Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Немецкий язык, быт и образ жизни глазами русского Architektur in Deutschland


Информационный Канал Subscribe.Ru

Немецкий быт и образ жизни глазами русского,
или стоит ли бояться немецкого языка?
группа независимых переводчиков
Слово - Dело: www.slovo-delo.ru

Architektur in Deutschland

Добрый день, уважаемые подписчики. Сегодня мы начинаем с вами очень интересный цикл бесед, посвящённый архитектуре и градостроительству в Германии. Эта большая тема подразделяется на несколько более мелких, и в ближайшие несколько выпусков мы детально рассмотрим все аспекты архитектуры и всё то, что с ней связано. Мы поговорим об истории немецкой архитектуры, затронем градостроительство как таковое, поговорим о некоторых реалиях, связанных с квартирой и квартирной платой, а также коснёмся некоторых реалий современного немецкого города. Как видите, скучать не придётся, тема и впрямь интересная, вы узнаете много новых слов и выражений, да и просто обогатите свои знания. Так что в путь.

Сегодня мы только начинаем эту темы, поэтому надо ввести вас в курс дела, поэтому начну я, конечно, с основных архитектурных стилей, присутствующих в строительстве немецких городов. В этом нам поможет наш главный друг - немецкий язык.

Немецкие языковые единицы языка могут рассказать о национально-специфических особенностях в развитии архитектуры и градостроительства. Наряду с общеевропейскими архитектурными стилями, такими, как готика, барокко, рококо, классицизм, в Германии существовал ряд сугубо национальных особенностей в архитектуре и искусстве.

Fachwerk, das; Fachwerkbau, der - фахверк, фахверковая техника строительства. Уже к концу XI в. центр общественной жизни в стране стал перемещаться в города, где сосредоточивалось ремесленное производство. В средненемецких и южнонемецких городах получила широкое распространение фахверковая техника строительства домов: деревянный каркас заполняется кирпичом или глиной и составляет своеобразную мозаику. Стены закрашиваются белым, переплеты - черным цветом. Художественная выразительность таких домов достигалась все более сложными рисунками. Wernigerode - небольшой живописный городок у подножия Гарца. Он широко известен своими старинными фахверковыми постройками и получил прозвище die bunte Stadt am Harz букв, пестрый город у подножия Гарца.

Backstein(bau), der - постройка из обожженного кирпича. Для севера и северо-востока Германии было характерно каменное зодчество с использованием обожженного кирпича. В начале XIII в. цистерцианцы (члены католического монашеского ордена, основанного в 1098 году, см. выпуски нашей рассылки, посвящённые религии) ввели в массовую практику обожженный кирпич и прочный известковый раствор. Кирпич, до того распространенный во Франции и Нидерландах, стал основным строительным материалом.

Backsteingotik, die - разновидность готики, архитектурный стиль, характерный для северных немецких городов. Начало "кирпичной готике" северо-восточных ганзейских городов положила базилика Мариенкнрхе в Любеке (ок. 1270-1350). За ней последовали церкви в Шверине, Штральзунде, Висмаре, Ростоке, Грейфсвальде. "Кирпичная готика" с ее грандиозными соборами, небольшими приходскими церквами, монументальными ратушами, торговыми рядами и домами горожан явилась важным и самобытным достижением немецкого зодчества и получила широкое распространение в Прибалтийских странах. С кирпичной готикой также связаны Ziegelrohbau, der - постройка из кирпичной кладки без штукатурки и Klinker, der - клинкер - сорт прочного, не впитывающего влагу кирпича, применяемого для мощения дорог, отсюда Klinkerbau, der - постройка из клинкера.

При строительстве соборов и церквей часто использовались (особенно в XV-XVI вв.) так называемые Butzenscheiben - круглые серо-зеленые, с утолщением посередине небольшие оконные стекла, оправленные свинцовым обручем. Она дали название целому направлению в немецкой поэзии - Butzenscheibenlyrik (-poesie). Butzenscheibenpoesie - это эпически-лирическая, несколько сентиментальная поэзия на темы рыцарской романтики. Наиболее значительным представителем этой поэзии был И. В. Шеффель (Josef Victor Scheffel 1826-1886).

Zopfstil, der - стиль "косички". Во 2-й половине XVIII в. в Германии развивается идеология Просвещения. Она ориентировалась на античное наследие, в архитектуру стали проникать античные формы. В архитектуре отзвук идей Просвещения ощущается уже в стиле "косички". Этот стиль получил свое название от формы мужских париков того времени и представлял собой переход от рококо к классицизму. Стиль "косички" широко распространился в Пруссии. Он укоренился в архитектуре общественных сооружений, в качестве модного архитектурного явления проник в дворцовое и культовое зодчество. Башни Немецкой и Французской церквей (der Deutschen und der Französischen Kirchen) в Берлине, музей Фридерцианум в Касселе обнаруживают черты нового стиля, в том числе вновь пробудившееся ощущение рационально решенного внутреннего пространства. Благодаря рассчитанной скупости средств, тонкой, изящной декоративной обработке плоскостей и их строгому расчленению, в интерьере совершился переход от бурных порывов барокко к спокойной упорядоченности и продуманной ясности. Грациозная легкость "стиля косички" сближала его с рококо.

Eklektizismus, der - эклектика. В архитектуре конца XIX в. наблюдается господство эклектики и декоративизма. Наиболее значительные памятники эклектической архитектуры находятся в Берлине. Так, в здании рейхстага в Берлине (der Deutsche Reichstag), увенчанном куполом из металла и стекла (во время войны этот купол был разрушен), были применены формы архитектуры различных эпох - формы итальянского ренессанса и барокко (1884-1894, архитектор П.Валлот - Paul Wallot). Ратуша (1861-1869, архитектор Ф.Х.Веземан) была построена в стиле неоготики (в 1945 г. - сгорела, в 1950 г. - восстановлена).

Gründerjahre, die - эпоха лихорадочной предпринимательской деятельности после объединения Германии (1870-1871 г.). В это время преобладала безвкусная, лишенная духовного содержания архитектура, с показной ложной монументальностью и нагромождением орнаментики. Распространены были подражания тем или иным историческим стилям. О постройках этой эпохи говорят: ein Gebäude im Stil der Gründerjahre.

Funktionalismus, der - функционализм. Этот архитектурный стиль сформировался в 1924-1929 гг., когда расширение строительства, модернизация промышленности и успехи строительной техники открыли новые возможности для архитекторов. Функционалисты стремились к экономичности строительства, порывали со стилями прошлого, искали наиболее простые и рациональные формы. Центрами немецкого функционализма стали "Веркбунд" и "Баухауз". Bauhaus, das - букв. Дом строительства. Учебное заведение и объединение, вокруг которого концентрировались сторонники новой архитектуры. Основано в 1919г. В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 г. переведено в Дессау, в 1933 г. упразднено фашистами.

Jugendstil, der - стиль модерн. В немецком искусстве конца XIX в. - начала XX в. получил распространение стиль модерн. Свое название он получил по названию журнала "Jugend", поскольку этот журнал был главным пропагандистом этого стиля в Германии. Журнал выходил с 1896 г. в Мюнхене. Широкому распространению "югендстиля" способствовали представители мюнхенских объединений Sezession и Die Scholle ("Пласт земли").

Biedermeierstil, der - стиль бидермейер. В области живописи и декоративного искусства в середине XIX в. в Германии господствовал стиль бидермейер, в котором формы, выработанные классицизмом, были приспособлены к уюту и камерности бюргерского быта. Светлая полированная мебель хороших пропорций (шкафы, комоды, письменные столы и т. д.) сочеталась в интерьерах бидермейера с обилием мелких поделок. Рядовые буржуа удовлетворялись скромной, полной уюта домашней обстановкой стиля бидермейер. Этот стиль получил свое название по имени литературного героя, созданного поэтом Л.Эйхродтом (L. Eichrodt, 1827-1892; Biedermeiers Liederlust, 1850). Эйхродт, в свою очередь, объединил в одно имена типичных немецких филистеров Бидермана (Biedermann) и Буммельмейера (Bummelmeier), сатирически описанных в 1848 г. И. В. фон Шеффелем. Художники "бидермейера" писали главным образом портреты и уютные интерьеры бюргерских домов, жанровые сцены, реже - натюрморты.

Man sagt: diese Möbel sind typisch Biedermeier; das Zimmer ist im Biedermeierstil eingerichtet; ein Biedermeierzimmer.

В современном немецком языке: bieder 1) честный, порядочный, добрый, славный 2) простодушный, недалекий, (обывательски) ограниченный. Biedermeier, der - обыватель, филистер.

Во 2-й половине XIX в. наступил резкий упадок декоративного искусства. В дворянских и буржуазных домах царила тяжеловесная безвкусная роскошь - Kitsch - массивная мебель с грубой резьбой, плюшевой обивкой и помпонами, пошлые украшения в виде гномов и ландскнехтов.

Gelsenkirchener Barock - фам. шут. Гельзенкирхенское барокко. Вновь изготовленная (но выглядевшая дешево) мебель, главным образом стенки-шкафы с изобилием барочных украшений, резьбы. Название связано с тем, как в 1-й половине XIX в., шутливо называли стиль строительства в городе Гельзенкирхен, который значительно отличался от окружающих индустриальных городов.

В заключении хочется сказать пару слов и о Berliner Ecke, die - "Берлинский угол". Старый архитектурный элемент, который часто применялся при строительстве жилых домов в Берлине в XIX в. Представляет собой срезанный угол здания, стоящего на перекрестке двух улиц. Угол украшается, как правило, лоджиями, балконами, эркерами.

На этом мы и остановимся сегодня. Мы рассмотрели все стили немецкого градостроительства, так что теперь вы уже вооружены необходимыми знаниями, поэтому в следующий раз мы будем уже в деталях говорить о важных и интересных вещах. До встречи через неделю!

Наш электронный адрес: deutsch@slovo-delo.ru
Сайт группы независимых переводчиков "Слово-Дело" www.slovo-delo.ru - здесь Вы можете посмотреть предыдущие выпуски рассылки.

Мы также выпускаем рассылку для тех, кому интересны
английский язык и культура англоговорящих стран:

Еженедельные путешествия в мир,
который говорит по-английски

Для подписки введите Ваш e-mail и нажмите кнопку "Подписаться".



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное