Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2022. Выпуск1-3


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 1-3

[2021]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в Перечень расходов, на которые предоставляются субсидии на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Управлению образования : постановление от 30.12.2021, № 2946-а // Нейва. - 2022. - 14 янв. (№ 4): Сб. офиц. док. № 3. - С. 1.*

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие системы образования Новоуральского городского округа" на 2020-2026 годы : постановление от 30.12.2021, № 2944-а // Нейва. - 2022. - 14 янв. (№ 4): Сб. офиц. док. № 2. - С. 37-72.*

Новоуральский городской округ. Администрация. О порядке предоставления питания учащимся муниципальных общеобразовательных организаций Новоуральского городского округа на 2022 год : постановление от 29.12.2021, № 2932-а // Нейва. - 2022. - 14 янв. (№ 4): Сб. офиц. док. № 2. - С. 24-25.*

Ваганова А. В. Лирики и физики идут к своей мечте / [интервьюер] Е. Сахарова // Нейва. - 2022. - 5 янв. (№ 1). - С. 6 : фот.*

Интервью с учителем Гимназии Аллой Витальевной Вагановой о ее жизни и деятельности.

ЕГЭ

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев принял участие в Гайдаровском форуме. – Текст : электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rukovoditel-rosobrnadzora-anzor-muzaev-prinyal-uchastie-v-gajdarovskom-forume/ (дата обращения: (28.01.2022).*

О новой системе аккредитации вузов и почему она улучшит качество подготовки обучающихся, рассказал в рамках сессии «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми» проходившей на Гайдаровском форуме, рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Аккредитация вузов с 1 марта 2022 года становится бессрочной, вместо этого вводится специальный мониторинг качества обучения по восьми аккредитационным показателям. По его итогам вуз либо подтверждает соответствие установленным показателям, либо попадает в зону риска, что может стать основанием для проверки. Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие его деятельности государственным образовательным стандартам.

УЧИТЕЛЮ  ИСТОРИИ

Атамбаева У. Ж. Функционирование Ошского государственного учительского института как важная веха истории Ошского государственного университета // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 76-78.

История Ошского государственного учительского института, открытого в 1939 году - по архивным источникам, официальным документам, воспоминаниям. В 1951 г. учебное заведение было переименовано в Ошский государственный педагогический институт.

Громова А. И. Вклад врача М. М. Волковой в "охранение здоровья женщины" в дореволюционной России // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 72-75.

Волкова Мария Михайловна (1855-1916) была известным врачом по лечению женских болезней и гигиенистике, председателем общества охраны здоровья женщин. Основные взгляды М. М. Волковой на физическое воспитание девочек в женских учебных заведениях, которое должно быть направлено прежде всего на сохранение их репродуктивного здоровья. Она призывала к кардинальному реформированию современной ей дамской одежды.

Донская Н. С. Научно-методическое наследие профессора П. В. Горы: итоги историко-методического исследования // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 68-71.

Результаты историко-методического исследования становления и развития научно-методической школы П. В. Горы на кафедре методики преподавания истории Московского педагогического государственного института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московского педагогического государственного университета).

Игумнова Е. А. Опыт применения квест-технологии в дополнительном образовании по краеведению / Е. А. Игумнова, И. Ю. Сорока // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 48-54 : фот., рис.

Анализируется опыт применения квест-технологии в процессе организации занятий в рамках системы дополнительного образования по краеведению. Приводится описание краеведческого образовательного квеста "Навстречу Солнцу", посвященного истории освоения Забайкальского края казаками-землепроходцами в XVII в.

Кибардина Т. А. Квест "Путешествие по русским княжествам Древней Руси" // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 55-67, [3-я с. обл.] : табл., рис.

Сценарий проведения квеста-путешествия по древнерусским княжествам. Учащиеся смогут закрепить знания в нестандартных ситуациях и проявить умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Нефедова О. В. Карикатуры как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 3-6, [1-4-я с. цв. вкл.] : табл., цв. ил.

Методы использования карикатур на уроках истории. Раскрываются возможности использования данного вида наглядности для достижения предметных и метапредметных результатов обучения, к которым относятся умения систематизировать и классифицировать информацию, сравнивать и обобщать.

Пиков Г. Г. Можно ли говорить о существовании феномена евразийских средневековых ренессансов? // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 18-24.

В статье речь идет о двух евразийских средневековых ренессансах - в рамках европейской Каролингской и азиатской Киданьской империй (VIII-XII вв. ). Они хорошо иллюстрируют феномен "Возрождения" как особенности развития культуры. Во время подъема культуры в этих государствах закладывались многие основания для последующего национального развития народов Европы и Восточной Азии.

Соколов А. Б. Британские педагоги XVIII - первой половины XIX века о телесных наказаниях // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 25-32.

До недавнего времени порка оставалась в арсенале педагогических средств в школах ряда стран, в том числе Британии. Хотя в трудах по истории педагогики тема телесных наказаний в целом игнорируется, в педагогических сочинениях не прекращались дискуссии по этому вопросу. Рассмотрены сочинения представителей так называемой "моральной философии" XVIII-XIX вв. Часть авторов настаивала на нечастом и умеренном применении порки, другие, в том числе многие директора школ, утверждали, что она является эффективным инструментом воспитания. Идея полного запрета телесных наказаний детей не находила широкой поддержки.

Тюнев Н. С. Подготовка командного состава стрелковых войск РККА в период коренного перелома Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 33-35.

Исследование особенностей подготовки командного состава стрелковых войск Красной армии в 1942-1943 годы.

Шумаева Е. А. Художественные образы как средство развития интереса к познанию учащихся V класса // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 42-47.

Организация деятельности учеников на уроках истории по анализу художественных произведений в историческом контексте. Приведены примеры использования поэзии В. Я. Брюсова, богатой на исторические образы, по теме античности.

Щулепникова Е. И. Происхождение человека: что нужно знать учителю истории и обществознания // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 14-17.

Подходы современной науки к проблеме происхождения человека разумного и человеческого общества. Рекомендации по использованию научно-популярной литературы и интернет-ресурсов.

Яблонская О. В. Визуальные источники в формировании функциональной грамотности школьников: анализ "Смолянок" художника Д. Г. Левицкого // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 7-13.

Представлен алгоритм анализа цикла портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, выполненный художником Д. Г. Левицким в 1772-1776 гг., с использованием портала "Виртуальный Русский музей".

УЧИТЕЛЮ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИ

Барсукова Н. Г. Объемная открытка ко Дню матери // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 37-42 : фот.

Предлагается разработка занятия, цель которого - актуализация знаний по теме "День матери", создание сувенира (открытки). Приведена технологическая карта по изготовлению объемных цветков для середины открытки.

Бурлакова И. В. Оформление виртуальных выставок с помощью простейших видеоредакторов : онлайн-семинар для педагогов // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 34-35.

Рассмотрены возможности и преимущества виртуальных выставок, особенности их оформления с помощью видеоредакторов.

В тюменском "Пионере" появится новый класс по изучению птиц : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 64.

Новый кабинет оборудуют для тюменского кружка по изучению певчих птиц и мира растений региона, который работает во Дворце творчества и спорта "Пионер".

Винтенбах И. В. Роль дополнительного образования в создании условий для самореализации личности ребенка с ОВЗ и инвалидностью / Винтенбах И. В., Шурганова Н. В. // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 18-20.

Представлен опыт ГБУ ДО "Белгородский областной Дворец детского творчества" по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Голованова Л. В. Коллаж как настроение : арт-проект по изобразит. деятельности для обучающихся 8-14 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 26-27 : рис.

В статье описаны цели, задачи и этапы проекта.

Головщикова Е. А. Альтернативная елочка : творческий проект, организован. в рамках природоохран. акции "Берегите елочку!" // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 43-44 : фот.

Дается краткое описание творческого проекта по изготовлению новогодних елочек из бумаги в технике оригами.

Долгопятова Т. М. Хореографическое развитие юных танцовщиц по дополнительной общеразвивающей программе "Мир танца" // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 24-25 : рис.

В статье дается краткое описание содержания программы.

Катаева С. В. Разработка внеклассных мероприятий, формирующих акмеологическую позицию учащихся. Квесты // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 30-33 : ил.

Рассмотрен один из действенных способов формирования мотивации учения, творческого осмысления материала - технология квестов. Приведены варианты заданий литературных квестов.

Ключникова Н. Н. Формирование позитивного социального опыта подростков в студии спортивного бального танца / Ключникова Н. Н., Ляхова М. П. // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 14-17 : фот., ил.

Описан опыт работы студии спортивного бального танца "Радуга" ДШИ им. Ю. Е. Яничкина города Пензы.

Кракаускене О. П. Система профориентационной работы Центра профориентации / Кракаускене О. П., Водопьянова Л. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 3-8 : фот., диагр.

Представлен опыт работы Центра профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся Аксайского района Ростовской области.

Крыжановская Е. В. Инклюзивное образование в учреждениях ДО // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 36-37 : фот.

В статье говорится о возможностях инклюзивного обучения в учреждениях дополнительного образования.

Ласточка Н. П. Конкурс профмастерства "Педагог дополнительного образования" - как средство творческой самореализации педагогов // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 9-13.

О конкурсе профессионального мастерства среди педагогов ГУДО "Областной центр творчества" города Могилева Республики Беларусь, проходившем в 2020/2021 учебном году.

Логвинова Ж. В. Сценарий праздника "Новогодние приключения" : для младшего и сред. шк. возраста / Логвинова Ж. В., Козлова А. А., Лысенко Н. Н. // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 56-59 : фот.

Представлен сценарий праздника. Цель мероприятия: организация детского досуга в театральном коллективе.

Матвеева Е. Ф. День народного единства : метод. разработка занятия для обучающихся 9-12 лет // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 48-51 : ил.

Описан ход проведения занятия.

Могилевцева В. В. По гагаринским местам Брянска : метод. разработка учебно-образоват. экскурсии // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 51-55 : фот.

Описан ход учебно-образовательной экскурсии, целью которой является сохранение и популяризация знаний об истории родного края, о выдающихся событиях и людях, связанных с космонавтикой.

На Колыме откроют аналог образовательного центра "Сириус" : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 23,

В Магаданской области помимо капитального ремонта и реконструкции, школы масштабно модернизируют. Особое внимание уделяется и созданию комфортных условий развития для талантливых и творческих детей. Здесь будет создан круглогодичный образовательный центр по типу известного центра "Сириус".

Полякова Т. Г. Опыт реализации общеразвивающих программ эколого-просветительской и эко-волонтерской направленности // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 28-29.

Представлен опыт работы Центра детского творчества "Хибины" города Кировска Мурманской области.

Проект детского образовательного туризма "Всему начало здесь" как средство формирования у обучающихся гражданской идентичности / Логинова А. Н., Березина Т. А., Ерофеева Ж. Г., Копрова Н. Е. // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 20-23.

В статье описаны особенности и механизмы реализации проекта детского образовательного туризма "Всему начало здесь", реализуемого в Ярославской области. Концепция проекта позволяет тиражировать данную практику в регионах Российской Федерации.,

Семенов В. Б. Волшебная сила "Псковских жемчужин" // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 46-47 : фот.

О XX Всероссийском фольклорном открытом фестивале "Псковские жемчужины", проходившем в дистанционном режиме с 26 по 31 июля 2021 года.

"Уроки доброты" Юрия Куклачева в грозненских школах : [заметка] // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 55,

В школах Грозного планируют ввести "Уроки доброты". С этой целью столицу Чеченской Республики посетил автор проекта, известный российский артист цирка и дрессировщик кошек Юрий Дмитриевич Куклачев.

Филимонова О. П. Особенности педагогической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ) // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 11. - С. 44-45.

В статье охарактеризована специфика деятельности педагогов при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Башкирова Е. Н. Причины и способы преодоления выученной беспомощности // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 49-54.

В статье рассматриваются основные причины возникновения выученной (приобретенной) беспомощности и педагогические приемы развития у младших школьников мотивации к преодолению трудностей.

Борзова З. В. Учебно-исследовательская деятельность в начальной школе / З. В. Борзова, О. И. Лунева // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 33-39 : табл.

Представлены работы исследовательского характера по темам "Растения и свет", "Растения и тепло", "Свойства воды" (IV класс).

Быкова Т. П. Задачи практического содержания в начальном курсе математики // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 22-25 : табл.

Приведены примеры практико-ориентированных задач по математике для начальной школы.

Жданова Е. А. Дидактический потенциал многоцелевых учебных заданий на знаково-символическое моделирование в начальной школе // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 17-21 : рис.

В статье рассматриваются образовательные эффекты использования в учебном процессе начальной школы многоцелевых учебных заданий на знаково-символическое моделирование. Показаны возможности организации работы по моделированию объектов, процессов, учебных задач для формирования у младших школьников предметных результатов, а также универсальных учебных действий различных блоков и групп.

Мали Л. Д. Особенности изучения прозаического произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 8-10.

Рассмотрены методические особенности работы с прозаическим произведением на уроках литературного чтения в начальных классах.

Меркулова Т. К. Эстетическое воспитание школьников на материале пейзажной лирики с использованием корпусного подхода : уроки англ. яз. / Т. К. Меркулова, А. А. Галкина // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 11-14.

В статье раскрываются особенности работы по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках английского языка с использованием корпусной лингвистики на примере стихотворений о природе.

Опарина Н. А. Преемственность в литературно-творческом развитии младших школьников // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 15-17.

Обсуждается проблема детского сочинительства.

Первова Г. М. Некрасов: традиционный и современный // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 3-8.

Изучение творчества поэта Николая Алексеевича Некрасова в начальной школе.

Селькина Л. В. Методы решения нестандартных задач в начальном математическом образовании // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 26-32 : табл., рис.

Приведены примеры нестандартных задач для начального курса математики и показаны варианты их решения.

Синицина И. А. Аспекты теории и практики инклюзивного образования // Начальная школа. - 2021. - № 12. - С. 40-42.

В статье дана содержательная характеристика понятия "инклюзивное образование", обозначены основные принципы реализации инклюзивного образования, задачи психолого-педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Алфавитный указатель журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра" за 2021 год // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2021. - № 12. - С. 30-32.

Максимова Е. В. "...Лучше всех королей, царей, вождей! // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2021. - № 12. - С. 23-26.

Краткое содержание книги Романичевой Е. и Пранцовой Г. "От "тихой радости чтения" - к восторгу сочинительства", в которой, в помощь учителям литературы, рассматривается чтение, как развитие, личностный рост, о том, как привлечь подростков к чтению стихов, сочинительству.

Романичева Е. С. Этот каталог - богатство возможностей : ("пед." послесловие к ст. Т. В. Рудишиной) // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2021. - № 12. - С. 21-22.

О рекомендательном каталоге "100 лучших новых книг для детей и подростков" и как с ним работать учителям-предметникам.

Рудишина Т. В. Каталог "100 лучших новых книг для детей и подростков": 15 выпусков. 2007-2021  : субъектив. заметки и объектив. числа // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2021. - № 12. - С. 4-20.

 

Проанализированы все выпуски каталогов, даны их отличительные особенности и количественный состав рекомендованной литературы, представлены книжные издательства.

Тематический указатель журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра" за 2021 год // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2021. - № 12. - С. 27-29,

Щербинина Ю. В. Книжки с "картинками": привет из прошлого // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2021. - № 12. - С. 9-16 : ил.

Статья из цикла "История книги глазами художников" о том, как менялась тематика книжных иллюстраций и как они помогают понять сюжет картин.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ  В ОБРАЗОВАНИИ

Департамент образования Ярославской области. О режиме рабочего времени педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в период отмены (приостановки) занятий : письмо от 30.09.2021, № ИХ.24-7429/21, 136/1 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 38. - С. 76-79.

Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. О направлении информации [о выплатах за классное руководство] : письмо от 24.11.2021, № МН-18/2419-АО // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 40. - С. 15-16.

Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. О реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре : письмо от 31.08.2021, № МН-8/3758-АМ // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 37. - С. 78-79.

Российская Федерация. Министерство просвещения. О направлении [разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения] : письмо от 30.08.2021, № АБ-1389/05 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 37. - С. 59-71.

Российская Федерация. Министерство просвещения. О направлении [Примерного положения об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях] : письмо от 23.08.2021, № 07-4715 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 39. - С. 9-20.

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в образовательных организациях, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, на 2022/2023 учебный год : приказ от 04.10.2021, № 688 : зарегистрирован в Минюсте России 3 ноября 2021 г., рег. № 65700 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 37. - С. 4-5.

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об установлении сроков и графика проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году : приказ от 29.10.2021, № 754 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 38. - С. 3-9. - 2 прил.

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности" : распоряжение от 21.06.2021, № Р-126 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 38. - С. 17-32.

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования : приказ от 25.10.2021, № 732 : зарегистрирован в Минюсте России 22 ноября 2021 г., рег. № 65922 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 39. - С. 3-8.

Российская Федерация. Правительство. О внесении изменений в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года : постановление от 03.09.2021, № 1484 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 38. - С. 33-34.

Российская Федерация. Правительство. О внесении изменений в Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития : постановление от 18.09.2021, № 1573 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 38. - С. 13-16.

Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление от 20.10.2021, № 1802 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 37. - С. 6-13.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. О направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году : письмо от 26.10.2021, № 04-416 // Официальные документы в образовании. - 2021. - № 37. - С. 14.

 

                                                               Составитель: вед. библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 


В избранное