Также
на нашем сайте вы можете найти архив
предыдущих выпусков.
Мы
ждём Ваших мнений, отзывов и надеемся, что в
новые выпуски газеты войдут и Ваши
материалы.
Тема
номера: Класс ушёл в монастырь
Вместо
уроков – в монастырь
Прозвенел
звонок на урок. Учитель вошел в класс и
радостным голосом произнес: «Ребята, у меня
для вас отличная новость! Нас приглашают на
экскурсию!»
«Опять
в музей?» - послышались разочарованные
голоса.
«Нет!
В монастырь!» - обрадовал классный
руководитель. «В пятницу нам дают автобус, и
мы на 9 часов едем в Александро-Свирский
монастырь. Ехать нужно всем! Завтра сдайте
по 80 рублей. Поднимите руки, кто едет!»
«А
если я не хочу? Мне не интересны такие
экскурсии!» - возмутился один из моих
одноклассников.
После
этого класс был вынужден долго слушать о
том, какие неразвитые духовно современные
дети.
Через
несколько минут в класс вошла
преподаватель химии, побывавшая в
монастыре несколько раз. И началось…
«Ребята,
это так здорово! Вы сможете увидеть мощи и
поклониться им! Люди из-за границы
приезжают ради этого. Всю поездку в
автобусе - 6 часов - вам будут рассказывать
об истории монастыря… Но! Девочки должны
быть в юбочках, платочках, и никто не берет с
собой плеер! Лучше возьмите бутылочки для
святой воды и мешочки для святого песка. Из
ваших денег 15 рублей мы пожертвуем
монастырю, на 10 купим свечи и будем учиться
их ставить.»
Классный
руководитель добавил: «А кто не захочет сам
– буду звонить родителям. Уж они-то на вас
повлияют.»
И,
действительно, всем отказавшимся ехать
позвонили домой. Родителям объясняли, как
важна для ребенка эта поездка. И если не
поедет он – не поедет весь класс. Нельзя же
лишать детей такого удовольствия!
Выдержали
такой напор только шесть семей,
прислушавшихся к мнению детей. Но этим
ребятам пришлось идти в пятницу на уроки.
Весь день учителя вели уроки для класса, в
котором сидело шестеро учеников. Хотя в
другом классе, где на экскурсию поехало
только 8 человек, от уроков освободили всех.
Само
путешествие ни на кого особого впечатления
не произвело. На территории монастыря
ребятам показали мощи, предложили
поклониться им, набрать святой воды и
святого песка. А потом учили правильно
ставить свечки к иконам.
На
мои вопросы, почему же ребята отправились
на эту экскурсию, почти все ответили: «Для
того, чтобы от классной отвязаться. Все
равно ведь заставит.»
Остался
только один вопрос: а зачем это нужно школе
– силком отправлять детей в монастырь?
Валя
Храпова
Меньше
народу – больше знаний!
Наш
опрос
Ребята
из редакции газеты «Школа – территория
закона» провели опрос среди учителей. Мы
предложили им представить, что на их урок
пришло только 6 человек. Как к этому
отнесутся и что предпримут педагоги?
Буду
вести урок. Как говорится, меньше народу –
больше знаний!
Ирина
Евгеньевна, преподаватель русского языка
Поставила
бы прогул... Делов-то!
Екатерина
Евгеньевна, преподаватель химии
Работать,
работать и еще раз работать! А после урока
разберемся, почему не пришли остальные.
Валентина
Тимофеевна, преподаватель математики
Проведу
урок, потом узнаю причину пропуска урока
остальными. И заставлю отработать!
Хилья
Павловна, преподаватель английского языка
Если
без причины прогуляли, то я бы поставила
"2" и оставила бы после уроков. Ну, а
если по уважительной причине, то сказала бы
выучить тему, на которой их не было. А на
следующем уроке спросила. И если не ответят
– ставлю "2".
Валентина
Григорьевна, преподаватель истории
Моему
возмущению нет предела!!! Если уважительная
причина, то я буду возмущаться, почему меня
никто не предупредил.
Ольга
Сергеевна, преподаватель русского языка
Ой,
как плохо, если их будет так мало! Но я
поинтересуюсь, что случилось, и буду
продолжать урок. Пускай хоть два ученика
придут, всё равно я буду вести урок, ведь я
так люблю своих учеников!
Надежда
Ярославна, преподаватель химии
Подавляющее
большинство учителей высказалось против
того, чтобы на уроке присутствовало лишь
шестеро учеников из класса. В такой
ситуации 75% педагогов считают нужным давать
новую тему, несмотря на отсутствие
большинства учеников. 25% учителей
предпочитают заняться повторением
пройденного, играмиили
подготовкой к экзаменам.
Школа
вне религии
Наш
комментарий
В
истории с экскурсией в монастырь школа
сделала всё возможное, чтобы побудить
учеников участвовать в этом мероприятии.
Ребят убеждали, ругали за бездуховность,
звонили родителям. И, наконец, поставили
перед выбором – либо на экскурсию, либо на
урок.
Экскурсия
в монастырь являлась внеклассным
мероприятием. Согласно Закона Об
образовании, участие учеников во
внеклассных мероприятиях может быть только
добровольным.
Но
главное в этой истории – не то, что на
учеников оказали давление для участия во
внеклассном мероприятии. И даже не то, что
их лишили возможности присутствовать на
уроках, вследствие чего им придётся изучать
пропущенные темы самостоятельно.
Особый
оттенок ситуации придаёт место проведения
экскурсии – действующий мужской монастырь.
Каждый
человек имеет право на свободу совести и
вероисповедания. Это означает, что каждый
имеет право сам решать, верить в Бога или
нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет
право не только верить или не верить, но и
поступать так, как диктуют ему вера или
убеждения.
Представим,
что среди учеников были не только
православные, но и мусульмане, буддисты или
последователи других религий. Посещение
православного монастыря может
противоречить их религиозным убеждениям.
Нужно учитывать, что по разным причинам не
все могут открыто сказать о своих
религиозных убеждениях и чувствах. Более
того, школа не имеет права принуждать
учеников заявлять о своей принадлежности к
той или иной религии – это личное дело
каждого. Поэтому школе необходимо
отказаться от проведения мероприятий,
имеющих религиозную окраску.
Обращает
на себя внимание и то, что с учеников были
собраны деньги на пожертвования монастырю
и приобретение свечей. Школьникам
предлагали поклониться мощам и учили
ставить свечки к иконам. Это не что иное, как
вовлечение в религиозные обряды. Закон «О
свободе совести и о религиозных
объединениях» гласит: «Запрещается
вовлечение малолетних в религиозные
объединения, а также обучение малолетних
религии вопреки их воле и без согласия их
родителей или лиц, их заменяющих.» В истории
с экскурсией можно говорить о том, что была
нарушена норма Закона о светском характере
образования. Школа не может проводить
никаких мероприятий, связанных с религией,
тем более собирать пожертвования на нужды
религиозных общин или вовлекать учеников в
религиозные обряды.
В
свою очередь, ученики имеют полное право
отказаться участвовать в мероприятиях,
имеющих отношение к религии. В случае, если
вас пытаются привлечь к этим мероприятиям
принудительно, подавайте письменную жалобу
директору школы.