Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир философии

  Все выпуски  

Мир философии - Выпуск 3


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мир философии. Выпуск 3

Электронный журнал для самого широкого круга читателей, интересующихся проблемами современной философской мысли.

Колонка редактора

Уважаемые читатели!

Возможно, Вы заметили, что оформление журнала было подвержено некоторой переработке. Многие читатели, посчитав используемое в первых выпусках сочетание цветов неудобным для длительного чтения, предложили его изменить, за что мы варажаем им нашу искреннюю признательность.

Мы хотели бы продолжить избранную линию поведения и узнать Ваше мнение о сделанных изменениях и уточнить еще несколько аспектов: удовлетворителен ли размер и тип шрифта? удобна ли ширина колонки? Ждем Ваших ответов и впечатлений...

В этом выпуске "Мир философии" продолжает публикацию работы Николая Ивановича Пошивайло.

С уважением,
Stardancer

13.05.2001
Тираж: 1253 экз.

Если Вы только что подписались на наш журнал и хотели бы получить предыдущие выпуски, просто напишите нам об этом.

Присылайте свои замечания, пожелания и предложения.


Пошивайло Н.И.
Мирософия
(Продолжение, начало в Выпуске 1)

Информационная цивилизация в человеческом измерении

В связи с проблемой создания искусственного интеллекта, возникает вопрос: какое содержание интеллектуальных процессов следует считать исключительно человеческим? Что составляет невоспроизводимую специфику человека?

Традиционное общество предполагает обмен способностями и потребностями, обмен товарами, обмен условиями существования посредством денег. Именно деньги выступают всеобщим эквивалентом в любом традиционном обществе. Товарное производство заявляет возможности сведения всех качеств и свойств, как людей, так и всего общества, к производству, распределению, обмену, потреблению товаров. Товар обменивается посредством денег, которые, являясь всеобщим эквивалентом, более или менее адекватно обменивают товары, производимые людьми. Развитая форма производства товаров делает людей товарами, т.е. превращает, сводит все многообразие человеческих качеств и свойств к немногим, имеющим товарное значение. Деньги снимают качественные различия людей, сопоставляя, обменивая качественно и количественно различные возможности, сущности людей. Деньги лишают человека естественной формы, превращая его в частичного, необходимого для производства. У человека развиваются те качества и свойства, которые необходимы для производства других товаров. Как частичный, человек является винтиком всеобщего производства товаров. В этом качестве человек принимает форму того общества и производства, которые его формируют. Поэтому переход к информационной цивилизации изменяет все характеристики человека.

Кажется естественным развитие, переход товарного производства в производство информации. Можно предположить, что это вообще этап товарного производства. Однако это не так. Качество информации и качество товара - это различные качественно несопоставимые образования. Информация, может, конечно, обладать свойствами товара, но может выходить за пределы своей товарной составляющей. Главная особенность любого товара, способность обмениваться на любой другой товар, например на деньги. В товарном производстве деньги связывают все товары. Люди, становясь товаром, обмениваются на деньги. Все сопоставляется, примеривается, имеет денежное выражение. Знание в товарном производстве, является товаром, очень дешевым, малопривлекательным товаром. Информация, как товар, обменивается в товарном производстве на деньги. Информация в информационной цивилизации принимает форму денег. Производство информации, посредством информации, ради информации, через информацию и т.д., это уже не получение прибавочной стоимости (части неоплаченного труда рабочего), а само содержание, сущность информационной цивилизации. Получение прибавочной стоимости, создаваемой трудом рабочего, производит капитал, т.е. систему производственных отношений. В информационной цивилизации производитель должен быть соответствующим образом образован, против его желания отчуждать информацию невозможно, а значит, его надо заинтересовать в результатах его труда. Надо заинтересовать производителя информации в отчуждении от него содержания, смысла информации. Содержание информации являет собою тот самовозрастающий капитал, который отличается от денег. Информация являет собою реальную материальную силу, в которой воплощаются человеческие способности. Информация без, вне человека, может производить потребительные стоимости для человека. Стало быть, простые функции товара для информации малопригодны. Информация есть самовозрастающий капитал, т.е. система производственных отношений. В товарном производстве на деньги можно обменивать все. Однако, деньги без людей ничего не могут. Информация же может производиться и без людей, и вопреки людям, и даже уничтожать людей. Информация, есть порождение человека, которое способно уничтожить и человека, и человечество. Главное даже не в этом: информация имеет собственный импульс движения, развития, независимый от человека и человечества. Производя информацию, человек, выпускает в мир джина, которым управлять человек не может, даже если бы имел такое желание. Деньги - главный агент товарного производства. Человек, в товарном производстве, управляет денежным потоком. В информационной цивилизации, порождение информации, создает ситуацию, при которой: человек порождает информацию, а дальше сам управляется соответствующей информацией, которая задает все параметры для развития собственно человека. Человек и информация меняют свои функции, свое значение. Если в товарном производстве не все люди вовлечены в оборот товаров, то свободным от информации можно быть только вне общества. Информационная цивилизация полностью овладевает людьми и заставляет их выполнять предписания по развитию информации. Результат управляет началом становления самого процесса.

Информационное общество, информационные технологии многих пугают антигуманным отношением к человеческим, профессиональным заболеваниям, но дело совсем в другом. Особый характер проявления информации в том, что люди стремятся овладеть ею, но полное распоряжение информацией возможно лишь, когда сама информация овладевает человеком. Деньги можно локализовать в человеческом костюме, сейфе, а информацию, после ее попадания в человеческую голову, локализовать невозможно, она овладевает человеком полностью. Деньги выражают отношения между людьми, а в различных ситуациях более или менее можно абстрагироваться от этих отношений, попытаться построить новые. Информация, после того как она овладеет человеком, сама строит все человеческие отношения и самого человека. От человека, с его волей, потребностями и т.д., мало что зависит. Информация формирует поведение, волю, потребности человека. Конечно, наличие или отсутствие денег тоже отражается на поведении, на функциях человека в товарном производстве. Проявления информации качественно отличаются от проявлений роли денег. Непроизвольно наличие или отсутствие информации сказывается на поведении человека.

Совсем не случайно страны, вступающие в период формирования информационной цивилизации, существенно отличаются от индустриально или аграрно-индустриальных стран. Информация это монстр, порождение человека, которое полностью овладевает человеком. Индустриальные страны используют технологии известные или модифицированные, приспособленные к конкретному развитию, но человек частично включен в систему производственных отношений. Лишаясь работы, человек не порывает с существующими производственными отношениями. Человек имеет выбор между нищенским, бедным или богатым существованием.

Включение в создание информации, делает труд приятным, но превращает человека в "трудоголика", т.е. прямо "привязывает" его к существующему производству. Лишение человека работы разрывает его связь со всеми производственными отношениями. Человек утрачивает собственно человеческую сущность. Человек лишается собственно человеческого права выбора. Можно, конечно, не видеть опасности закабаления человека Интернетом. Само прекращение человеческих функций благодаря Интернету, прямо указывает на очевидные проблемы человека: утерю связи с обществом, смену приоритетов бытия человека, замену другого человека на компьютер. Надо не драматизировать, а видеть реальные перспективы человеческого развития. Интернет, развиваясь стихийно, уничтожает всякую человеческую личность, а развиваясь под влиянием потребностей человека, увеличивает его и только его способности. Информационная цивилизация устраняет функции частичного человека в производстве, но не делает его свободным и независимым от производства. Частичный человек заменяется на "систему человек-компьютер". Если в индустриальном обществе можно освободиться, поменять что-то в своей жизни, то в информационной цивилизации само осознание собственной зависимости, не устраняет проблему, а делает ее более адекватной действительности. Основными вопросами информационной цивилизации являются не вопросы быстродействия компьютера или создания винчестера большого объема, а вопросы взаимодействия человека и информационной цивилизации. Главным вопросом для человека, человечества, Космоса, "Идеальной матрицы", Бога становится вопрос адаптации человека к информационной цивилизации, а информационной цивилизации к существующей природе. Не существует "принципиальной неуничтожимости". Возможна ситуация выбора, а задача мирософии - снять противоречия между человеком и информационной цивилизацией.

Конечно, заболевания человека связанные с его адаптацией, приспособлением к работе с компьютером никуда от человека не уходят. Человек замещает человеческое общение общением с монитором, через интернет удовлетворяет почти все свои потребности. Даже потребности в разрушении через Интернет удовлетворяются наиболее эффективно (пример с вирусами). Происходит деформация человеческой психики, привычек, вообще мира человека. Однако нельзя не видеть и позитивных изменений от формирования информационной цивилизации. Это, конечно, снятие социальных конфликтов, точнее, перевод приоритетов борьбы за выживание в борьбу за обладание качественно значимой информацией. Обладание деньгами, заменяется на обладание информацией, но не всякой, а полезной. Это, возможно, будет область экономики, развитие техники, науки, но во всех случаях необходимо ее конкретное применение. Полезность информации неразрывно связана со способностью человека к ее применению. Последнее обстоятельство предполагает качественные изменения самого человека, развитие его способностей, постоянное стремление к разработке оптимального механизма применения информации, создание информационного производства.

Информационная цивилизация создает условия для качественного развития человека по любым направлениям. Применение компьютера позволяет на его основе обучаться бесконечно многим условиям развития человека. Виртуальная реальность, игра позволяют производить примеривающие действия в любом направлении, с любыми последствиями, но всегда добиваться необходимого результата. Это создает качественно новые условия развития человеческих способностей. Изменять реальность становится возможным только в желаемых для человека направлениях. В этом плане существуют возможности злоупотребления известными технологиями развития человека, т.е. появляется возможность развивать параметры человека, к которым он субъективно не готов, или против его воли. Это возможно, когда программируемое обучение человека проводится с преступными намерениями, а осуществлять контроль возможно только со стороны всего общества.

Правда уже развитие телевидения приводит к тому, что уменьшается роль абстрактного мышления человека. Снижаются возможности развития, а особенно применения роли абстракций в становлении умственных действий человека. Однако положение поправимо, при соответствующих усилиях по изменению программ обучения. С другой стороны, появляется возможность развития, не опережающего отражения действительности человеком, а создание виртуальной действительности, в котором более наглядно, убедительно можно действовать для получения наиболее адекватного результата. Однако роль, значение опережающего отражения действительности, как общебиологического фактора приспособления живых существ к действительности вытесняется, замещается, исчезает. Осознание этого может привести к искусственно создаваемым ситуациям, когда проявляется абстрактное мышление человека и опережающее отражение действительности. В самой виртуальной реальности можно создавать условия для развития абстрактного мышления и опережающего отражения действительности. Эти условия развития человека в информационной цивилизации надо понимать как человеческое измерение формирования и развития информационной цивилизации.

Наконец, информационная цивилизация есть такое будущее, в котором должен быть заинтересован человек. Что человеку дает информационная цивилизация? Не человечеству, а конкретному человеку. Востребованность, понимание необходимости развития информационной цивилизации, не безусловна, а опирается на экономическую закономерность развития самым производительным образом способностей человека.

Конечно, развитие способностей человека возможно на основе развития его потребностей, всех сторон бытия человека. Было бы ошибкой представлять, что развитие человека вообще изучается только наукой. Человека всегда рассматривает религия, все формы общественного сознания, естествознание. Каждая область действительности вносит свою лепту, точно так же как сам человек развивается, даже когда его никто не изучает и не рассматривает.

Продолжение следует...

Если у Вас возникнет желание связаться с авторами статей, публикуемых в журнале, пишите с соответсвтующей пометкой в теме письма. В связи с тем, что большинство наших авторов не используют электронную почту, Ваши письма будут переданы им редакцией иным способом.

При перепечатке материалов ссылка на электронный журнал "Мир философии" обязательна.


(c) Электронный журнал "Мир философии", 2001




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное