Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 228/2017-04-20

Доброго времени суток. Я продолжаю предлагать перевод большой статьи о Мартине Лютере Кинге.

 

Бойкот автобусных линий в Монтгомери

В марте 1955 года 15-летняя чернокожая беременная школьница Клодетт Колвин (Claudette Colvin) в Монтгомери отказалась уступить свое место в автобусе белому мужчине, нарушая тем самым требования законов Джима Кроу, которые были местным постановлением Юга США, принуждающим к расовой сегрегации. Кинг был в комитете от бирмингемского афро-американского сообщества, который рассматривал этот случай. Поскольку Колвин была беременная и незамужняя, Эдгар Никсон (Edgar Nixon), активист и один из лидеров движения за права афро-американцев, и Клифорд Дарр (Clifford Durr), адвокат, защищавший активистов, решили отложить сопротивление до более подходящего случая.

1 декабря 1955 года за отказ уступить место в городском автобусе была арестована Роза Паркс (Rosa Parks). Вскоре после этого последовал бойкот автобусных линий в Монтгомери. К бойкоту призывал и его планировал Никсон, а Кинг руководил. Бойкот длился 385 дней, и ситуация стала настолько напряженной, что в доме Кинга был произведен взрыв. Во время бойкота афро-американцы отказывались пользоваться автобусами, и владельцы автобусных линий терпели большие убытки. Кинг был задержан в ходе этой кампании, которая завершилась местным судебным процессом "Браудер против Гейла" (Browder v. Gayle), отменившим расовую сегрегацию во всех общественных автобусах Монтгомери. (5 июня 1956 года суд постановил, что расовая сегрегация нарушает Четырнадцатую поправку к Конституции США 1868 года, гарантирующую американцам равное обращение. После апелляции штата и города Верховный суд США 13 ноября 1956 года подтвердил это решение). Роль Кинга в бойкоте автобусных линий превратила его в фигуру национального масштаба и сделала его очень известным представителем движения за гражданские права.

Конференция христианских лидеров Юга

В 1957 году Кинг, Ральф Абернати (Ralph Abernathy), Фред Шаттлесворт (Fred Shuttlesworth), Джозеф Лоури (Joseph Lowery) и другие активисты гражданских прав основали Конференцию христианских лидеров Юга (Southern Christian Leadership Conference). Эта группа была создана, чтобы использовать моральный авторитет и объединяющее влияние церквей чернокожих (black churches) для проведения ненасильственных протестов с целью достижения реформ в области гражданских прав. Одним из вдохновляющих факторов в создании группы был "крестовый поход" (кампания) евангелиста Билли Грэма, который подружился с Кингом после того, как Кинг посетил его кампанию в Нью-Йорке в 1957 году. Кинг руководил Конференцией христианских лидеров Юга до своей смерти. Во время Молитвенного паломничества за свободу (Prayer Pilgrimage for Freedom) Конференции христианских лидеров Юга (большой ненасильственной демонстрации в Вашингтоне) в 1957 году Кинг впервые обратился к национальной (всенародной) аудитории.

Имена других лидеров движения за гражданские права, которые вместе с Кингом вошли в Конференцию христианских лидеров Юга: Джеймс Бевел (James Bevel), Аллен Джонсон (Allen Johnson), Кертис Уэст Харрис (Curtis West Harris, Sr.), Вальтер Эдвард Фаунтрой (Walter Edward Fauntroy), Корди Тинделл Вивиан (Cordy Tindell Vivian), Эндрю Янг (Andrew Young), квартет "Певцы свободы" (The Freedom Singers), Чарльз Эверс (Charles Evers), Кливленд Робинсон (Cleveland Robinson), Рэндольф Блэквелл (Randolph Blackwell), Энни Белл Робинсон Девайн (Annie Bell Robinson Devine), Чарльз Кензай Стил (Charles Kenzie Steele), Альфред Дэниэл Уильямс Кинг (Alfred Daniel Williams King), Бенджамин Хукс (Benjamin Hooks), Аарон Генри (Aaron Henry) и Байярд Растин (Bayard Rustin).

20 сентября 1958 года, во время подписания экземпляров своей книги "Шаг к свободе: история Монтгомери" (Stride Toward Freedom: The Montgomery Story) в Бламстейновском универсальном магазине Гарлема (Нью-Йорк) Кинг чудом избежал смерти, когда Изола Карри (Izola Curry), психически больная чернокожая женщина, которой казалось, что он в сговоре с коммунистами против нее, пронзила его грудь ножом для бумаги. После экстренной хирургической операции, сделанной докторами Аубре де Ламберт Майнард (Aubre de Lambert Maynard), Эмилем Наклерио (Emil Naclerio) и Джоном Кордиче (John W. V. Cordice), Кинг несколько недель провел в больнице, в то время как Карри была признана психически невменяемой и неспособной предстать перед судом. В 1959 году Кинг опубликовал короткую книгу под названием "Мерило человека" (The Measure of A Man), которая содержала его проповеди "Что есть человек?" (What Is Man) и "Величина полной жизни" (The Dimensions of a Complete Life). Проповеди обсуждали человеческую нужду в любви Бога и критиковали расовую несправедливость западной цивилизации.

В 1960 году соратники Кинга из Конференции христианских лидеров Юга опубликовали в газете Нью-Йорк-Таймс объявление о сборе средств на нужды движения за гражданские права. Текст объявления послужил поводом к подаче чиновником Салливаном судебного иска по обвинению в клевете. Разбирательство этого дела дошло до Верховного суда как процесс "Нью-Йорк-Таймс против Салливана" (New York Times Co. v. Sullivan), который завершился в 1964 году принятием одного из ключевых решений, защищающих свободу прессы. Интересы служителей Конференции христианских лидеров Юга представлял адвокат Гарри Уочтел (Harry Wachtel), который объединился с юридическим консультантом Кинга Кларенсом Бенджамином Джонсом (Clarence Benjamin Jones).

Для покрытия расходов судебного процесса и для поддержки ненасильственного движения за гражданские права Гарри Уотчел основал освобожденный от налогов фонд под названием "Общество Ганди за права человека" (Gandhi Society for Human Rights). Кинг работал в качестве почетного президента в этой организации. Будучи недовольны темпами рассмотрения вопроса сегрегации президентом Кеннеди, Кинг и общество Ганди в 1962 году выпустили документ, призывающий президента следовать по стопам Авраама Линкольна и использовать Президентский указ (Executive order), чтобы защитить гражданские права, как своеобразную Вторую прокламацию об освобождения (Second Emancipation Proclamation). Кеннеди не издал такого указа.

Осенью 1963 года ФБР, в соответствии с письменной директивой уполномоченного генерала Роберта Кеннеди (Robert F. Kennedy), начало прослушивать телефонные разговоры Кинга. Кеннеди был обеспокоен тем, что, если в Конференции христианских лидеров Юга будут публично заявлены идеи коммунистов, то это может сорвать инициативы администрации президента по поддержке гражданских прав. Кеннеди предостерег Кинга, что следует упразднить вызывающие подозрения ассоциации. Позднее Кеннеди почувствовал необходимость дать письменную директиву, разрешающую ФБР осуществлять прослушку Кинга и других лидеров Конференции христианских лидеров Юга. Директор ФБР Джон Эдвард Хувер (John Edgar Hoover) боялся, что коммунисты попытаются проникнуть в движение за гражданские права. Но когда подтверждений этого не было выявлено, бюро использовало несущественные детали, обнаруженные на магнитофонной ленте, в течение следующих пяти лет пытаясь заставить Кинга отказаться быть лидером.

Кинг считал, что организованный ненасильственный протест против системы южной сегрегации, известной как законы Джима Кроу, может привести к широкому освещению борьбы за равноправие и право голоса чернокожих в средствах массовой информации. Журналистские репортажи и телевизионные кадры ежедневных лишений и унижений, переносимых южными чернокожими, насилие со стороны сторонников сегрегации, притеснение активистов и участников маршей за гражданские права, привели к волне сочувствия общественности и убедили большинство американцев, что движение за гражданские права стало наиважнейшим вопросом американской политики начала 1960 годов.

Кинг организовывал и проводил марши за право голоса чернокожих, отмену сеграгации, трудовые права и другие основные гражданские права. Большинство этих прав были успешно приняты законами США с утверждением Акта о гражданских правах 1964 года и Акта об избирательных правах 1965 года.

Кинг и Конференция христианских лидеров Юга ввели в практику многие принципы левых христиан (христиан левого политического крыла) и с большим успехом применили тактику ненасильственного протеста посредством стратегического выбора метода протеста и мест, в которых были проведены протесты. В ходе этой борьбы часто случались драматические противостояния с сегрегационалистскими властями. Иногда эти конфронтации переходили в насилие.

На протяжении участия в движении за гражданские права Кинг подвергался критике многими группами. Эта критика включала в себя противодействие более воинствующих чернокожих, таких как Малкольм Икс (Malcolm X), член организации "Нация ислама". Сепаратист (сторонник обособления афро-американцев) Стокли Кармайкл (Stokely Carmichael) не соглашался с призывом Кинга к расовой интеграции, поскольку считал, что это наносит оскорбление единству афро-американской культуры. Омали Йешитела (Omali Yeshitela) призывал африканцев помнить насильственную колонизацию европейцев, и то, как власть европейцев была обеспечена не через интеграцию, а принуждением и насилием.

Продолжение статьи следует.

Иллюстрации: 1) Роза Пакс с М. Л. Кингом, 1955 год, 2) Линдон Джонсон и Роберт Кеннеди с лидерами движения за гражданские права, 22 июня 1963 года. 

 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное