Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актив-Система. Инструменты системного управления бизнесом №11 от 21.12.2009 года


А стала ли лучше моя компания? Оценка по версии «Baldrige National Quality Program»

Зима… До нового 2010 года осталось 10 дней… Самое время сделать финишный рывок и окончить незавершенные дела, чтобы через неделю с чувством глубокого внутреннего удовлетворения от проделанной работы хорошенько отдохнуть где-нибудь в горах, стоя на горных лыжах, или отправиться в теплые края.

Окончание года - хороший момент подвести промежуточные итоги сделанного, посмотреть чего достигла моя компания за год прошедший и наметить цели на год грядущий. Как ставить цели мы рассмотрим с Вами в следующих выпусках, а сегодня мне хотелось бы остановиться подробнее на том, как оценивать пройденный путь.

Каждый руководитель знает, что любая оценка может быть двух типов: количественная и качественная. С количественной оценкой все достаточно просто: есть определенные показатели (цифры),  сравниваем показатели прошлого периода и показатели текущего и сразу видим есть ли улучшение или нет. Пожалуй, самый классный и быстрый способ количественной оценки результатов бизнеса – это проверка соблюдения «золотого правила экономики предприятия». Я уже неоднократно его упоминал в своих заметках, поэтому подробно останавливаться на нем не буду. Напомню только, что сравнивать нужно три финансовых показателя:

- динамику (темп) изменения выручки

- динамику (темп) изменения прибыли

- динамику (темп) изменения суммарной стоимости активов предприятия

Бизнес развивается хорошо, если:

а) выручка компании растет (значит либо есть рост рынка либо Ваш бизнес захватывает рынок, но в любом случае Вы денег с рынка забираете больше, а это для бизнеса хорошо);

б) прибыль растет быстрее или с такой же скоростью, как и выручка (значит эффективность управления деньгами в компании не падает, вы не «проедаете» больше, чем раньше, исключения могут быть если есть активные инвестиции);

в) темп изменения стоимости активов не опережает темпа роста выручки (значит вы не замораживаете лишние деньги в активах. Активов у Вас должно быть столько, сколько нужно).

Как же быть с качественной оценкой бизнеса? Как узнать стал ли мой бизнес лучше? Стал ли я вести его более правильно и системно? Одним из способов ответа на этот вопрос может быть сравнение картинки того «как ведется мой бизнес сейчас» с тем «как это делают лидеры». В мире существует несколько организаций, которые изучают опыт ведения бизнеса и систематизируют лучшие практики в определенные стандарты, например те же стандарты ISO, GDP, GMP и другие. Одной из таких организаций является Национальный Институт Стандартов и Технологии США (NIST), в котором существует национальная программа качества Малколма Болдриджа («Baldrige National Quality Program»). Этот институт учредил награду за лучшие результаты качества ведения бизнеса «Malcolm Baldrige National Quality Award», которой в свое время были удостоены такие компании, как «3M», «AT&T», «Motorola», «Xerox», «Cadillac Motor Car Company» и другие.

Сегодня я публикую собственный перевод опросника для первых лиц компаний Are We Making Progress As Leaders?»), разработанного NIST, при помощи которого Вы самостоятельно сможете оценить насколько качество ведения бизнеса Вами близко к идеальной картинке. Это первый шаг… А там и до «Baldrige Quality Award» рукой подать.

Итак, делаем ли мы прогресс как лидеры?

№ п.п.

Вопрос

Оценка

Категорически не согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Согласен

Полностью согласен

Категория 1. «Лидерство»

1

Наши сотрудники знают корпоративную миссию компании

(Что мы стремимся создать? Зачем мы работаем?)

2

Наши сотрудники знают видение будущего компании

(Где мы стремимся быть в будущем? Чего мы хотим достичь?)

3

Команда лидеров организации (топ-менеджеров) использует корпоративные  ценности компании при управлении организацией и ее сотрудниками

4

Команда лидеров организации (топ-менеджеров) создает рабочие условия, которые помогают сотрудникам хорошо выполнять свою работу

5

Команда лидеров организации (топ-менеджеров) делится информацией  о компании с сотрудниками

6

Команда лидеров организации (топ-менеджеров) интересуется мнением сотрудников, советуется с ними

Категория 2. «Стратегическое планирование»

7

Когда мы планируем развитие компании, мы спрашиваем сотрудников компании об их идеях и прислушиваемся к ним

8

В нашей компании тотально поощряются новые идеи и инновации

9

Каждый сотрудник нашей компании знает те части стратегического плана развития компании, которые непосредственно касаются его и его работы

10

Наши сотрудники знают как сообщить о том, что они делают успехи в выполнении своей части стратегического плана

11

Наша организация очень гибка и способна легко изменяться когда это необходимо

Категория 3. «Рынок и Клиенты»

Здесь: Клиент – это в т.ч. и внутренний клиент сотрудника компании. Т.е. тот, кто непосредственно пользуется результатами его (сотрудника) работы.

12

Каждый сотрудник нашей компании знает о том, кто является наиболее важным клиентом  для него лично

 

13

Каждый сотрудник нашей компании регулярно спрашивает своих клиентов о том, что им нужно и чего бы они хотели?

14

Каждый сотрудник нашей компании регулярно спрашивает своих клиентов о том, удовлетворены ли они (клиенты) его (сотрудника) работой?

15

Нашим сотрудникам позволяется принимать самостоятельные решения, которые ведут к решению проблем своих клиентов

16

Каждый сотрудник нашей компании знает о том, кто является наиболее важными потребителями продуктов компании

Категория 4. «Измерение, анализ и управление знаниями»

17

Каждый сотрудник нашей компании знает о том, как измеряется и оценивается качество его работы

18

Наши сотрудники используют результаты оценки их работы для того, чтобы улучшить качество выполнения своих обязанностей

19

Наши сотрудники знают, как их персональные ключевые показатели эффективности связаны с общими показателями эффективности совершенствования всей организации

20

Наши сотрудники имеют всю необходимую информацию, в которой они нуждаются для качественного выполнения своей работы

21

Наши сотрудники достоверно знают, как в целом обстоят дела в компании

Категория 5. «Трудовые ресурсы»

22

Наши сотрудники сплочены и работают как одна команда

23

Наши топ-менеджеры позволяют работникам развивать свои навыки, которые могут помочь работникам продвинуться по карьерной лестнице и всецело поощряют это

24

Наши сотрудники получают от своих руководителей признание высоких результатов своей работы

25

В нашей компании хорошие и безопасные условия труда

26

Руководители нашей компании и наша компания в целом заботится о своих сотрудниках

27

Наши люди действительно преданы компании и заинтересованы в ее успехе

Категория 6. «Управление процессами»

28

Каждый сотрудник нашей компании может получить все ему необходимое для качественного выполнения своей работы

29

В нашей компании существует хорошая отлаженная система бизнес-процессов

30

Каждый сотрудник компании действительно контролирует бизнес-процессы, за которые он отвечает

31

Наша компания всегда готова к чрезвычайным ситуациям

Категория 7. «Результаты»

32

В нашей компании определены четкие требования к выходным продуктам работы каждого сотрудника

33

В нашей компании внутренние клиенты сотрудников компании удовлетворены тем, как их обеспечивают (обслуживают) наши сотрудники

34

Каждый сотрудник нашей компании знает о том насколько хороши или плохи финансовые результаты компании

35

В нашей компании работают нужные люди с нужными для хорошего выполнения своей работы знаниями и навыками

36

В нашей компании удаляется то, что становится на пути развития и прогресса

37

Наша компания соблюдает требования законодательных и нормативных актов

38

Наша компания работает в соответствии с  высокими стандартами ведения бизнеса и   деловой этики

39

Наша компания помогает нашим работникам помогать своим близким

40

Наши работники верят в то, что наша компания – лучшее место для работы

Пришлите мне результаты своего анализа. Я обобщу их и дам посмотреть сводную картинку всем участникам опроса, приславшим мне свои данные. Думаю, это будет всем интересно и очень познавательно.

Ваш,

Вадим Задорожный


В избранное