Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Василий Розанов и Зигмунд Фрейд

Два гения мысли родились почти одновременно – 150 лет назад. Оба осмысляли одинаковую проблематику. Духовное наследие обоих грандиозно и до сих пор не освоено до конца.

Оба усматривали центр мира и ключ к смыслу бытия сущего - в жерле энергийного вулкана, в половом органе человека. Пол и Бог – сопряжены. Зачатие и Рождение – как Творение и Становление. Квинтэссенция сущего – в экстаторе, в экзистаторе, в трансцендаторе, который символизируется в восточных религиях обожествляемым фаллосом, а в западной традиции - исходящим из полового органа осью Круга микрокосмоса-человека, образа и подобия Бога. Вся жизнь сущего вращается в Круге Времени от рождения до смерти и воскресения, от Богорождения до Богоказни и Изверга.

Однако Василий Розанов (родился 2 мая 1856 года) и Зигмунд Фрейд (родился 6 мая 1856 года), близкие по содержанию осмысления, далеки друг от друга по форме мышления. Розанов с Востока – от прозрений сердца, Фрейд с Запада – от открытий головы. Василий Розанов духовно вскормлен Федором Достоевским, а Зигмунд Фрейд – Францем Брентано.

Профессор Станислав Бемович Джимбинов прекрасно и почти исчерпывающе изложил суть взглядов Розанова в своем блестящем докладе у нас в Русском Историческом Обществе 19 апреля 2006 года, а о Фрейде столько много можно сказать, что от изобилия мыслей молчу. Скажу лишь, что Фрейд открылся мне во всем величии через книгу «Тотем и табу», а когда в 1959 году в Сокольниках была Национальная выставка США, то я унес с неё кучу книг Фрейда на английском языке и штудировал их в комнатке общежития МГУ на Ленинских горах. Затем я общался с Иммануилом Великовским, учеником и другом Зигмунда Фрейда, и через него узнал кое-что о фрейдовском понимании Моисея. Сам же психоанализ – шедевр.

Философский смысл психоанализа лучше постигать через вдохновленное Аристотелем учение Франца Брентано об интенциональности. Согласно тринитаристскому подходу Брентано, психический процесс характеризуется тем, что в нем всегда «сосуществует» его объект. Это «сосуществование» выражено в трех моментах: а) идеация, т.е. представливание объекта в форме образа; б) суждение о нем как истинном или ложном; в) эмоциональная оценка его как желаемого или отвергаемого. Область психологии – это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Акт в свою очередь с необходимостью предполагает «направленность на» – т.н. интенцию.

Когда человек слышит, например, какое-либо слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический феномен, который разрушается, если брать порознь акустический раздражитель и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, стало быть, к области психологии не относятся.

Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования.

Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Поэтому психолог, согласно Брентано, должен исследовать не элементы (ощущения различного качества, интенсивности и т. д.), а акты, благодаря которым эти элементы становятся объектом осознания.

Таким образом, центральная для психологии проблема субъектно-объектных отношений получила у Брентано иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание. Оба интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания: какова его (сенсорная в своей основе) «фактура». Брентано полагал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.

Вундт делал упор на то, что психология – наука опытная и экспериментальная, Брентано – что она опытная, но наблюдательная. С точки зрения Брентано, принятая в лабораториях физиологической психологии процедура анализа сознания укладывает в прокрустово ложе реальные процессы сознания, которые следует тщательно наблюдать в их естественном течении и составе.

Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль. В частности, рождение гештальтпсихологии непосредственно связано с феноменологией Гуссерля – ученика Брентано и учителя Хайдеггера. Среди обучавшихся у Брентано философии как раз и был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).

Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Основные теоретические положения учения Фрейда: психическая жизнь состоит из трех уровней (бессознательного, предсознательного и сознательного). Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией (либидо), которое прорывается сквозь цензуру сознания, выражается в имеющих символический план нейтральных формах (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.).

Фрейд выделял следующие компоненты личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)

Человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр Карл Юнг (1875–1961), расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами).

Другой последователь Фрейда, Альфред Адлер (1870–1937), разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.

Среди учеников Франца Брентано был и Христиан Эренфельс, под влиянием которого в 1912 году немецкий ученый Макс Вертгеймер создал новую психологическую школу - гештальтпсихологию (от нем. «gestalt» – форма, структура). Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение-выключение неоновых ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Гештальт-подход был с успехом использован в таких областях, как патопсихология, психотерапия, теория личности, психология научения, психология восприятия и социальная психология.

Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

Правильно заметил Лев Регельсон – будущее принадлежит психологии. Именно благодаря Францу Брентано эта наука обрела глубинность. Фундамент заложен, стройка идет. Фрейд и Розанов своими открытиями и интуициями освещают нам строительную площадку.


В избранное