Во втором выпуске рассылки "Делопроизводство фирмы" мы рассмотрим такое понятие, как документооборот. Этот термин отражает многие стороны повседневной деятельности работников-делопроизводителей. Поэтому, чтобы приступить к обсуждению практической части, необходимо знать некоторые теоретические аспекты своей работы. Это не менее важно, чем уметь собственно совершать какие-либо действия с документами, ведь они должны быть обоснованными. Итак,
Что такое документооборот?
Документооборотом фирмы принято называть движение документов в фирме с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Выделяют три основных вида (потока) документов:
входящие (поступающие из других организаций)
исходящие (отправляемые в другие организации)
внутренние (создаваемые и используемые внутри фирмы)
Я думаю, все прекрасно понимают, о чем идет речь, но все же стоит немного задержаться на этом. Все эти потоки непременно должны пройти следующие стадии:
Прием и начальная обработка документов.
Предварительное рассмотрение.
Регистрация.
Рассмотрение руководителем.
Передача на исполнение.
Контроль за исполнением.
Информационно-справочная работа.
Исполнение документов и отправка.
На секретаря-референта ложится обязанность следить за ходом документа внутри фирмы и за прохождением им всех звеньев этой цепочки. Если она будет разорвана, может возникнуть по меньшей мере задержка исполнения, что крайне нежелательно в условиях конкурентной борьбы.
Для чего нужно понятие документооборота? Помимо теоретического значения есть еще и практическое: подсчитывается годовой объем документов, поступивших или изданных в фирме, а затем используется при расчете потребности в персонале, ответственном за делопроизводство. Это играет важную роль: на первых порах, пока фирма только-только начала развиваться, все делопроизводство можно вести самому или поручить одному из работников, не специализирующемуся на этом. Если руководитель сначала сам обеспечивает правильное движение документов в фирме, то ему легко определить, когда следует нанять секретаря-референта. Но если фирма растет и растет, образуются и расширяются структурные подразделения, а секретарь не успевает выполнять свои обязанности, то, вероятно, встает вопрос об организации службы делопроизводства (документационного обеспечения управления, ДОУ). Чтобы решение об организации этой службы было обоснованным и нужно подсчитывать общий объем документооборота. Этим должен заниматься секретарь. Если же недооценить или переоценить объем документов, с которыми приходится иметь дело фирме, то фирма резко снижает эффективность своей деятельности и не может оперативно решить внешние проблемы из-за возникновения внутренних. А в условиях конкуренции это делает Вашу фирму намного уязвимее перед конкурентами. Это показывает, в какой степени от квалификации делопроизводителя зависит общий успех фирмы.
В следующем выпуске мы начнем такую важную тему, как правила оформления реквизитов. Предлагайте, спрашивайте, пишите!