Сегодня
Детский правозащитный пресс-центр
определил тему ближайшего выпуска газеты «Школа
– территория закона». Выпуск будет
посвящен Дню учителя. Но мы, конечно, будем
писать не о том, какой вкусный торт съели в
этот день в учительской, а об очередных "безобразиях"
– о том, какие нарушения прав человека в
школе были связаны с этим праздником.
Информация о том, что эти нарушения есть,
уже поступает от наших корреспондентов.
Ждём и ваших материалов!
А
пока мы представляем Вам очередную
подборку материалов из архива газеты «Школа
– территория закона».
Полностью
с архивными материалами вы можете
познакомиться на нашем сайте:
Редакцию
газеты "Школа - территория закона"
очень часто упрекают. Упрекают в том, что мы
в основном только рассказываем о различных
правонарушениях в школах нашего города, но
не даём никаких советов, как действовать в
таких ситуациях и как правильно защитить
свои права.
Конечно,
есть всякие суды, правозащитные
организации, но это кажется нам, школьникам,
таким далёким и непонятным. А можно ли
защититься именно в школьной среде? Конечно
можно!
Для
начала попробуй поговорить с учителем,
нарушившим твои права. Но только не
старайся кричать во время урока: "Вы
нарушили мои права, вы не имеете права!" -
решить конфликт таким способом не удастся.
Подойди к нему после урока, и постарайся
спокойно обсудить ситуацию. Например,
сидишь ты на математике и разговариваешь с
другом. Причём не телепатически, а открыто.
И наша уважаемая Марья Ивановна называет
тебя каким-нибудь нехорошим словом и даёт
подзатыльник. Ну и другу тоже за компанию. И
вот ты спокойно дожидаешься конца урока,
подходишь к Марье Ивановне, строишь слегка
виноватую рожицу невинного ребёнка и
говоришь ей: "Марь Ванна, я, конечно,
понимаю, что и сам был не прав, но когда вы
меня оскорбили и ударили, мне было очень
больно и обидно". А педагог скажет: "Иди
мальчик, гуляй!" А ты сообщаешь: "Марь
Ванна, я боюсь, что в таком случае мне
придётся написать заявление о проведении
дисциплинарного расследования по этому
факту". Дальше ситуация может
развиваться двумя путями. Первый - учитель
пугается таких длинных, страшных и
непонятных слов и извиняется перед тобой и
твоим соседом. А вторая (что бывает намного
чаще) - учитель тебя просто не поймёт и
скажет: "Ну, иди и пиши". Тогда ты идёшь,
пишешь заявление и с чистой совестью несёшь
его директору. Свои действия можно
подкрепить Законом об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации, в
котором сказано примерно следующее:
Если
работники школы нарушают права ребёнка,
ученики вправе потребовать от
администрации школы провести
дисциплинарное расследование. В комиссию,
которая будет проводить расследование,
школьники могут направить своих выборных
представителей. Если решение, принятое
администрацией, учеников не устроит, они
имеют право через своих выборных
представителей обратиться за помощью в
вышестоящие органы.
Комиссия
проведёт расследование и установит, было ли
нарушение прав ученика. Если было, учителя
накажут и, это наверняка поможет ему начать
уважать права школьника.
Но
это далеко не единственный способ защиты
нарушенных прав. В том же законе сказано,
что ученики могут проводить во внеучебное
время собрания и митинги по вопросам защиты
своих нарушенных прав, в том числе на
территории и в помещении школы. И
администрация не сможет вам в этом отказать.
Но только все условия проведения митингов
или собраний вы должны согласовать с
директором.
И
есть в твоей школе ещё одна очень важная и
полезная бумажка. Называется она Устав
школы. Там прописано, какие у тебя есть
права или как тебя (или учителя) могут
наказать за тот или иной поступок. И этот
документ должен висеть в школе на видном
месте, а не храниться в недрах сейфа в
кабинете директора. И это не мы придумали -
так говорится в Законе об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации.
Во
всяком случае, с уставом своей школы должен
быть ознакомлен каждый ученик. А для того,
чтобы больше знать о своих правах, и знать,
что нужно делать в самых распространенных
случаях нарушений твоих прав - читай газету
"Школа- территория закона".
То,
что в школах нарушаются права учеников, уже
давно ни для кого не секрет. А приходилось
ли самим школьникам защищать свои права? И
как они это делали? Именно эти вопросы
задавались ученикам разных школ города. И
вот, что они отвечали:
Вопросы:
1.
Приходилось ли тебе когда-нибудь защищать
свои права в школе?
2.
Как ты их защищал?
Ответы:
·
Конечно, приходилось! Если, например,
учитель меня обзывал, то я сразу говорил:
"Не имеете права меня обзывать!"
(Андрей,
13 лет)
·
Приходилось, когда была классе в 6-8. А потом
поняла, что не стоит портить отношения с
учителями. В 9 могут на экзаменах завалить, а
потом не взять в 10 класс. А 10-11 - это чисто
подготовка к ВУЗу. Там уже понимаешь, что
надо учиться, а не права качать. А как я их
защищала, - не помню. Когда учителя обижали -
жаловалась родителям и классному
руководителю.
(Аня,
15 лет)
·
Лично мне не приходилось. Я себя хорошо веду
на уроках, ко мне учителя не придираются. А
мои одноклассники обычно обижаются, если их
учитель обидел, и стараются сделать ему
какую-то пакость.
(Марина,
12 лет)
·
Да, приходилось! Я иногда разговаривал
после урока с учителем или просил помочь
завуча по воспитательной работе. А вообще
мне не часто приходится этим заниматься.
(Паша,
14 лет)
·
Когда как. Если я сам виноват, что меня
обозвали, то я, понятно, промолчу. А если
просто так, то я обычно огрызаюсь.
(Никита,
13 лет)
·
Мои права защищают родители. Самой не
приходилось. Если меня учителя посмеют
обидеть, я расскажу родителям, и они пойдут
к директору. Поэтому на меня обычно не
наезжают.
(Алина,
14 лет)
·
Я стараюсь не провоцировать учителей. Тогда
и никакие права защищать не придётся. И им
спокойнее и мне. А если всё- таки что-нибудь
случится, то я извинюсь или промолчу.
(Катя,
12 лет)
·
Нет, не приходилось. Я учусь в лицее и чтобы
попасть в наше учебное заведение нужно
выдержать сложный экзамен. Хоть нас и
знакомят со своими правами, лучше их не
защищать. Если учителя обидятся, то могут
даже начать заваливать и, в конце концов,
отчислить из лицея. А возвращаться в
обычную школу никому не хочется.
(Оля,
15 лет)
·
Конечно, защищал! И не раз! Нас на уроках
права учили, как это делать. И теперь стоит
учителям нарушить наши права, весь класс
как будто взрывается. Так что защищаться мы
умеем. Ну, делаем мы это обычно так: учитель
кого-то оскорбил, и все начинают кричать,
что он нарушил наши права. Учитель пугается
такого гвалта и извиняется. Очень хороший
способ.
(Дима,
13 лет)
·
Я считаю, что ничего защищать не нужно. Я,
например, идеально веду себя и учусь,
поэтому с нарушениями моих прав не
сталкивалась. А наших мальчишек учитель
часто вынужден обругать или дать
подзатыльник, чтобы они успокоились и не
мешали вести урок. Иначе они не понимают.
Так что они сами во всём виноваты, а учитель
никаких прав не нарушал, а просто навёл
порядок на уроке.
(Вика,12
лет)
·
Я стараюсь защищать свои права, но не всегда
это получается. А иногда даже сложно понять,
нарушение это или нет. А если ты сам
провинился, то просто неудобно ещё и
обвинять учителя в его неправоте. Даже если
он тебе подзатыльник дал или оскорбил.
(Алёша,
14 лет)
Итоги:
Да,
итоги впечатляют… Большинство школьников
не стремится защищать свои права и не
считает, что это нужно. 42% опрошенных
живут по принципу "я ничего не делаю, и
меня не трогают". Но всё-таки 58%
учеников как-то реагируют на случаи
нарушений их прав. Правда, только 26%
делают это законными способами.