Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир философии

  Все выпуски  

Мир философии - Выпуск 4


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мир философии. Выпуск 4

Электронный журнал для самого широкого круга читателей, интересующихся проблемами современной философской мысли.

Колонка редактора

Уважаемые читатели!

В этом выпуске "Мир философии" продолжает публикацию цикла статей Николая Ивановича Пошивайло.

С уважением,
Stardancer





16.05.2001
Тираж: 1374 экз.

Если Вы только что подписались на наш журнал и хотели бы получить предыдущие выпуски, просто напишите нам об этом.

Присылайте свои замечания, пожелания и предложения.


Публикации

Пошивайло Н.И.
Мирософия
(Продолжение, начало в Выпуске 1)

Развитие способностей и потребностей человека как необходимая сторона развития общества, природы и космоса

Многие философские вопросы начинают свою действительную историю с обозначенных К. Марксом и Ф. Энгельсом позиций. Дело в том, что классическая рациональность рассмотрения философских проблем получила в их трудах максимальное развитие и обоснование. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали потребности и способности довольно разнообразно и использовали эти понятия и как самостоятельные, и в контексте рассмотрения других вопросов. Человеческие потребности, в том числе и биологические, удовлетворяются человеческим образом. "Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, - писал К. Маркс, - это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов". Этим К. Маркс подчеркивает общественную обусловленность всех потребностей человека.

К. Маркс исходит из того, что мерой развития потребностей являются не предметы для их удовлетворения, а общество, устанавливающее "к ним общественную мерку". 1 Поэтому и деятельная сила потребностей определяется не просто производством, не только предметным миром, но и обществом, общественным мнением. К. Маркс подчеркивал, что потребности связывают производителя и потребителя товаров, но определяются их общественным положением, "которое зависит, в свою очередь, от организации общества в целом".

Движение потребностей предполагает движение производства, культуры, общества, которые выступают действительной материальной основой потребностей. Наоборот, общественные отношения, уровень производства отдельных общественных классов не зависят от высоты развития потребностей. Поэтому, "сам уровень жизненных потребностей, совокупная стоимость которых образует стоимость рабочей силы, может повышаться или понижаться... для анализа капитала совершенно безразлично, высок или низок предполагаемый уровень потребностей рабочих...".

К. Маркс, связывает потребности с наличием или отсутствием условий их реализации. Но тем самым, К. Маркс выходит за пределы понимания потребностей как неизменных свойств, стороны человека. К. Маркс, связывает потребности с видами деятельности, с предметным миром, способами удовлетворения потребностей. И поскольку изменяется предметный мир, способы удовлетворения потребностей, то изменяются и сами потребности. Историчность потребностей проявляется в связи с развитием, изменением человеческого мира. В этих изменениях проявляется изменчивость реально существующих потребностей. Подчеркивается взаимозависимость производства, потребления и потребностей. "Ясно, что производство предоставляет потреблению предмет в его внешней форме... потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель".

По мысли классиков марксизма потребности людей в известном смысле предшествуют производственным отношениям, поскольку в человеческом обществе именно "их потребности, т.е. их природа и способ их удовлетворения, связывали их друг с другом, ...то им необходимо было вступать во взаимоотношения друг с другом". Эти взаимоотношения, усложняясь посредством производства, распределения, а затем и обмена, в свою очередь изменяют человека, его потребности. Изменившиеся потребности создают ситуацию, где "каждый индивид в качестве человека выходит за пределы собственной особой потребности и т.д.". Именно производство, распределение, обмен и потребление делают возможным и даже необходимым соединять разных людей с их разными потребностями и способностями.

Поскольку в производстве, распределении и обмене учитывается неодинаковость людей и их потребностей (их социальное, экономическое и всякое другое сопоставление друг с другом), и это различие разрешается человеческим образом, образуется возможность универсального развития каждого человека. И это многообразие проявлений человека выступает, по мнению классиков марксизма, подлинным богатством. Причем как богатство выступают не обязательно владение материальными средствами жизни, ибо "чем иным является богатство, как не универсальностью потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т.д., индивидов ...человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности. А производит себя во всей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившемся, а находится в абсолютном движении становления". К. Маркс подходил к потребностям, как к естественно-общественному явлению указывая, что их размеры зависят от климата, состояния культуры определенного общества.

Характеристики влияния потребностей на действия человека коренятся не в его психике или его биологии, а вне его тела, в обществе, в тех общественных отношениях, в которых живет человек. Но в этом своем качестве потребности и способности человека выступают не дополнением к человеку, а его существенной стороной, без которой не может существовать ни один человек. Потребности не есть что-то отрицательное для человека, а естественно-общественное образование, без или вне которого не может существовать как человек, так и общество в целом. Однако сведение потребностей человека к его общественной природе лишает человека возможности проявлять свою активность. Действительный человек рассматривает свои потребности не как стороны развития общества или природы, а как свои субъективные потребности.

Рассматривая потребности, неверно представлять их вообще, вне времени и пространства, поскольку человек вообще не имеет никаких потребностей; если это человек, обособлено противостоящий природе, то его следует рассматривать как любое не стадное животное; если же это человек, живущий, в какой бы то ни было форме общества, то в качестве исходного пункта следует принять определенный характер общественного человека, т.е. определенный характер общества, в котором он живет...

К. Маркс рассматривал человека прежде всего как деятельную силу, для восстановления которой существуют общественно обусловленные естественные и социальные потребности, определяемые как физическими границами, так и "общим состоянием культуры". Потребности, физическое существование и производство непосредственной жизни выступают важнейшей предпосылкой существования всякого человеческого общества. В условиях общественного характера производства потребности "производятся точно так же, как и продукты", и в условиях капиталистического (товарного) производства выступают как производство товаров. Образуется движение товаров-потребностей и товаров- предметов (способных или нет удовлетворять потребности).

Реально существующие потребности зависят от того, имеются ли деньги, и ,в свою очередь, могут быть действительными, т.е. действующими не только на разум, но и на других реальных людей или недействительными, т.е. такими, которые существуют только в воображении, в мышлении. Ф. Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" проводит различие между действительными и недействительными потребностями. По мысли Ф. Энгельса, человек может иметь или нет средства для удовлетворения своих потребностей, для человека всегда актуален вопрос не о потребностях вообще, а о том, способен ли конкретный человек реализовать свои потребности. От человека можно отчуждать не только результаты его труда, т.е. опредмеченные способности человека, но и его потребности, а тем самым ставить предел развития и просто существования человека. К. Маркс исходит из того, что потребности существуют объективно, т.е. вне или независимо от сознания, но потребности осознаются, "отражаются в голове". Таким образом, по мнению К. Маркса, для всякого человека определяющее значение имеют не понятия человека о своих потребностях, а то, есть ли реальные условия для их реализации. Борьба рабочего класса за свои права, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса и есть отстаивание перед всем обществом своего права иметь равные возможности удовлетворения не равных потребностей у не равных по своим способностям различных общественных групп, классов. Социальное равенство не есть равенство людей по своим потребностям или своим способностям, а одинаковое право их иметь. Равенство людей не есть нивелирование их как личностей, а равенство возможностей их развития.

Поскольку человек формировался не только под воздействием природы (естественного отбора), как у всех других животных, но и под определяющим воздействием общества, постольку, по мнению К. Маркса, сущность человека определяется не его биологией, а находится вне или независима от биологической организации человека. Формирование человека нельзя представить как изолированный акт творения природы, над которым впоследствии "работало" общество, а соответственно как формирование природы человека "матушкой-природой", над которой надстраивается его (человека) сущность. Сама природа человека была бы невозможна без общества. Как внутреннее, как сущность человека, выступает не его биология, а "совокупность всех общественных отношений". Поэтому "внутренний побудитель активности" надо искать не в биологии человека, а в его общественных отношениях, в характере всего социального наследования человека. Человек отличается от всего животного мира тем, что его (человеческие) потребности не совпадают с его (человека) нуждою, тогда как у всех животных потребности и нужда есть одно и то же. Однако эта концепция К. Маркса не учитывает активность самого человека. Есть, конечно специфические закономерности общества, но всякая деятельность людей проявляется через конкретного человека. К. Маркс рассматривает человека как "слепок" общества, а значит человеческая индивидуальность, неповторимость игнорируется. Душа человека, сливаясь с "идеальной матрицей" космоса, лишается всякой самостоятельности, определенности. Воплощаясь в человека, душа может проявлять свою субъективность, опредмечиваясь, душа самосовершенствуется. То малое время, когда душа человека, сливаясь с человеком, что-то может, есть подлинное богатство человека, его души, его сущности. Но это одновременно и единственная возможность для "идеальной матрицы" развиваться. Закономерности физической реальности, связанные с "разбеганием галактик" никто не отменял. "Идеальная матрица", Логос Космоса, Бог, Абсолютный Дух и физическая реальность есть противоположные части одного и того же. Одно живет через другое. Вне тела человека его душа сливается с "идеальной матрицей", а человеческая субъективность есть единство души и тела. От поведения человека зависит, как скоро душа конкретного человека "воплотится" в тело следующего человека.

К. Маркс, считал, что "без потребности нет производства", поэтому потребности входят в характеристику производства. Логично предположить, что и потребление, и обмен, и распределение невозможны без участия потребностей. Всякое движение человека начинается с его потребностей. У животных потребности совпадают с нуждою вследствие реализации биологических механизмов генетического кодирования форм поведения. Человек, как правило, руководствуется в своем поведении не генетически обусловленными формами поведения, а потому его потребности лишь частично совпадают с его нуждою, вследствие того, что люди, как и животные, есть биологические организмы. Человеческие потребности есть единство его нужды, потребностей общества и проявлений собственно человека. Поэтому человек связан с производством.

Рост потребностей человека К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как первый исторический акт. Именно история становления человеческих потребностей и есть становление человека как антропологического вида, отличного от животных. Для всесторонней характеристики потребностей человека явно мало изучения только биологических его закономерностей. Можно перечислить все факторы, участвующие в формировании потребностей человека и рассматривать взаимодействие витальных и нравственных или эстетических потребностей, или рассматривать меру их разумности. Подобное рассмотрение будет правомерно, так как у человека много сторон бытия. Однако, придавая переходу от одной к другой потребности, значение исторического акта, К. Маркс и Ф. Энгельс, видели в возвышении потребностей механизм формирования человеческой истории, и посредством ее реализации, механизм формирования самого человека, т.е. проблема антропосоциогенеза напрямую связана с развитием человеческих потребностей. В этом контексте невозможно сравнивать человеческие потребности с его нуждою, а главное - потребности, их движение связываются с множеством факторов развития человека, имеющих не биологическое происхождение.

"Чаще всего потребности рождаются прямо из производства или из положения вещей,- отмечает К. Маркс,- основанного на производстве". Поэтому взаимосвязь потребностей и производства должна выступать определяющей не только в раскрытии сущности потребностей, но и в их классификации. Независимо от вида и характера труда конкретного человека классификация потребностей должна была бы учитывать общественные отношения, так как деятельная сила потребностей, их действенность проявляется в обществе и зависит как от общества, так и от определенного места субъекта потребностей. Отсюда становится ясно, на какие потребности способен тот или иной человек. Но способности проявляются не только как общественные отношения, но и как свойства человека.

Если обратиться к вопросу о формировании способностей человека, то их становление, развитие и формирование К. Маркс и Ф. Энгельс связывали с производством: "индивид, - замечает К. Маркс, - развивающий свои способности в процессе производства, в то же время расходует, потребляет их в акте производства, точно так же как естественный акт создания потомства представляет собой потребление жизненных сил". Действия человека в процессе реализации своих способностей приводят к разделению способностей конкретного человека: способности увеличиваются, поскольку развиваются опыт и знания в процессе производства; способности переносятся на потребительные стоимости, которые создаются в процессе труда и могут отделяться, отчуждаться от человека и присваиваться другими людьми. Характеристику капиталистического производства К. Маркс объясняет, исходя из процесса отчуждения от производителя его качеств и свойств и превращения их в товар: "рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человеческого мира. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. Этот факт выражает лишь следующее: предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду, как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нем, это есть опредмечивание труда. ... Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету... Что отошло в продукт его труда, того уже нет у него самого. Поэтому, чем больше этот продукт, тем меньше он сам. Отчуждение рабочего в его продукте имеет не только то значение, что его труд становится предметом, приобретает внешнее существование, но еще и то значение, что его труд существует вне его, независимо от него, как нечто чужое для него, и этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой; что жизнь, сообщенная им предмету, выступает против него как враждебная и чужая". К. Маркс акцентирует здесь внимание на отчуждении результатов труда от человека в процессе производства, а вместе с ними образуется самостоятельность предмета труда в результате перенесения человеком своих способностей и наделения ими предмета труда, который может быть присвоен другими людьми, а главное - направлен против самого производителя потребительных стоимостей. Как это возможно?

Продолжение следует...

Информация

Если у Вас возникнет желание связаться с авторами статей, публикуемых в журнале, пишите с соответсвтующей пометкой в теме письма. В связи с тем, что большинство наших авторов не используют электронную почту, Ваши письма будут переданы им редакцией иным способом.

Редакция рассматривает предложения к публикации от авторов, чье творчество тем или иным образом затрагивает тему журнала. Никакие требования относительно образования, места работы или ученого звания не предъявляются.

При перепечатке материалов ссылка на электронный журнал "Мир философии" обязательна.


(c) Электронный журнал "Мир философии", 2001




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное