Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир философии

  Все выпуски  

Мир философии - Выпуск 2


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мир философии
Выпуск 2

Дата выпуска: 10.05.2001
Количество подписчиков: 633

Если у Вас возникнет желание обратиться к авторам статей, публикуемых журналом, пишите с соответствующей пометкой в теме письма. Если Вы только что подписались на наш журнал и хотели бы получить предыдущие выпуски, обращайтесь. Присылайте также свои замечания, предложения и пожелания.

Обращение к подписчикам

Для того, чтобы процесс чтения публикуемых статей был наиболее комфортным для наших читателей, мы решили провести опрос: нравится ли Вам цветовая гамма, используемая в рассылке, и, если нет, какое сочетание цветов фона и текста Вы хотели бы видеть. Очень ждем Ваших ответов...


В этом выпуске "Мир философии" продолжает публикацию работы Н.И. Пошивайло.


Н.И. Пошивайло. Мирософия
(Продолжение)

Исходная клеточка мирософии

Первоначальной, исходной клеточкой мирософии может быть не идеальная матрица, по которой фактически развивается мир, не космология или теософия, а человек. Человек - единственное материальное тело, в котором воплощены стороны идеальной матрицы космоса, реальное проявление абсолютного духа, душа мира. Человек - постоянно саморазвивается, изменяет мир всесторонним образом. Человек - содержит все знания и заблуждения мира о действительности. Человек - может уничтожить или создать новые виды и формы действительности. Человек - единство знания и действительности идеальной матрицы, единственное существо проникающее в её сущность. Пришло время, когда те абсолютные эпитеты, которыми награждал человек Бога надо направить по отношению к самому человеку. Надо признать, что единственное существо в мире, которое может сотворить что-либо новое, - это человек. Однако надо сразу же оговориться, что речь идёт не о современном, действительном человеке, а о совокупном человеке как представителе рода человеческого. Человек не Бог, а часть его, или точнее элемент.

Современный человек - это существо, запутавшееся в своих противоречиях, которое имеет очень большие мускулы и непропорционально маленький мозг. Это усугубляется тем, что непонимание того, что человек и человечество собою представляют в масштабах Космоса является всеобщим, а на государственном уровне - воинствующим. Речь не идёт о какой-то конкретной стране. Повсеместно представление о том, что человек и человечество представляют собою крайне тонкий слой "умной материи" отсутствует. Все ожидают проявления каких-то внеземных цивилизаций, Бога и т.д. Младенческие представления, что человека кто-то будет защищать, оберегать, что природа - мать, являются повсеместными. Этот убийственный младенческий лепет человечества показывает, что хотя человек порвал связь с лоном матери-природы, но находится в состоянии младенчества, а потому беззащитен и уязвим. Значимость человека осознаётся, признаётся, но как подойти к этой проблеме? Могущество человека совершенно неосознанно, а потому может быть направлено против человека и человечества. Человечество переживает дошкольный период своего развития. Ожидать, что человека будет за ручку вести Бог, - нет основания. Отказаться от ненаучного знания, отказаться от представлений противоречащих логике, человек тоже не в состоянии. Из всех этих противоречий, чисто логически, синтеза получить нельзя. Человек есть результат развития человечества и исходный, начальный пункт его становления, человек есть тайна космоса. Поэтому человек и является первоначальной клеточкой мирософии. Человек, сотканный из противоречий, синтеза веры и знания, религии и науки, представитель идеальной матрицы Космоса (по существу - Бога)- не стоит над ситуацией. Человек сам плотью и кровью принадлежит данной ситуации, - именно человек порождает и проявляет все свои связи и отношения как следствие, как причина, как действительная сторона саморазвития мира. Только человек может проникнуть в тайны "мировой души", поскольку именно человек являет собою её частичку. Постоянная связь человека и мировой идеальной матрицы Космоса обеспечивают обмен информацией и совершенно особенное, развитие человека и человечества.

Рассматривая вопросы мирософии, человек реализует программу развития идеальной матрицы Космоса, т.е. приводит в действие все замыслы Бога. Однако это высокое дело не может быть представлено человеку вдруг. Не подготовленный человек не сможет примирить очевидные противоречия, и останется на этапе их констатации. Да и как отрицание традиционных религиозных воззрений можно представить в виде внутренней сущности религии? Догматизированное религиозное или научное сознание не могут прийти к общему знаменателю. Воспринимать и принимать мир, как он есть, человек не в состоянии. Затруднения возникают как по идеологическим причинам, так и по гносеологическим основаниям. Однако множество концепций, теорий, учений философов, учёных-естествоиспытателей, теософов, основателей религий, общественных деятелей появляются не вдруг, а как результат поэтапного развития через человека, посредством человека и общества.


Этапы становления мирософии

Зарождение мирософии надо искать в принципиальной несовместимости информационной наследственности присущей человеку, животным, растениям и неорганической материи. Конечно, появление первых форм мифологии, религии, философии, естествознания есть сферы и этапы развития мирософии. Неорганическая материя несёт информацию взаимодействия материальных тел непроизвольно, но результат всегда предсказуем и распространяется на те возможности, которые проистекают из действительного положения тел. Растения и животные по-разному реагируют на взаимодействия. Проблема выбора перед ними представляет две возможности: умереть или передать наследственную информацию новым поколениям. Растения пассивно, а животные активно реагируют на неблагоприятные условия существования. Человек впервые не только реагирует на условия своего развития, но и произвольно формирует как себя, условия своего существования, так и его результаты. Но самое поразительное в том, что человек осознанно формирует ментальный мир человечества и идеальную матрицу, по которой развивается весь Космос. Человек постоянно черпает своё знание из этой идеальной матрицы, но это знание - порождение человека и человечества. Кажущееся противоречие объясняется сосуществованием разных цивилизаций единовременно. На Земле сосуществуют разные цивилизации в одно и то же время, но на разных этапах развития. Ментальность человека и человечества и ментальность Бога, по существу есть одно и то же. Не просто понятия одинаковой степени общности и объёма, а полностью тождественные понятия. Это не просто отсутствие этапов формирования усложнений в построении ментального мира человечества, а принципиальная несводимость сложного к совокупности простых составляющих элементов. Конечно, существовали, существуют и будут существовать этапы развития человека и человечества, но самое развитое и самое простое состояние человека и человечества есть одно и то же. Вот почему, в мире всё повторяется, и что есть, то и будет всегда.

Характерно появление иррационального объяснения действительности. Формы иррационализма фактически основали, сформировали мирософию. Общество перестало наивно верить в науку, в справедливость, в победу добра над злом, а открыло для себя вариативность развития действительности и свободу человека для преобразования мира. Человек не просто ответственен за свои поступки, а осуществляет свободу выбора пути развития природы и космоса. Личное добро и зло стало мировым, появилась необходимость опоры на более широкую область понимания и познания действительности, чем наука. Человечество "проснулось для дела творчества космоса и всей действительности". Наука "знает физические и психические составляющие человека". Мирософия обязана не только "знать", но и "мочь", не только в отношении человека, но и всего космоса, всей действительности. Наука составляет важную, но часть мирософии. Мирософия как отражает действительность, так и участвует в её преобразовании, творчестве. Однако, участие мирософии ограничено пониманием. Мирософия не орган преобразования действительности, а её понимание, превращение знания в мудрость, а деятельности в жизнедеятельность. Становление мирософии есть период длительного развития человека, общества, природы, всего космоса.

В то же время этапы, сферы проявления мирософии существуют. Этапы формирования мирософии, по существу, совпадают с историческими фазами развития общества и производства, человека и человечества, форм развития идеологий. Процессуальность, этапность, развитие - это то, что фиксирует человеческое знание, внимание, сознание человека о действительности. Неявная сторона развития мирософии, - историческая потребность формирования осознанного отношения к действительности, когда общепринятая наука не даёт адекватного ответа для проявлений, поступков человека, например, экология. Доктрина бесконечного роста человеческих потребностей, в совокупности с ростом численности населения, подводит человечество к его концу. Научные концепции управления экологическими последствиями не могут удовлетворить человека и человечество. Противоречия между действительностью и её научным проектированием не удаётся разрешить. Остаётся, в качестве надежды для человека, - мирософия.

Этапы становления мирософии это:

1) существующие трудности в области познания действительности;
2) противоречия между познанием и действительностью;
3) противоречия между научным и ненаучным знанием, представлениями.

По мере увеличения трудностей перед человеком будет увеличиваться задача построения нового знания, новых представлений, основа для которых - мирософия.

Как примирить нормы нравственности, Моральный Кодекс строителя Коммунизма и советы Порфирия Иванова? Как примирить темпы развития производства, потребления и недоедания? Как сопоставить увеличение могущества человека и его беспомощность перед ростом терроризма, наркомании? Решения этих вопросов не имеют однозначного ответа. Развитие информационной цивилизации, Интернета, доступность информации по уничтожению других людей делают мир чрезвычайно ранимым. Люди часто теряют уверенность в стабильности своей жизни, и одного научного понимания становится явно не достаточно. Человек обращается к колдунам, экстрасенсам. Человеку, кажется, что у него всё плохо, его усилия не сопровождаются результатами, общественным признанием. Нервные заболевания сопровождаются насильственным вмешательством других людей в дела конкретного человека. Опираться только на разумные основания в своей жизни становится трудно. В прошлом человек явно больше времени уделял религии, собственному религиозному воспитанию. Для современного человека это становится, в ряде случаев, трудно выполнимым. В философии отражением этого процесса стало появление иррационализма. Но разве иррационализм решил задачи конкретного человека? Рост заболеваний, развитие фрейдизма и неофрейдизма явилось ответом человека и науки на требования конкретного человека. Но разве наука стала ближе и понятнее конкретному человеку? Разве человек смог примирить несуразности своей жизни и жизни всего общества? Появление культурологии, сделало возможным знакомство людей с историей становления форм цивилизаций, культур. Но культурология есть наука о развитии культуры. В своей действительной жизни человек частично опирается на культуру, но всегда стремится к познанию мудрости, истины. Все это этапы, формы, стороны развития мирософии, которая объединяет такое единство форм познания и понимания действительности, которое по объёму совпадает с сознанием и самосознанием, как отдельного человека, так и с сознанием и самосознанием всего человечества. Философия, культурология, политология, физика, генетика и все другие науки, религия, этика, эстетика и все другие формы идеологий, в которых люди осознают свои потребности, свои интересы, свои задачи, - есть только этапы, формы проявления мирософии. Каждый человек может независимо от существующих форм отражения действительности сам описать её, каждый раз, заново создавая подлинную мирософию. Образуется многообразие форм мирософии, единство их и составляет подлинную сущность мирософии. Надо опустить высокую планку науки. Сейчас каждый человек может через Интернет использовать практически выводы любой науки и направить их против любого человека и против любого общества. Однако, "многознание уму не научает", как говорил Гераклит. Узкая специализация человека, ограничивает возможности выживания человечества. Надо нейтрализовать возрастание могущества человека, возрастанием его мудрости, разумности. Информационная цивилизация (коммунизм, как полагал К. Маркс), предполагает формирование нового человека и новых отношений между людьми, которых нет в традиционном обществе.


Специфика развития информационной цивилизации

Первоначальное понимание информации как передачи сведений сохранилось на протяжении более двух тысячелетий вплоть до середины XX века. По мнению М. Вебера развитию производства предшествует, а частью и сопровождает протестантизм, создавший предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства. Это касалось внедрения в экономику достижений науки и превращению её в непосредственную производительную силу общества. Объясняется это фактом возведения успеха в экономической деятельности в промысел бога, т.е. поощряется протестантской этикой. Человек, имеющий достижения в экономической сфере видит в этом не только самореализацию, но и божье соизволение. В результате в Европе впервые возник новый, прежде никогда не существовавший и потому не имеющий аналогов в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ, в отличие от современного, М. Вебер называет традиционными. Важнейшим признаком индустриального общества М. Вебер считает формальную рациональность, как калькулируемость, как то, что поддаётся формальному учёту, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Материальная рациональность - это рациональность для чего-то; формальная рациональность - это рациональность "ни для чего", рациональность сама по себе, взятая как самоцель.

Движение в направлении формальной рациональности - это, как показывает М. Вебер, движение самого исторического процесса. Наиболее распространённой среди математических теорий информации, является вероятностно-статистическая. Математические теории информации выступают как совокупность количественных методов исследования, передачи, хранения, восприятия, преобразования и использования. Все эти методы преследуют цель измерения информации.

Понятие количества информации в статистической теории определяется на основе понятия вероятности, которое применяется для описания ситуации с неопределённостью. Понятие неопределённости связано с выбором одного или нескольких элементов из некоторой конечной совокупности. Если в наших знаниях о каком-либо предмете существует неясность, неопределённость, а, получив иные сведения об этом предмете, мы можем уже более определённо судить о нём, то это значит, что сообщение содержало в себе информацию. Если сообщение не даёт ничего нового, не снимает неопределённости, то предполагается, что в нём не содержится информации. Количество информации, получаемое от отдельного события, сообщения, называется индивидуальным количеством информации. Это понятие оказывается элементарным, а в теории информации используются более сложные формулы - среднее количество информации и ряд других, которые определяют количество информации уже в совокупности событий. Если эти события равновероятностны, то количество информации в этом случае равно логарифму числа событий. Так, сообщение, переданное отцу, что у него родился мальчик, несёт одну двоичную единицу информации. Вероятность рождения мальчика равна вероятности рождения девочки, а общее количество возможностей (рождения ребёнка) равно двум. Двоичный логарифм от двух (log2 2) равен единице (двоичной единице информации) или биту. Один бит есть количество информации, получаемое при выборе из двух равновероятностных возможностей. Вообще же единицы информации зависят от выбора основания логарифма: если основание равно двум, то информация измеряется в битах, если основание равно десяти, то измерение ведётся в десятичных единицах информации (или хартли).

Известно, что мы получаем сведения также о таких событиях, относительно которых никаких прямых гипотез не строили. Так было открыто явление радиоактивности, многие виды растений и животных и т.д. Все эти сведения и знания являются информацией в старом, докибернетическом смысле слова: они не уменьшали ранее имевшейся неопределённости. Это просто отражение существовавших независимо от нашего сознания фактов, событий, прибавление нового знания к ранее существовавшему знанию. Практика свидетельствует, что чисто вероятностное понимание информации, и её количества, характерное для статистической теории информации, не отражает существа многих процессов. Возникли невероятностные, нестатистические подходы к измерению количества информации. Один из них носит название "динамического" подхода. В статистических совокупностях отношение между причиной и следствием носит многозначный характер: причина порождает данное следствие лишь с определённой вероятностью. Но существуют и такие системы, где это отношение носит однозначный характер: данная причина вызывает одно и только одно следствие. Причём подобная однозначная, динамическая связь между причиной и следствием имеет место и в классической механике, и в животном мире, и в обществе. В настоящее время имеются и другие варианты теории информации. Широкое развитие получил комбинаторный подход к определению понятия "количество информации". Комбинаторное количество информации одинаково хорошо описывает и статистические и динамические системы, ибо основное внимание здесь обращается на количество элементов (и на их отношения) в конечной совокупности, а не на специфику причинно-следственной связи. Это конечное количество элементов может быть и количеством случайных событий, и количеством возможностей, и наличным количеством каких-то предметов.

Научно-технический прогресс характеризуется бурным развитием науки об информации и управлении, широким внедрением автоматизации и ЭВМ. Ещё на заре своей истории человек между собой и природой поставил орудия труда, затем технику, которые вначале были примитивными, но по мере развития человека развивались вместе с развитием общества. Машины, выполняющие различные операции, как бы расширяли возможности органов человека, делали их более совершенными. Технические устройства, прежде всего, заменили физический труд человека, поставили ему на службу физические, химические и другие природные процессы и силы. На определённом этапе экономического и социального развития машины начинают расширять возможности не только рабочих органов человека, но и его разума. Дальше происходит разделение труда и совершенствование средств труда. Однако разъединение физического и умственного труда не означали, что доля умственного труда постепенно сводилась на нет. Наоборот, развитие техники привело к тому, что появилась необходимость управлять этой техникой, коллективами людей взаимодействующих с техникой и природой. Это обусловило бурное развитие науки и возникновение специальной науки об управлении и связи, т.е. кибернетики.

Создание электронных, цифровых вычислительных, информационных и управляющих машин свидетельствует о значительном расширении сферы деятельности разума человека. Появились так называемые искусственные большие системы с числом элементов порядка миллиона или несколько десятков миллионов. Это заводы-автоматы, АТС, современные морские и космические корабли, наземные комплексы их обслуживания, системы регулирования движения в крупных городах и т.д.

Эти искусственные сложные системы в основном воспринимают, собирают, хранят, передают, распределяют, преобразовывают информацию. Ранее эти функции выполнял человек, затем на стадии автоматизации производства человек начинает передавать техническим устройствам информационно-управленческие функции. Процесс кибернетизации ведёт к ещё большему усложнению соответствующих кибернетических систем, а главное усложняется положение человека, как в производстве вещей, так и в управлении производством. Сама же информация, фиксирует разнообразие, и принимает документальную форму, т.е. материально-знаковый характер информации фиксирует в магнитных и иных накопителях не только знания людей о природе, производстве, но и об общественных отношениях, форме семьи, иными словами жизненно-важная информация опредмечивается и делается независимой от самого человека, а в ряде случаев и враждебна человеку. Могущество опредмеченных сущностных сил человека, в эпоху построения информационной цивилизации для выживания человечества, необходимо дополнить могуществом, возрастанием его мудрости, а для человека смысл имеет и его личное экономическое благополучие. Самостоятельно наука, религия, философия и т.д., не являются мудростью, их совокупность, помноженная на практику, в том числе и мистическую, человека, и есть его мудрость, т.е. мирософия. Многовековое стремление к мудрости, которым занималась философия, воплощается в мирософии, снимается противоречие между опредмеченным могуществом человека и слабостью разума человечества. Можно предположить, что мудрость человека есть софия, но это мудрость как таковая, беспредметная, мудрость как понятие. Между тем всякий человек предполагает предметное воплощение мудрости, а оно существует для человека лишь в связи с предметностью самого человека, его ментального и предметного мира, т.е. мудрость человека имеет смысл лишь в его предметном проявлении, продолжении человека за пределы его тела.

Что же собою представляют электронизация, компьютеризация и информатизация и каковы последствия их развития для человека?

Эти понятия относятся к разным уровням социотехнической деятельности человека. Электронизация охватывает чисто технические процессы, связанные с развитием полупроводникового производства и внедрением в народное хозяйство. Это приёмники, телевизоры и т.д.

Переход от ЭВМ, основанных на электронно-механическом реле и электронно-вакуумных лампах к ЭВМ на основе полупроводниковых транзисторов, больших и сверх-больших интегральных схем подготовил внедрение компьютеров в экономику, науку и культуру. Первоначальные, радикальные изменения вообще связывались с компьютерной революцией. Но информатизация не сводится к компьютеризации. Существуют страны с высоким уровнем использования и производства компьютеров, но не являющиеся информационным обществом. Современные компьютеры не являются главными генераторами информации, а человек - является. Компьютеризация, распространение коммуникационных технологий, таких как электронная почта, спутниковая связь, автоматизация систем управления, т.е. развитие техники не есть информатизация, которая включает в себя социотехнический и социокультурный процесс.

Опираясь на новейшую информационную технологию (НИТ), информатизация представляет собою экспоненциально нарастающее производство и использование информации, в интересах общества и конкретного человека. Она надстраивается над технологическим базисом, охватывает всю сферу культуры, экономики, быта. Степень и уровень информированности общества в целом - от высших эшелонов власти до сферы материального производства - являются критериями информатизации общества. Технические средства лишь обеспечивают решение основной задачи процесса информатизации. Процесс информатизации, создавая быстрый поток, прежде всего научной информации и знаний делает их доступными каждому члену общества. Переход к информационному обществу связан с мощным рывком в технологической, экономической и социокультурной сферах, и является реальностью наиболее развитых стран мира. Остальные страны стоят перед дилеммой: остаться аграрно-индустриальным придатком развитых стран или присоединиться к информационному обществу. Информация из основания для общения людей превращается в основание для производства людей и заменяет функции всеобщего эквивалента присущие деньгам, т.е. примеряет, сопоставляет, обменивается, учитывает.

Концепция информационного общества связана с Тофлеровской интерпретацией социотехнических революций: аграрной, индустриальной, информационной. Каждая последующая социотехническая революция не уничтожала полностью предшествующие технологии, но трансформировала их. Что такое информационное общество? Это такое общество, в котором большинство граждан участвуют в процессе создания, сбора, хранения, обработки или распределения информации. Информация превращается во всеобщий эквивалент и заменяет деньги по своим общественным функциям. Однако деньги не отмирают, а их функция конкретизируется, уточняется, перестаёт быть всеобщей.

В современном обществе в силу сложности производственных и социальных задач объём информации, требуемый для их решения, колоссально возрастает и не может быть обеспечен без новой информационной технологии - компьютеров, коммуникационных средств и систем. Волевое принятие решений ведёт к разрушительным последствиям. В информационном обществе производство информации, не вытесняя материальное производство, социальную сферу, надстраивается над ними и становится стимулом их развития, а главное значительно развивает возможности самого человека. Информационное общество не игнорирует и не решает автоматически проблемы в области производства или общественных отношений, оно переводит их решение на новый уровень, который, в том числе, позволяет старым управленческим структурам использовать традиционные методы. Так, часто информированность выдаётся за согласие общества на какое-либо политическое решение, а несогласие общества часто выдаётся за его слабую информированность. Информированность и использование информации в качестве средства обмена, т.е. всеобщего эквивалента - разные явления. Информированность стремится обеспечить старый способ развития, приспособить новые возможности к старым потребностям.

Информационное общество характеризуется новым социальным составом населения, где всё большее число людей занятых в индустриальном производстве или сельском хозяйстве становится занятым производством информации, а также возрастает роль женского труда при обслуживании информационного общества. Вместе с тем выявляется связь трёх компонентов: информации, информационной технологии и социально-структурные изменения.

Следует отметить и такую особенность информационного общества как его неориентированность на социальную систему: это общество может развиваться при любой общественной системе, главное - уровень развития производительных сил, прежде всего человека. Страны, не определившие своего поведения по отношению к этому обществу, обречены на техническое и экономическое отставание. Конечно, перед человечеством стоит множество проблем: экологических, роста народонаселения и т.д. Однако именно наличие информационной технологии позволяет сделать её могучим органом переустройства человека, производства и общества.

Однако нельзя, переоценивать успехи, а главное достоинства информационного общества. У него существуют трудности роста, которые можно отметить. Положительные и отрицательные последствия информатизации можно представить в таком виде.

Положительные последствия:

1) культура и общество - свободное развитие индивида, социализация информации, коммуникативное общество, преодоление кризиса цивилизации;

2) политика - расширение свобод, децентрализация, выравнивание иерархии власти, расширенное участие в общественной жизни;

3) хозяйство и труд - повышение продуктивности, рационализация, увеличение богатства, преодоление кризиса, экономия ресурсов, охрана окружающей среды, децентрализация промышленности, новая продукция, улучшение качества, диверсификация продукции, увеличение рабочих мест, гуманизация труда (устранение тяжёлого труда), новые профессии и квалификации;

4) международные отношения - национальная независимость, появляется шанс на развитие у стран "третьего мира", улучшение обороноспособности.

Существуют и отрицательные последствия в тех же сферах:

1) культура и общество - "автоматизация человека", дегуманизация жизни, технократическое мышление, снижение культурного уровня, лавина информации, элитарное знание, изоляция индивидуума;

2) политика - снижение свобод, централизация, расширение государственной бюрократии, усиление власти благодаря знаниям, усиление манипуляций;

3) хозяйство и труд - всё возрастающая сложность жизни, обострение промышленного кризиса, концентрация, подверженность кризисам, стандартизация, массовая безработица, новые требования к мобильности трудящихся, дегуманизация труда, стрессы, деквалификация, исчезновение многочисленных профессий;

4) международные отношения - усиление взаимозависимости, технологическая зависимость, обострение отношений Юга-Запада, уязвимость, усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем.

Продолжение следует...


(c) Электронный журнал "Мир философии" 2001



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное