *
В простодушных рассуждениях ребенка из хорошей семьи заключена порой презанятная философия.
* * *
Прежде любовные интриги были увлекательно таинственны, теперь увлекательно скандальны.
* * *
Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает ещё хуже.
* * *
Не раз уже отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали - люди угрюмые, склонные к меланхолии и т. д.
Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые-общество; первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека.
Следствия не могут не быть разными.
* * *
Кто-то сказал, что заимствовать у древних - значит заниматься пиратством в открытом море, а обкрадывать новейших авторов - значит промышлять карманным воровством на улицах.
* * *
Большинство произведений, написанных в наше время, наводит на мысль, что они были склеены за один день из книг, прочитанных накануне.
* * *
В «Риторике Аристотеля» есть отличная мысль о том, что всякая метафора, основанная на аналогии, должна быть убедительной и в том случае, если её перевернуть. Так, мы говорим, что старость - это зима жизни.
Переверните метафору, сказав, что зима - это старость года, и она прозвучит столь же убедительно.
* * *
Произведения, написанные с удовольствием, обычно бывают самыми удачными, как самыми красивыми бывают дети, зачатые в любви.
1700-е.
Все эти фразы из 1700-х годов. Люди не меняются. (комментарий от Веб Рассказ)
Из книги - Максимы и мысли (Характеры и анекдоты).
Автор Никола де Шамфор, Себастьен-Рок
Себастьен-Рок Никола де Шамфор (1741 - 1794) - французский писатель, мыслитель, моралист. Он остался в истории книгой наблюдений и афоризмов «Максимы и мысли», изданной после его смерти одним из друзей в 1795 году.
В отличие от Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйера он утверждал, что человек изменяется под влиянием общественного строя, при котором живёт.
* * *
Первая часть из этой книги, озвученная мной, здесь:
Вот и вся история человечества.
Ссылка на видео: https://youtu.be/cjGKJj0J-hs
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
Плейлист - Афоризмы. Мудрые слова и мысли - 25 видео озвученные мной.
До свидания.
Следить
Последние откомментированные темы: