термин «трудные дети»
Нынешняя ситуация взаимодействия воспитателя с «трудными детьми» от такой, которая была лет десять - пятнадцать назад, отличается некоторыми, на первый взгляд, формальными, однако сущностными моментами. В частности, сам термин «трудные дети» почти исчез с речи педагогов. Зато сегодня педагоги активно используют термины, характеризующие определенный проблемный аспект в поведении ребенка. Но обычно они являются заимствованными из других областей, в основном дефектологии или медицины. И хотя эти термины являются достаточно распространенными, их использование вызвано скорее модой и стремлением воспитателей быть «современными».
Например, «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» является сугубо медицинским диагнозом, а значит, этот срок можно использовать только при наличии у ребенка действительного диагноза, установленного врачом. Но в широкой трактовке современные «гиперактивные» дошкольники - это все те, что есть непоседливыми, юркими, быстрыми, быстрыми и просто невоспитанными.
Или обобщенное понятие «агрессивная ребенок». Когда воспитатели пользовались широким перечнем индивидуальных поведенческих проявлений, которые составляли агрессивные формы межличностного взаимодействия детей: драчливий, драчливый, бранный; легко обижается, кусается, плюется и тому подобное. И тем самым подтверждали, что они хотят и понимают индивидуальные особенности своих воспитанников, умеют их учитывать в построении совместной деятельности и общении, а также при организации и обеспечении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Современное «Он агрессивный» является безликим.
Штампы, звучащие из уст педагога, свидетельствуют непонимание индивидуальных особенностей детей и индивидуального своеобразия их поведенческих проявлений, а следовательно, и равнодушие этого педагога. Педагоги часто демонстрируют «обречен» подход к ребенку: мол, если она так то что с нее взять. Поэтому и работать с ней не надо.
В этом случае «принимать ребенка таким, какой он есть» - недопустимо с профессиональной позиции. Воспитатель должен относиться к индивидуальным особенностям своих воспитанников с пониманием, а не индифферентно.
Следует искать помощи у смежных специалистов, разрабатывать с ними совместные пути решения сложных вопросов в сфере межличностных отношений, а не перекладывать эту задачу на практической психолога дошкольного учреждения как специалиста, которому по должности положено решать все проблемные вопросы.
Но хуже всего то, что к категории «трудных детей» сегодня попадают в основном дети, является «неудобными» для педагога - проказники, драчливые, шумные, ловкие и быстрые. Застенчивые же, пассивные, замкнутые дети обычно остаются вне ее, как и без внимания воспитателя, именно потому, что не вызывают каких-то эмоциональных сдвигов у педагога, а за своим поведением является «удобными»: тихие, спокойные. Нешумная. Но именно такие дети требуют постоянного внимания педагога.
А коррекционная работа психолога с ними обычно значительно сложнее и продолжительнее, чем с детьми, привлекают внимание взрослых своими яркими поведенческими проявлениями. Ведь взрослые на ярко выраженную проблему реагируют мгновенно, а вот детей «удобных», их индивидуальные поведенческие особенности даже не считают проблему.
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: