Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему падение нефти выгодно частному инвестору


СуперИнвестор.Ru/Журнал

Почему падение нефти выгодно частному инвестору

В комментариях к одному из предыдущих материалов читатель по имени Андрей заметил, что я как бы противоречу сам себе. С одной стороны, говорю о справедливой цене акций Сбербанка, которая намного (на 30-40%) выше текущей. В другой — соглашаюсь с Владимиром Миловым в том, что нефть сильно переоценена, и должна быть дешевле. Мол, если нефть действительно подешевеет, то весь российский фондовый рынок рухнет процентов на сорок, вместе со Сбербанком и прочими компаниями.

Итог у него такой:

По моему, тут что-то одно — или Вы верите в дорогую нефть, и тогда, скажем, Сберу расти и расти, или Вы верите в “Милова”, и тогда сейчас все и так переоценено, можно смело выходить (ну или попробовать поймать еще одну-две спекулятивных волны).

Я считаю, что читатель не прав сразу по нескольким причинам. Но сначала давайте обратимся к практике. Банально посмотрим на графики нефти, индекса ММВБ и нескольких российских акций. Для удобства сравнения я перевел цены акций в проценты изменения. На графике отражен период с 11 сентября 2007 года по 3 июля 2008 года. То есть как раз время сильных колебаний, время роста нефти, финансового кризиса и т.п.

chart1.jpg

Легко заметить, что если нефть за это время подорожала почти вдвое, то индекс ММВБ, после колебаний в пределах примерно -5+20% от начального уровня вернулся к этому самому начальному уровню. Зависимость, мягко говоря, не наблюдается.

Нефтяная компания Лукойл демонстрирует несколько иное поведение: котировки явно реагируют на цену нефти, но не всегда. Так, после майского пика Лукойл вместе со всем российским рынком резво отправился вниз, опережая звук собственного визга. Нефть же в это время продолжала уверенно расти. Похоже, что то ли нефть — далеко не единственный фактор, то ли она и вовсе почему-то начала действовать противоположным от кажущегося разумным способом.

Для сравнения на графике даны еще акции Газпрома и Норильского никеля, посмотрите сами, зависят ли цены акций этих компаний от нефти.

Наконец, Сбербанк, с которого и начался разговор. Если бы более-менее жесткая зависимость была, сейчас акции Сбера стоили бы 150 рублей, а то и больше. Ан нет, только 72-75 руб. Обидно, правда?

Итак, практика показывает, что гипотеза о сильной зависимости российского фондового рынка от цен на нефть то ли не совсем верна, то ли совсем не верна. На самом деле, скорее всего, работает первый вариант, т.е. зависимость есть, но далеко не такая сильная, как кажется обывателям.



Объявление

Читайте Журнал бизнес-идей, где вы найдете массу идей для создания и развития собственного бизнеса и оригинальных способов привлечения инвестиций. Некоторые посты содержат информацию только для rss-подписчиков, поэтому на журнал стоит подписаться.


Теперь теория.

Во-первых, стоит вспомнить, что далеко не все доходы от нефти попадают в экономику, то есть в конечном итоге улучшают показатели тех или иных компаний. Львиную долю забирает государство, которое «складирует» средства в стабфонде. Правда, в последнее время часть этих денег через госкорпорации пошла обратно (в основном через систему распределения свободных средств на депозитах в банках).

Во-вторых, далеко не все российские компании и банки так уж плотно завязаны на нефтяных деньгах. Естественно, и у Сбера есть нефте-клиенты, и деньги, которые просачиваются из нефтекомпаний в виде высоких зарплат или расходов на закупки оборудования, в конечном итоге проходят через банки, сферу обслуживания, торговлю и т.д. Но есть и другие деньги, и они тоже «крутятся» в этих банках и компаниях.

В-третьих, и рынок нефти, и российский рынок акций — рынки открытые, на них действует большое количество международных инвесторов, логика действий которых часто заметно отличается от бытовой логики и даже логики «местного» инвестора. Например, значительное падение цен на нефть вызывает следующие последствия, важные для «международных денег»:

краткосрочные: деньги, выведенные с рынка нефти, надо срочно куда-то девать, приходится покупать другие активы;
среднесрочные: укрепление доллара, падение цен на прочие сырьевые товары, опять та же проблема с «лишними» деньгами;
средне- и долгосрочные: снижение издержек многих бизнесов, рост прибыли, спасение из пред-банкротных ситуаций;
долгосрочные: ускорение роста мировой экономики, в том числе и развивающихся рынков.

В сумме все это повышает спрос на рискованные активы (т.е. акции и облигации компаний), расширяет возможность рефинансирования для бизнеса, в целом улучшает экономический климат. Да, скорее всего, страдают нефтяные и связанные с ними компании. Но — в основном в развитых странах, где налогообложение нефтебизнеса не такое зверское, как в России. Отечественным нефтекомпаниям по большому счету не слишком важно, сколько стоит нефть - $140 за баррель или $100. Вот $40 было бы болезненно, а сотня или около того — все равно с одной стороны «много», а с другой — теряет доходы из-за этого в основном государство.

То есть после падения цен на нефть фондовые рынки будут склонны активно расти — жить станет явно легче и веселее.

Вывод. Если вынести за скобки совсем уж катастрофичные сценарии, то снижение цен на нефть с нынешнего сверх-перегретого уровня до «нормальных» $80-100 за баррель скорее всего станет полезным для фондовых рынков, в том числе, российского. А нынешнее положение дел, скорее, вредно.

В принципе, всю эту заметку можно заменить одной простой детской фразой: много хорошо — тоже плохо.

И ссылка напоследок. Порекламирую (бесплатно) отличный ресурс (особенно его раздел Инвестирование), а заодно похвалюсь собственным интервью.

Опубликовано в Журнал СуперИнвестор.Ru.

Библиотека СуперИнвестора
10 специально отобранных книг для частных инвесторов: от учебников до художественной литературы.


В избранное