Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
30 марта 2011, среда

Почти половина россиян против изменения ТК РФ

Идея Михаила Прохорова о полном изменении Трудового кодекса РФ пришлась по душе трети россиян (33%), заявил исследовательский центр Superjob.ru. В опросе приняло участие 1600 представителей отечественных предприятий и менеджеров по персоналу.

Напомним, по словам бизнесмена нынешние статьи ТК безнадежно устарели, поскольку на 90% повторяют КЗОТ 1971 года. Соответственно, вместо периодического внесения поправок документ следует написать с нуля.

"Уже было внесено много изменений и поправок. Пора целиком обновить документ", - соглашается треть респондентов.

В то же время 47% представителей предприятий считают, что полностью менять Трудовой кодекс не следует. Эти респонденты подозревают, что, выдвигая подобное предложение, Прохоров заботится лишь о том, чтобы работодатель был более защищенным с точки зрения закона.

"Гарантии для работников, содержащиеся в Трудовом кодексе РФ, должны быть сохранены, а не изменены в пользу работодателей", - комментируют они.

20% опрошенных не смогли определиться. Некоторые из них сообщают, что ничего не знают о Михаиле Прохорове. Другие признают, что в существующем ТК действительно много противоречий, но при этом сомневаются, что документ стоит полностью переписывать.

"Если руководство нашей страны ставит перед собой задачу построить современное государство и современную инновационную экономику, то Трудовой кодекс следует полностью переписать. Если же цель состоит в том, чтобы построить "социальное" государство, то для этого подойдёт и уже имеющийся Трудовой кодекс, - прокомментировал Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru. - Работе компании, руководителем которой я являюсь, существующий Трудовой кодекс не мешает, так как наша кадровая служба в состоянии решать все возникающие вопросы в рамках текущего законодательства. Но "не мешает" и "мотивирует на развитие" - это разные вещи. Российское законодательство, не только в сфере трудовых отношений, но и во всех прочих, чрезвычайно негибко, сложно для восприятия и невозможно для исполнения. С такими законами, в том числе Трудовым кодексом, наша страна абсолютно неконкурентоспособна на международном рынке".


Российским "облакам" осталось два года вольной жизни

Российским поставщикам облачных услуг осталось поработать на "вольных хлебах" два-три года. Именно столько времени пройдет до прихода на российский рынок крупных облачных провайдеров, подобных Google, Microsoft и Amazon. Такой прогноз прозвучал на второй российской национальной конференции по облачным вычислениям CloudConf 2011.

Напомним, в последнее время российскому рынку облачных вычислений уделяют немало внимания, и даже пытаются подсчитать его объемы. Так, в прошлом году компания IDC оценила весь российский рынок облачных услуг в 4,8 млн долларов. При этом большую часть этих денег, по данным исследователей, заработали компании, предлагающие услуги AaaS (приложение как услуга). На их долю пришлось 94% всего объема рынка. Еще 4% достались сегменту IaaS (инфраструктура как услуга), а оставшиеся 2% - PaaS (платформа как услуга). Такие рыночные показатели не очень коррелируют с тем вниманием, которое IT-рынок уделяет технологиям облачных вычислений. Впрочем, далеко не все игроки этого рынка согласны с такой оценкой, да и не только игроки, но и другие исследователи.

На CloudConf 2011 компания J-son & Partners Consulting представила свою оценку российского рынка "облаков". По ее данным, рынок XaaS (x - любой сервис или решение предоставляемые по модели аренды) составил в прошлом году около 133 млн долларов. Для сравнения, объем всего облачного рынка в 2009 году составил примерно 18 млрд долларов и к 2013 достигнет 51 млрд долларов (Gartner) или 42–43 млрд долларов (IDC и Cisco)). По словам консультанта J-son & Partners Владимира Карпенко, в настоящее время большая часть российского рынка XaaS, около 100 млн долларов, приходится на услуги communications - почтовые сервисы, услуги унифицированных коммуникаций и виртуальных АТС. Около 3 млн долларов заработали поставщики облачных сервисов в области безопасности, приблизительно 29 млн долларов пришлось на поставщиков различных "других" сервисов, и около 700 тысяч долларов заработали поставщики IaaS (под IaaS исследователи подразумевали предоставление в аренду инфраструктурных элементов ЦОДов и сетевых ресурсов с поддержкой SLA корпоративного класса).

Также в ходе своего исследования J-son & Partners установила, что сейчас в России в той или иной мере используют XaaS около 14% юридических лиц (всего их в нашей стране более 7 миллионов). Это преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса с численностью персонала до 100 человек. В то же время компания отмечает, что из 10 тысяч опрошенных компаний только полторы тысячи заявили о том, что знают, что такое XaaS.

Несмотря на скромные показатели рынка, его участники полагают, что он успешно развивается. Так, председатель совета директоров компании Softline Игорь Боровиков отметил, что за прошедший год рынок "облаков" превратился из стартапа в работающую технологию. Его поддержал вице-президент по развитию бизнеса в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки компании Parallels Павел Ершов. По его словам, в России начались реальные проекты по созданию облачной инфраструктуры, в том числе у крупных телеком-операторов. Впрочем, о деталях этих проектов Ершов умолчал, отметив лишь, что в ближайшее время можно ожидать соответствующих объявлений. В свою очередь, директор компании "Мегаплан" Михаил Смолянов отметил, что технологического отставания российского рынка SaaS от западного фактически нет. Проблема его медленного развития - неграмотность бизнеса.

Кстати, в исследовании J-son & Partners отмечается, что основным барьерами на рынке "облаков" является непонятный для заказчиков биллинг. Этот фактор в качестве препятствия для использования сервисов из "облака" назвали более 20% респондентов. При этом в исследовательской компании считают, что XaaS-услуги не станут массовыми до тех пор, пока поставщики таких сервисов не станут активно рассказывать пользователям об "облаках" и их преимуществах.

Отмеченные участниками конференции сложности не мешают им строить вполне радужные прогнозы. Так, в Softline полагают, что в течение 2011 года облачный бизнес компании вырастет приблизительно в три раза. Михаил Смолянов, рассчитывает, что SaaS-бизнес "Мегаплана" увеличится в 5-6 раз. Parallels ожидает, что ее облачное направление покажет рост в три раза. А J-son & Partners прогнозирует, что к 2013 году объем российского рынка XaaS увеличится до 260 млн долларов.

Вероятно, при таком объеме рынок станет интересен компаниям-"монстрам", владеющим собственными "сверхоблаками". Облачные сервисы, к примеру, Google и Microsoft имеют гигантскую распределенную и технологически закрытую сеть дата-центров. Кстати, к числу уже известных "монстров" могут добавиться новые, в частности, компания Hewlett-Packard, имеющая свои виды на российский рынок. По мнению Игоря Боровикова, через 2–3 года эти компании придут со своими дата-центрами и со своими предложениями на российский рынок. В настоящее время вся физическая инфраструктура "сверхоблаков" находится за пределами России, что ограничивает российских корпоративных заказчиков в использовании их возможностей. Оставшееся время российские облачные провайдеры должны потратить на подготовку к приходу на отечественный рынок крупных игроков. Речь идет о привлечении пользователей, о консолидации. Игорь Боровиков полагает, что засилья крупных зарубежных облачных провайдеров на российском рынке не произойдет.

При этом стоит учитывать, что в ближайшее время в борьбу за "облака" могут активно включиться, как минимум, операторы "большой тройки". При этом, по мнению участников конференции, к ним будет перетекать значительная часть облачного бизнеса. Этот вывод, кстати, подтверждают данные исследования J-son & Partners. По словам Владимира Карпенко, те компании, которые пока не используют XaaS, в идеале хотели бы получать соответствующие услуги от "своих" операторов сотовой связи или хостинг-провайдеров.

Еще один неопределенный фактор российского облачного рынка - государство, которое сегодня является крупнейшим заказчиком на IT-рынке. Эксперты полагают, что у "облаков" хорошие перспективы по продвижению в госсекторе, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Это связано с тем, что при информатизации низовых уровней государственной пирамиды гораздо удобней создать "облако" на федеральном уровне, из которого регионалы и муниципалитеты смогут потреблять все необходимые IT-сервисы. При этом для зарубежных игроков выход на этот сегмент, вероятно, будет закрыт или ограничен.


Российский средний класс лоялен власти и аполитичен

Типичный представитель среднего класса в России - мужчина средних лет с высшим образованием и доходами от 70 тыс. руб. Он считает, что граждански активным быть необязательно, вяло поддерживает курс нынешних властей, не собирается идти на ближайшие выборы и при случае готов уехать навсегда за границу. Такое положение дел грозит обернуться тем, что разрыв между богатыми и бедными может и не заполниться срединной социальной прослойкой, следует из исследования "РосБизнесКонсалтинга".

В контексте перехода на инновационный путь развития средний класс рассматривается как основной субъект политической и экономической модернизации России. Однако до сих пор однозначного ответа на вопрос, есть ли в России средний класс, не существует. В западных обществах средний класс является не только основным налогоплательщиком, агентом экономических и политических реформ, но и вполне ощутимой социальной силой, обеспечивающей стабильность общества и государства. В России социальная структура общества все еще характеризуется диспропорцией, связанной с гигантским разрывом между доходами богатых и бедных и фактическим отсутствием срединной прослойки.

Поэтому вопрос о том, кого относить к среднему классу, по-прежнему остается открытым. Между тем ответ на него позволит оценить шансы России на скорейшую модернизацию. С этой целью компания "РосБизнесКонсалтинг" в конце февраля 2011 года опросила представителей российской бизнес-аудитории. В качестве первичного параметра определения среднего класса был использован механизм самоидентификации. Отвечая на вопрос "Считаете ли вы себя представителем среднего класса?", представители российской деловой аудитории оказались не столь самоуверенными, как может показаться: к среднему классу отнесли себя чуть больше четверти респондентов (26,8%), еще треть не считают себя таковым (30,4%). Гораздо значительнее доля тех, кто считает, что в России вообще нет среднего класса (39,9%).

Из тех респондентов, кто отнес себя к среднему классу, две трети являются жителями Москвы и Московской области (60,4%), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (9,1%). На долю жителей других регионов, позиционирующих себя как средний класс, приходится 30,4%. В основном в опросе участвовали мужчины (80,8%). Возраст более половины респондентов - 31-45 лет (58,6%). Доля респондентов в возрасте 18-30 лет - 21,1%, 46-60 лет - 17,2%. Доля юных респондентов (до 18 лет) и пенсионного возраста (старше 61 года) незначительна и не превышает в совокупности 3,0%. Всего объем выборочной совокупности составил 2426 респондентов.

Исследование позволило сделать вывод, что в России средний класс существует, но он не столь многочисленный, как хотелось бы. По мнению РБК, представитель российского среднего класса является носителем следующих социально-демографических характеристик. Во-первых, это наличие высшего профессионального образования (94,6%). По социально-профессиональному статусу к среднему классу относятся руководители среднего/низшего звена крупного/среднего бизнеса (35,9%), квалифицированные специалисты, занятые умственным трудом (29,7%), индивидуальные предприниматели, владельцы малого бизнеса (19,7%), менеджеры (10,7%). Уровень ежемесячного среднедушевого дохода - более 70 тыс. руб.

Экономика среднего класса

Определение среднего класса связывается со статусной позицией, согласно которой его представители занимают среднее положение между высшей и низшей стратами общества. Такой социально-функционалистский подход поддерживают и участники опроса, по мнению которых, российский средний класс занимает промежуточное положение между богатыми и бедными (33,1%). Это позволяет среднему классу быть основой социальной и политической стабильности в обществе (22,3%) и выступать основой для развития рыночной экономики и демократии (22,2%).

В российский средний класс входят представители среднего и малого бизнеса (28,4%), а также менеджеры и специалисты умственного квалифицированного труда (27,0%). В меньшей степени респонденты склонны идентифицировать средний класс с высококвалифицированными рабочими (15,4%) и интеллигенцией (13,8%). Поэтому пока по уровню дохода в категорию среднего класса не попадает большая часть представителей этих социально-профессиональных групп (как в западных обществах). Соответственно, потенциал роста российского среднего класса связывается с постепенной оптимизацией экономических доходов данных категорий населения до уровня среднедушевых доходов среднего класса. К среднему классу не относится крупный бизнес, который относится к более высокой по положению социальной страте, и представители госаппарата и госкомпаний (6,0 и 8,8%).

Принадлежность к среднему классу в России определяется как социальными, так и экономическими характеристиками. Представитель российского среднего класса должен владеть соответствующими статусными признаками: иметь уровень доходов выше среднего (79,6%), владеть недвижимым (73,7%) и движимым имуществом (например, автомобилем) (70,8%) и иметь высшее профессиональное образование (84,7%).

Стабильность общества напрямую зависит от доли среднего класса: чем больше его численность, тем устойчивее общество. Поэтому его численность должна быть подавляющей и составлять 60-80% населения, как в индустриально развитых странах. В России такая численность среднего класса пока еще представляется скорее фантастической. Тем более что многие считают, что в России по-прежнему нет среднего класса или его доля минимальна и не превышает 3-5%. Согласно оценке РБК, численность среднего класса составляет 10-20% (59,9%).

Аполитичный середняк

Средний класс в России расценивается в качестве субъекта не только экономической, но и политической модернизации. Для этого средний класс должен быть политически активным. Согласно результатам опроса, немногочисленный средний класс в нашей стране в большинстве своем является аполитичным слоем (23,1%). Его представители считают, что граждански активным в России быть необязательно (51,3%). При этом российский средний класс демонстрирует высокий уровень поддержки программы модернизации президента (29,9%). Кроме того, действующая власть имеет большой потенциал лояльности со стороны части представителей среднего класса, которые пока еще ничего не знают об этой программе (30,6%).

Лояльность российского среднего класса к политике действующего президента проявляется, во-первых, в его готовности выступать в качестве социально-экономического двигателя модернизации (44,6%), во-вторых - в готовности к реализации инновационных экономических проектов (53,9%). Принципиальных противников инноваций среди российского среднего класса не так много (13,4%). Остальная часть среднего класса либо не знает, о чем идет речь, либо пока еще определилась (21,5 и 11,2% соответственно). Поэтому при грамотной и последовательной пропаганде доля последователей модернизации среди среднего класса имеет все шансы увеличиться.

Показывая довольно высокий уровень поддержки программы модернизации, средний класс не демонстрирует ярко выраженную поддержку конкретной политической партии в России. Более того, немало из них занимают протестную позицию, намереваясь проголосовать против всех на предстоящих парламентских выборах в Госдуму (18,2%) или вообще проигнорировать выборы (23,1%). Должной поддержки у среднего класса не получают ни представленные в российском парламенте партии, ни правые политические силы ("Правое дело" - 6,9%, "Яблоко" - 8,0%). Это указывает на то, что средний класс в России лишен политической базы, которая бы позволяла активно проявлять его представителям гражданскую и политическую позицию.

Будущее среднего класса в России

К 2020 году в России планируется увеличить долю среднего класса до 60%. Однако планы государства по увеличению доли среднего класса могут так и не реализоваться. По результатам исследования РБК, большинство представителей российского среднего класса не уверены в своем будущем (53,1%). Такая неуверенность обусловлена тем, что в России до сих пор не создано оптимальных условий для развития среднего класса (62,8%). Доля тех, кто считает, что такие условия в России есть, составляет всего 4,6%.

Что же мешает развиваться среднему классу в России и увеличивать его численность? Прежде всего это барьеры, связанные с коррупцией (19,0%) и отсутствием правовой защищенности (15,5%). Развитие среднего класса в России осложняет другая группа взаимосвязанных проблем: монопольный характер рынка, слабая поддержка малого и среднего бизнеса государством, высокие налоги, большая доля теневого сектора в экономике.

При существовании таких многочисленных и серьезных барьеров средний класс не может оптимально развиваться и существовать. Поэтому из-за отсутствия таких условий почти половина представителей российского среднего класса не исключает возможности переезда за границу на постоянное место жительство (46,0%), еще 14% уже запланировали такой переезд. Кроме того, у российского среднего класса не будет будущего, если подавляющая его часть желает, чтобы их дети жили и работали за границей (61,3%).

Такое положение дел грозит обернуться тем, что гигантский разрыв между богатыми и бедными в России может и не заполниться срединной социальной прослойкой. Если не принять меры для развития среднего класса, не создать условий для роста его численности, в ближайшей перспективе экономическая и политическая модернизация в нашей стране так и не получит соответствующей социальной поддержки. К таким мерам относятся прежде всего снижение налогового и бюрократического давления на малый и средний бизнес, его правовая защита и государственная поддержка.


Мировой рынок смартфонов вырастет почти на 50%

В 2011 году, по прогнозам аналитиков компании IDC, мировой рынок смартфонов вырастет на 49,2%, так как все больше пользователей из корпоративного и потребительского сектора будут делать выбор в пользу более функциональных моделей телефонов.

"Общий рост рынка по итогам 2010 года оказался исключительным. Однако важно отметить, что прошлогодняя динамика объяснялась во многом заметным спадом потребительской активности в кризисном 2009 году. В 2011 году рост замедлится, однако все равно окажется на высоком уровне", - объясняют в IDC.

Чтобы максимально использовать рост рынка, большинство игроков здесь выпускают целые линейки новых смартфонов. Кроме того, борьба сегодня происходит не только между вендорами, но и между разработчиками мобильных операционных систем.

"В 2011 году платформа Android, скорее всего, станет лидером после того, как в 2010 году она вышла на вторую позицию. Если прошлый год стал для производителей, выбравших Android, годом выхода, то 2011 год может стать для них годом стремительного роста", - добавили аналитики.


ИТ-компании являются наиболее привлекательными для соискателей

Специалисты компании Universum опубликовали результаты исследования, в рамках которого выяснили, какие американские компании на сегодняшний день являются для потенциальных сотрудников наиболее привлекательными.

В итоге в первой десятке доминируют ИТ-компании, пишет eWeek.

Первые два места поделили Google и Apple. Пятое место рейтинга досталось компании Amazon, а седьмое - Microsoft. Специалисты объясняют сложившуюся ситуацию не только непосредственно условиями работы в этих ИТ-компаниях, но также и высокой популярностью их продукции.

Кроме того, в рейтинге за пределами первой десятки можно найти и многих других известных ИТ-игроков, включая компании Yahoo (23 место), IBM (30 место), Intel (50 место), Dell (57 место), а также AT&T (59 место), Cisco Systems (69 место), Hewlett-Packard (77 место) и Verizon (79 место).


Доход SAP от продаж ПО вырос на 83%

Совокупный доход компании SAP в России вырос на 53% в 2010 году. Главной причиной успеха, по словам руководства, является активная экспансия в регионы. Доход SAP от продажи ПО в 2010 году в России вырос на 83%, доход от сервисных услуг - на 37%.

Рост спроса на автоматизацию подтвердили специалисты ИТ-сегмента уральского рынка. Кризисные явления в различных сегментах стали реальным толчком к развитию систем управления и оптимизации бизнес-процессов.

"Ситуация повторяется. После кризиса 1998 года возникла волна спроса на ERP-системы, чтобы сделать бизнес прозрачным. Сейчас перед руководителями встали новые вопросы - об эффективности работы их компаний, и это должно генерировать спрос на новые решения", - сказал Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS.

Директор "АБ Технологии" Андрей Толстобров отметил, что если раньше внедрение SAP на Урале больше интересовало крупные металлургические и нефтяные холдинги, то в настоящее время все большую активность в этом направлении проявляют машиностроительные предприятия и застройщики. "Это объяснимо. Строительство и девелопмент в нашем регионе активно развиваются, у этой отрасли большие перспективы. Кроме того, после кризиса и потерь от него для девелоперов стал особенно важен вопрос снижения издержек и оптимизация затрат. Что касается машиностроения, длительный период времени эта отрасль находилась в печальном состоянии из-за реформ. В настоящее время вырос спрос на машиностроительную продукцию, и сейчас предприятия этой отрасли думают, как эффективнее организовать бизнес", - пояснил он.

В каждой компании эффект от внедрения SAP индивидуальный. В целом, по оценкам аналитиков, у заказчиков на 8-12% снижаются логистические затраты, на 20-40% тратится меньше времени на обработку заказов, на 9-11% снижается уровень дебиторской задолженности. Окупаемость затрат на внедрение системы в зависимости от решаемых задач может составлять 7-8 месяцев.


Поглощений и слияний в секторе ИКТ в 2010 году было более 1900

В 2010 году наблюдалась повышенная активность компаний по поглощению и слиянию в мировом секторе ИКТ (информационные и телекоммуникационные технологии), отметили аналитики компании IDC, добавляя, что всего по итогам года в мире было совершено более 1900 подобных сделок.

Самыми напряженными оказались сегменты корпоративных (586 сделок) и онлайн-приложений (421 сделка). Также высокая активность наблюдалась в сегменте инфраструктурных решений - 219 сделок.

Лидером оказался сегмент телекоммуникаций, в рамках которого в 2010 году были заключены несколько мегасоглашений. В частности, речь идет о поглощении компании Qwest компанией CenturyLink за 22,4 млрд долларов, а также о поглощении компании Telemex компанией America Movil за 21 млрд долларов.

Также стоит вспомнить и несколько других крупных сделок. К примеру, поглощение McAfee компанией Intel за 7,7 млрд долларов и поглощение Sybase компанией SAP за 5,8 млрд долларов.

Самыми активными игроками в целом за год оказались компании Google - 27 сделок, AOL и Facebook - по 9 сделок каждая.


ViewSonic предлагает бесплатно попробовать свой планшет

Компания ViewSonic представила программу бесплатного тестирования своего нового планшета ViewPad 7. Как сообщает Inquirer, программа будет длиться в течение всего апреля.

Получить планшет полностью бесплатно не удастся, однако компания гарантирует возврат денег в течение 30 дней после покупки без объяснения причины. Вернуть планшет можно будет по почте, причем ViewSonic даже обязуется оплатить почтовые расходы в размере до 10 фунтов стерлингов.

ViewPad 7

Целью программы является приобщить как можно больше людей к миру планшетов. Менеджер по маркетингу из европейского филиала ViewSonic Джеймс Кулсон говорит: "Многие люди слышали о новой тенденции планшетов, но по разным причинам еще не попробовали их в деле. Мы хотим дать людям возможность впервые поработать с хорошим планшетом без риска".

ViewPad 7 стоимостью 300 фунтов стерлингов - это один из трех планшетов ViewSonic. Он будет показан на апрельской выставке Gadget Show в британском Бирмингеме. Планшет оснащен 7-дюймовым емкостным сенсорным экраном и работает на Android 2.2.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2010г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное