Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Мартин Лютер Кинг (часть 7)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 233/2017-04-26

Доброго времени суток. Сегодня мы завершаем биографическую часть статьи о Мартине Лютере Кинге.

 Кампания бедных людей 1968 года

В 1968 году Кинг и Конференция христианских лидеров Юга организовали Кампанию бедных людей (Poor People's Campaign) для выступления по вопросам экономической справедливости. Кинг ездил по стране, чтобы собрать "многорассовую армию бедных", которая пошла бы на Вашингтон для участия в ненасильственном гражданском неповиновении в столице, пока Конгресс ни создал "экономический билль о правах" для бедных американцев. 

Кампании предшествовала последняя книга Кинга "Куда мы идем отсюда: Хаос или объединение?" (Where Do We Go from Here: Chaos or Community?), в которой он изложил свою точку зрения на то, как решить социальные проблемы и проблему бедности. Кинг цитировал экономиста Генри Джорджа (Henry George) (вдохновившего реформаторские движения в эпоху прогрессивизма) и его книгу "Прогресс и бедность" (Progress and Poverty), особенно в поддержку идеи безусловного базового дохода. Кампания завершилась маршем на Вашингтон с требованием экономической поддержки малоимущих групп населения США. 

Кинг и Конференция христианских лидеров Юга призвали правительство инвестировать реконструкцию американских городов. Кинг считал, что Конгресс продемонстрировал "враждебность к бедным", тратя "с готовностью и щедростью денежные средства на армию". Он противопоставил это положению вещей касательно бедных американцев, утверждая, что Конгресс предоставил (для улучшения их жизни) лишь "скудные денежные средства со скупостью". Кинг мечтал о более революционных изменениях, чем просто реформы: он указывал на системные пороки "расизма, бедности, миллитаризма и материализма" и утверждал, что "действительная проблема, с которой придется столкнуться, это переустройство самого общества". 

Кампания бедных людей оказалась спорной даже внутри движения за гражданские права. Байард Растин отказался от марша, заявляя, что цели кампании слишком широки, что выдвинутые требования неосуществимы, и что он подозревает, что эта кампания ускорит негативную реакцию и притеснение бедных и чернокожих.

После смерти Кинга

Вскоре после убийства Кинга 4 апреля в Вашингтоне был осуществлен замысел установки бидонвилей (shantytown - лачуг, построенных из подручных средств). Критика замысла Кинга смягчилась после его смерти, и Конференция христианских лидеров Юга получила беспрецедентную волну пожертвований  на его осуществление. Кампания официально началась в Мемфисе 2 мая, в отеле, где Кинг был убит. Тысячи демонстрантов прибыли на Национальную аллею и установили лагерь, названный "Город Воскресения" ("Resurrection City"). Они оставались там шесть недель.

Убийство Мартина Лютера Кинга

29 марта 1968 года Кинг поехал в Мемфис штата Теннесси для поддержки чернокожих служащих санитарных общественных работ, которые входили в местный отдел Американской федерации государственных, окружных и муниципальных служащих (American Federation of State, County and Municipal Employees). С 12 марта работники начали забастовку (Memphis sanitation strike) за повышение заработной платы и лучшее обращение. В каком-то случае (например) чернокожие уличные ремонтные рабочие получили плату за два часа времени, когда они ушли домой из-за плохой погоды, в то время как белые рабочие получили оплату за целый день. 

3 апреля Кинг обратился к собранию в Храме Мейсона (Mason Temple), всемирном центре Церкви Бога во Христе (Church of God in Christ), с речью, названной "Я побывал на вершине горы" (I've Been to the Mountaintop). Перелет Кинга на самолете в Мемфис (перед этим) был отложен из-за угрозы взрыва самолета бомбой. В конце последней в его жизни речи, ссылаясь на угрозу взрыва, Кинг произнес следующее [употребляя библейские аллегории того, как Моисей вел еврейский народ в обетованную землю]:

"И тогда я отправился в Мемфис. И некие [люди] начали сообщать об угрозах или говорили об угрозах, которые были. Что произошло бы со мной от некоторых из наших слабых [в моральном смысле] белых братьев? 

Ну, я не знаю, что теперь будет происходить. Впереди нас ждут тяжелые дни. Но это сейчас для меня неважно. Потому что я побывал на вершине горы. И я не беспокоюсь. Как любой [человек], я бы хотел прожить долгую жизнь. Долголетие занимает определенное место [как ценность]. Но сейчас я по этому поводу не беспокоюсь. Я хочу лишь исполнять волю Божью. И он позволил мне взойти на вершину горы. И я посмотрел с высоты. И я видел обетованную землю. Я могу не попасть туда с вами. Но я хочу, чтобы вы знали сегодня вечером, что мы, как народ, попадем в обетованную землю. Поэтому сегодняшним вечером я счастлив. Я не беспокоюсь ни о чем. Я не боюсь никакого человека. Мои глаза видели славу грядущего Господа".

Кинг забронировал номер 306 в Мотеле Лоррейн (Lorraine Motel) (принадлежавшему Уолтеру Бейли) в Мемфисе. Абернати, который присутствовал во время убийства, дал показания в Палате избранного комитета по убийствам США (United States House Select Committee on Assassinations, комитет, созданный для расследования убийств Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга). Абернати сказал, что Кинг и его окружение останавливались в номере 306 настолько часто, что он стал известен как "апартамент Кинга-Абернати". По словам Джесси Джексона (Jesse Jackson), который присутствовал на месте убийства, последние слова Кинга на балконе перед убийством были обращены к музыканту Бену Бранчу (Ben Branch), игра которого была запланирована в тот вечер по случаю посещения Кинга: "Бен, обязательно сыграй "Драгоценный Господь, возьми меня за руку" (Take My Hand, Precious Lord, госпел) на встрече сегодня вечером. Сыграй это по-настоящему прекрасно". 

Кинг был смертельно ранен выстрелом Джеймса Эрлона Рэя (по официальной версии) в 6:01 по полудню (вечером), 4 апреля 1968 года, когда он стоял на балконе второго этажа мотеля. Пуля прошла сквозь его правую щеку, разбив челюсть, затем прошла через спинной мозг, прежде чем застряла в плече. Абернати слышал выстрел изнутри комнаты мотеля и, выбежав на балкон, нашел Кинга на полу. Джексон сообщил после стрельбы, что он обнимал голову Кинга, пока Кинг лежал на балконе, но этот рассказ был опровергнут другими соратниками Кинга; Джексон позднее изменил свое заявление, сообщив, что он "протянул руку" ("потянулся") к Кингу.   

Кинг умер после экстренной хирургической операции грудной клетки в больнице святого Иосифа в 7:05 по полудню. Согласно биографу Тейлору Бранчу (Taylor Branch), аутопсия тела Кинга показала, что, хотя ему было только 39 лет, он "имел сердце 60-летнего", что Бранч объяснил 13-летней нагрузкой движения за гражданские права.

... По просьбе вдовы Кинга во время проведения траурной службы (в связи с его смертью) была использована запись его последней проповеди  в Баптистской церкви Эбенизер (Ebenezer Baptist Church) 4 февраля 1968 года. В этой проповеди Кинг просил, чтоб на его траурной службе не упоминались его награды и слава, но чтоб было сказано, что он пытался "накормить голодных", "одеть раздетых", "быть справедливым в вопросе войны [во Вьетнаме]" и "любить и служить человечеству". ... 

Перевод этой статьи не завершен. Продолжение статьи будет добавлено на сайт и предложено в рассылке позднее. 

Иллюстрации: 1)  Бидонвили, установленные в Вашингтоне после смерти Кинга в знак протеста против экономических условий бедных, как часть Кампании бедных людей, 2) Мотель Лоррейн, где Кинг был смертельно ранен (сейчас является Национальным музеем гражданских прав).

Пост скримпум. Если вы посмотрите на статью о Кинге в русскоязычном разделе википедии, то увидите там не только гораздо более скудное изложение, но и долгое время присутствующую глупость в преамбуле (в самом начале статьи): там сказано, что "Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения". Помимо того, что "черное движение" это по-русски стилистически безграмотно, Кинг не был первым активным деятелем движения за права афро-американцев. Он не был ни первым, ни единственным, он просто стал наиболее известным и одним из наиболее выдающихся борцов. 

В действительности движение за права афро-американцев представляло собой большой исторический период со множеством событий, лидеров и исторически значимых лиц. Русскоязычная википедия знает лишь последний период 1950-60 годов, в то время как в англоязычной википедии движению за права афро-американцев посвящены три статьи (о трех исторических периодах): African-American Civil Rights Movement (1865–1896) - непосредственно после Гражданской войны, African-American Civil Rights Movement (1896–1954) - борьба против узаконенной государством сегрегацией, African-American Civil Rights Movement (1954–1968) - социальное движение второй половины 20 века (именно в этом движении принял участие Мартин Лютер Кинг).

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное