Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

 

Добрый день всем!

 

Сегодня Детский правозащитный пресс-центр определил тему ближайшего выпуска газеты «Школа – территория закона». Выпуск будет посвящен Дню учителя. Но мы, конечно, будем писать не о том, какой вкусный торт съели в этот день в учительской, а об очередных "безобразиях" – о том, какие нарушения прав человека в школе были связаны с этим праздником. Информация о том, что эти нарушения есть, уже поступает от наших корреспондентов. Ждём и ваших материалов!

А пока мы представляем Вам очередную подборку материалов из архива газеты «Школа – территория закона».

Полностью с архивными материалами вы можете познакомиться на нашем сайте:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

 

Когда начать права качать?

Редакцию газеты "Школа - территория закона" очень часто упрекают. Упрекают в том, что мы в основном только рассказываем о различных правонарушениях в школах нашего города, но не даём никаких советов, как действовать в таких ситуациях и как правильно защитить свои права.

Конечно, есть всякие суды, правозащитные организации, но это кажется нам, школьникам, таким далёким и непонятным. А можно ли защититься именно в школьной среде? Конечно можно!

Для начала попробуй поговорить с учителем, нарушившим твои права. Но только не старайся кричать во время урока: "Вы нарушили мои права, вы не имеете права!" - решить конфликт таким способом не удастся. Подойди к нему после урока, и постарайся спокойно обсудить ситуацию. Например, сидишь ты на математике и разговариваешь с другом. Причём не телепатически, а открыто. И наша уважаемая Марья Ивановна называет тебя каким-нибудь нехорошим словом и даёт подзатыльник. Ну и другу тоже за компанию. И вот ты спокойно дожидаешься конца урока, подходишь к Марье Ивановне, строишь слегка виноватую рожицу невинного ребёнка и говоришь ей: "Марь Ванна, я, конечно, понимаю, что и сам был не прав, но когда вы меня оскорбили и ударили, мне было очень больно и обидно". А педагог скажет: "Иди мальчик, гуляй!" А ты сообщаешь: "Марь Ванна, я боюсь, что в таком случае мне придётся написать заявление о проведении дисциплинарного расследования по этому факту". Дальше ситуация может развиваться двумя путями. Первый - учитель пугается таких длинных, страшных и непонятных слов и извиняется перед тобой и твоим соседом. А вторая (что бывает намного чаще) - учитель тебя просто не поймёт и скажет: "Ну, иди и пиши". Тогда ты идёшь, пишешь заявление и с чистой совестью несёшь его директору. Свои действия можно подкрепить Законом об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, в котором сказано примерно следующее:

Если работники школы нарушают права ребёнка, ученики вправе потребовать от администрации школы провести дисциплинарное расследование. В комиссию, которая будет проводить расследование, школьники могут направить своих выборных представителей. Если решение, принятое администрацией, учеников не устроит, они имеют право через своих выборных представителей обратиться за помощью в вышестоящие органы.

Комиссия проведёт расследование и установит, было ли нарушение прав ученика. Если было, учителя накажут и, это наверняка поможет ему начать уважать права школьника.

Но это далеко не единственный способ защиты нарушенных прав. В том же законе сказано, что ученики могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав, в том числе на территории и в помещении школы. И администрация не сможет вам в этом отказать. Но только все условия проведения митингов или собраний вы должны согласовать с директором.

И есть в твоей школе ещё одна очень важная и полезная бумажка. Называется она Устав школы. Там прописано, какие у тебя есть права или как тебя (или учителя) могут наказать за тот или иной поступок. И этот документ должен висеть в школе на видном месте, а не храниться в недрах сейфа в кабинете директора. И это не мы придумали - так говорится в Законе об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации.

Во всяком случае, с уставом своей школы должен быть ознакомлен каждый ученик. А для того, чтобы больше знать о своих правах, и знать, что нужно делать в самых распространенных случаях нарушений твоих прав - читай газету "Школа- территория закона".

 

То, что в школах нарушаются права учеников, уже давно ни для кого не секрет. А приходилось ли самим школьникам защищать свои права? И как они это делали? Именно эти вопросы задавались ученикам разных школ города. И вот, что они отвечали:

 

Вопросы:

1. Приходилось ли тебе когда-нибудь защищать свои права в школе?

2. Как ты их защищал?

 

Ответы:

 

· Конечно, приходилось! Если, например, учитель меня обзывал, то я сразу говорил: "Не имеете права меня обзывать!"

(Андрей, 13 лет)

 

· Приходилось, когда была классе в 6-8. А потом поняла, что не стоит портить отношения с учителями. В 9 могут на экзаменах завалить, а потом не взять в 10 класс. А 10-11 - это чисто подготовка к ВУЗу. Там уже понимаешь, что надо учиться, а не права качать. А как я их защищала, - не помню. Когда учителя обижали - жаловалась родителям и классному руководителю.

(Аня, 15 лет)

 

· Лично мне не приходилось. Я себя хорошо веду на уроках, ко мне учителя не придираются. А мои одноклассники обычно обижаются, если их учитель обидел, и стараются сделать ему какую-то пакость.

(Марина, 12 лет)

 

· Да, приходилось! Я иногда разговаривал после урока с учителем или просил помочь завуча по воспитательной работе. А вообще мне не часто приходится этим заниматься.

(Паша, 14 лет)

 

· Когда как. Если я сам виноват, что меня обозвали, то я, понятно, промолчу. А если просто так, то я обычно огрызаюсь.

(Никита, 13 лет)

 

· Мои права защищают родители. Самой не приходилось. Если меня учителя посмеют обидеть, я расскажу родителям, и они пойдут к директору. Поэтому на меня обычно не наезжают.

(Алина, 14 лет)

 

· Я стараюсь не провоцировать учителей. Тогда и никакие права защищать не придётся. И им спокойнее и мне. А если всё- таки что-нибудь случится, то я извинюсь или промолчу.

(Катя, 12 лет)

 

· Нет, не приходилось. Я учусь в лицее и чтобы попасть в наше учебное заведение нужно выдержать сложный экзамен. Хоть нас и знакомят со своими правами, лучше их не защищать. Если учителя обидятся, то могут даже начать заваливать и, в конце концов, отчислить из лицея. А возвращаться в обычную школу никому не хочется.

(Оля, 15 лет)

 

· Конечно, защищал! И не раз! Нас на уроках права учили, как это делать. И теперь стоит учителям нарушить наши права, весь класс как будто взрывается. Так что защищаться мы умеем. Ну, делаем мы это обычно так: учитель кого-то оскорбил, и все начинают кричать, что он нарушил наши права. Учитель пугается такого гвалта и извиняется. Очень хороший способ.

(Дима, 13 лет)

 

· Я считаю, что ничего защищать не нужно. Я, например, идеально веду себя и учусь, поэтому с нарушениями моих прав не сталкивалась. А наших мальчишек учитель часто вынужден обругать или дать подзатыльник, чтобы они успокоились и не мешали вести урок. Иначе они не понимают. Так что они сами во всём виноваты, а учитель никаких прав не нарушал, а просто навёл порядок на уроке.

(Вика,12 лет)

 

· Я стараюсь защищать свои права, но не всегда это получается. А иногда даже сложно понять, нарушение это или нет. А если ты сам провинился, то просто неудобно ещё и обвинять учителя в его неправоте. Даже если он тебе подзатыльник дал или оскорбил.

(Алёша, 14 лет)

 

Итоги:

Да, итоги впечатляют… Большинство школьников не стремится защищать свои права и не считает, что это нужно. 42% опрошенных живут по принципу "я ничего не делаю, и меня не трогают". Но всё-таки 58% учеников как-то реагируют на случаи нарушений их прав. Правда, только 26% делают это законными способами.

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное