Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Гласность

[Гласность] Как делают иконы для слепых? (ФОТО + интервью)

Мы все за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!

Как делают иконы для слепых? (ФОТО + интервью)
ОКСАНА ГОЛОВКО,
ЮЛИЯ МАКОВЕЙЧУК
| 19 СЕНТЯБРЯ 2011 Г.
?subject=Как%20делают%20иконы%20для%20слепых?%20(ФОТО%20+%20интервью)
kak-delayut-ikony-dlya-slepyx-foto

Плохое название <Выставка для незрячих>. Звучит словно старые вывески из
США: <только для черных>.

Выставка, проходящая в Доме иконы - для людей. Независимо от того, как они
считывают информацию - зрительно или только тактильно. Экспонаты на ней
можно
трогать! НУЖНО!

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (3)

Цель экспозиции - познакомить зрителей с миром иконописи. От самого начала -
создания краски - до готовой иконы.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (61)

Начиная от минералов - малахит, лазурит, гематит - из которых создаются
пигменты.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (18)

Вниманию наших посетителей представлены ступочки, в которых иконописцы
растирают краски, кисти, которыми они пишут, доски, на которых иконы
создаются.
Причем доски - иллюстрирующие процесс работы: доска с паволокой, доска с
левкасом, доска с прорисями.

- Также в экспозиции - материалы, из которых создаются иконы - дерево,
керамика, гипс, смальта, металл>, - рассказывает Екатерина Васина,
руководитель
пресс-службы музея <Дома Иконы>.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (62)

Так объясните, <икона для незрячих> - нечто особенное?

Вовсе нет. Это просто рельефная икона, которую можно воспринимать на ощупь.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (29)

- Традиция рельефной иконы очень древняя, - рассказал <Правмиру> Алексей
Лидов, искусствовед, директор научного центра Восточно-христианской
культуры,
член-корреспондент Российской академии художеств. - В раннехристианском
искусстве существовали даже статуи с образами Христа, апостолов. Потом от
них отказались
из-за боязни быть обвиненными в идолопоклонстве.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (37)

Рельефные иконные произведения в Византии существовали всегда - в дереве, но
чаще это был либо мрамор, либо резная кость. Была и традиция изготовления
рельефных икон из пасты воска - мастики, напоминающей глину или пластилин, в
которую вкладывали частичку мощей. И сам материал становился священным.
Икона
превращалась в великую святыню.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (39)

Чтобы по-настоящему пережить икону, мы должны ослепнуть - с точки зрения
нашего мирского, бытового, чувственного зрения. А незрячим этого делать не
надо.
У них единственный способ пережить икону - вызвать ее образ в своем
сознании.

Кто кого реабилитирует

Одна моя знакомая - художник-иконописец переживала, услышав про иконы для
незрячих: <Как же, ощупывать лики! Это не кощунство?>

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (8)

<Ни у кого, в том числе у Патриархии, сомнений по этому поводу не возникало.
У каждого свой путь, в том числе познания мира, познания веры. Запретить
человеку
трогать лики и, возможно, помешать прийти к пониманию искусства, к вере, к
Богу?! Мне это не кажется верным>, - сказала на это Екатерина Васина.

А Олег Смолин, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя
Комитета по образованию, заметил: <Я думаю, что не только люди с
инвалидностью
нуждаются в реабилитации, но еще больше - люди, не имеющие инвалидности,
нуждаются реабилитации в отношении людей с <ограниченными возможностями> Так
что
нам периодически и приходится их реабилитировать>.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (45)

<На этой выставке по-настоящему увидеть икону я смог впервые. В храме, как
правило, это не удается. Даже если икона не под стеклом - если ее трогать,
кроме
ощущений, связанных с воображением, - ничего не возникнет. Так что
сегодняшняя выставка - очень важна, она обогащает представление о мире. Я -
посещаю
разные храмы преимущественно с культурными целями. Но при этом - особое
ощущение в храме равно возникает у любого человека>, - сообщил Олег
Николаевич
<Правмиру>.

Для многих незрячих, пришедших на открытие выставки, это было первое
настоящее знакомство с иконой. Даже для Ивана, сына священника, который в
храме -
буквально с рождения. Иван работает звонарем в церкви Пресвятой Богородицы в
Дубне, изучает древнегреческий язык, дважды был в Греции на курсах
новогреческого,
учит английский. Ежегодно в храме на Пасху Иван читает Евангелие
по-древнегречески.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (67)

В детстве Иван пять лет занимался музыкой: играл на рояле. <У меня есть и
спортивные интересы, - рассказывает он. - На автомобильном полигоне под
Москвой
освоил метод вождения с инструктором. У меня мечта, что изобретут автомобиль
для незрячих и можно будет ездить самому. Поднимался на квадроцикле в Крыму
на 1000 метров высоты, вновь с помощью инструктора. С ребятами ходил на
яхтах. Это сильные ощущения, когда ты чувствуешь, что можешь, у тебя
получается
справиться с такими сложными вещами!>

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (58)

Наталья работает в библиотеке для незрячих. Для нее иконы - только
произведение искусства. <Выставка - познавательна и интересна, можно не
только посмотреть
иконы, но и прочитать о них информацию, написанную по Брайлю.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (15)

Вообще посетить музей - это всегда проблема. Просто так не придешь - ведь
тебе никто ничего не расскажет, не проведет. Надо брать сопровождающего.
Если
б так, как в <Доме иконы>, было и в других музеях: можно все потрогать
руками, тебе еще интересно рассказывают>. Наталья, как и положено работнику
библиотеки
- очень любит читать. Причем книги выбирает в зависимости от настроения -
это может быть и легкий женский роман, и книга по истории, и философское
произведение,
и работа по психологии.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (9)

Лариса, педагог по образованию: <Я не могу отнести себя к по-настоящему
верующим людям. Но по отношению к этой выставке - неважно, верующий человек
пришел
на нее, или нет. Любой культурный человек должен знать искусство
православной иконы. Другое дело, что трудно передвигать по городу - просто
дойти.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (13)

Но здесь - было бы желание. И тогда - адаптируешься, изучишь маршрут. Но не
везде, опять же, сможешь идти, не все доступно>. Лариса занималась
практической
психологией и профессиональные приемы использует иногда, в том числе по
отношению к себе, когда нужно справиться с плохим настроением. Я попыталась
спросить
у Ларисы какие-то психологические советы для тех, кто неожиданно потерял
зрение.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (51)

<Это большой разговор и парой фраз - не обойтись, - ответила она. -
Поскольку человек начинает наблюдать противопоставление себя и мира зрячих,
часто замыкается
в себе. Надо выходить из подобного <затворничества>, расширять свои границы.
Хотя определенные границы все равно остаются. Просто это уже задача
реабилитации
- психологической, ориентировки. У меня - другая история. Поскольку с
детства было плохое зрение, и оно терялось постепенно, я не ощутила этого
резкого
перехода. И у меня не было тех проблем, какие испытывают люди, резко
потерявшие зрение>.

Ирина - красивая женщина, на выставке с ней - две дочери - 16 и 13 лет,
очень похожие на маму. <Рельефные иконы - очень хорошо воспринимаются,
прочитываются>,
- делится она впечатлениями.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (10)

Ирина - православный человек. Правда, дома у нее стоят обычные - не
рельефные иконы. <Меня очень поддерживает то, что я хожу в храм. Церковь,
вера - ориентир
в жизни. Удобнее, конечно, идти в церковь с кем-то зрячим. Чтоб подсказали,
где приложиться, куда встать. Но, в принципе, даже если незрячий человек
пойдет
один, верующие ему помогут. Обычно люди относятся с пониманием. Если не с
кем идти, все равно - лучше прийти, чем просидеть дома>. На последних словах
Ирина улыбается, подчеркивая важность для нее посещение храма.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (21)

Ирина - массажист, работает в педиатрии. Проблемы у нее, как у любой
работающей мамы: как уделить детям должное внимание. <К сожалению, это
удается не
всегда>, - говорит она. Девочки, улыбаясь так же обаятельно, как мама, как
бы невзначай обнимают ее. <Незрячему человеку, конечно, труднее растить
детей,
- делится опытом Ирина, - и здесь нужна хорошая поддержка или мужа (и
моральная, и материальная, и физическая - просто погулять сходить иногда,
или в поликлинику),
или родственников, друзей.

Мне очень помогали родители, сестра. Дети подросли, и сейчас они уже
помогают, особенно если куда-то надо съездить, сходить>. Когда от
организации Всероссийского
Общества Слепых Ирина отправляется в паломнические поездки - обе дочки
обязательно едут с ней.

Среди гостей выставки - певица Диана Гурцкая.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (38)

После экскурсии Диана буквально светится радостью: <Посмотрев все сама,
ощутив все своими руками, я стала понимать икону иначе. Эта выставка важна
для
нас для всех. Да, я много где бываю, но об иконах в храмах, в музеях узнаю
только со слов другого человека. Это так здорово, что здесь я сама смогла
ощутить
любую икону, осознать образы изображенных святых! Обязательно приведу сюда
своего ребенка, и буду сама объяснять ему, где какие иконы, кто на них
изображен.
Эта выставка - настоящее чудо>.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (32)

Московское ноу-хау

<Выставка рельефных икон для незрячих - то, что сделал <Дом Иконы> - можно
назвать ноу-хау, - говорит Алексей Лидов. - Но если брать другие
произведения
искусства и демонстрацию их незрячим - этим стали заниматься в 90-е годы в
Европе.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (69)

Я видел замечательную экспозицию, которая существовала в Королевском музее
Брюсселя, видел, какое огромное воздействие она оказывает на детей. При мне
пришел целый класс незрячих детей, которым дали в руки подлинные
произведения искусства - древнеегипетскую скульптуру, памятники
древнегреческой мелкой
пластики (те вещи, которые трудно повредить или разбить). Я помню это
ощущение восторга и какого-то откровения, которое было написано на их лицах,
которые
преображались через это духовное переживание. Они видели эти произведения,
но каким-то другим зрением.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (70)

В этом смысле то, что возникла идея донести до незрячих людей искусство
иконы, достойно всяческой поддержки. Икона как вид искусства связана с
понятием
видения. Это образ-посредник, который соединяет миры. И в переживании
истинной иконы огромную роль играет не просто зрение, созерцание плоской
картинки,
а некое общение с образом, которое переводит смотрящего в мир других реалий.
Тот момент видения, который доступен и незрячим - в искусстве иконы очень

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (7)
А идея выставки пришла в голову Надежде Губиной, заместителю директора музея
<Дом Иконы>. <Мне хотелось, чтобы как можно больше людей посещало музей, -
рассказывает она. - Несколько раз к нам приходили инвалиды, в том числе и по
зрению. Они заходили спросить совета, перед какими иконами молятся в тех или
иных случаях. А я растерянно смотрю - люди пришли в музей, они готовы
слушать, внимать, понимать, а мы им ничего показать не можем.

Иконы для слепых. Фото Юлии Маковейчук pravmir.ru (54)

Ведь девиз любого музея сегодня: <Экспонаты руками не трогать! Это написано
везде, в музеях в каждом углу посажены бабушки, которые изначально смотрят
на тебя, как на преступника, и если ты делаешь полшага не туда, начинается
крик. У нас, кстати, и в залах специально нет <надзирателей>, как я их
называю
смотрителей. Год ушел на формирование экспозиции, расчета, как грамотно ее
развесить, чтобы незрячим было удобно считывать информацию>.

Кому может быть интересна выставка:
список из 3 элементов
Незрячим взрослым. По понятным причинам
Зрячим взрослым. Поскольку понять процесс иконописи, прикоснуться к
минералам, из которых делают краски, посмотреть иконы - это здорово.
Детям - независимо от наличия зрения. Они вообще привыкли, что им везде
все запрещают трогать. А тут - в музее - вроде бы самом <запретительном>
месте
- можно до всего дотрагиваться!
конец списка

Что дальше

Сейчас делается аудисопровождение экспозиции. Не все незрячие могут читать
по Брайлю. Да и зрячим аудиоинформация будет кстати.

В планах - расширить экспозицию, чтобы было больше экспонатов, которые можно
трогать руками. Следующий этап - в музей <Дом Иконы> будут приходить
слабовидящие
дети из специализированных школ - заниматься. На самые разные уроки - как
связанные с религией и историей искусства, так и абсолютно не связанные. И
дети
могут также знакомиться с иконами, задавать работникам музей вопросы, на
которые те
с удовольствием ответят.

Александр

*

Поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru

*
Это сообщение доставлено 349 подписчикам.

Наши сайты:
*
www.vosoborec.livejournal.com/
*
www.invvos.blogspot.com/
*
http://sinoptik50.livejournal.com/1015.html
*
www.inv-revda.narod.ru
*
http://subscribe.ru/catalog/culture.news.drugvos
*
http://agentkomar007.blogspot.ru/
*
www.vos-revda.narod.ru

Ответить   Thu, 19 Feb 2015 09:43:08 +0400 (#3223220)