Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ежедневные духовные чтения

[Dailyreading] книга

Выпуск 1492

Дорогие друзья! Мы с вами начинаем читать новую, в чём-то необычную
книгу. Если такое чтение покажется вам слишком лёгким, то я могу
параллельно публиковать что-то посерьёзнееХ хотя сказки нельзя считать
несерьёзным жанром. Сегодня будет опубликовано 2 файла, чтобы вы от
предисловия сразу могли перейти к самой книге.

С пожеланием благословений при чтении, а также в вашей жизни и
служении Господу

Ваш преданный библиотекарь

Михаил, Сергиев Посад

Мудрые еврейские сказки

Сост. Э. Г. Иоффе

ПРИГЛАШЕНИЕ В СКАЗОЧНЫЙ МИР

Можно без преувеличения сказать, что еврейская" народная сказка - это душа
еврейского народа.
История еврейского народа - одного из древнейших народов мира - насчитывает
четыре тысячелетия. История эта необычна: мы не знаем другого такого примера,
когда бы народ, утративший свою государственность, рассеянный по всему миру,
два
тысячелетия проживший вне исторической родины, тем не менее смог оставаться
единым народом и после двухтысячелетнего рассеяния вновь создал государство на
своей древней земле.
Отсутствие почвы, отсутствие нормальной национальной жизни привело к укоренению
галутного сознания. Уже стало казаться, что это и есть предназначение еврейского
народа: быть в рассеянии, что это - не бедствие, не наказание Божье, а,
наоборот, служение. Конечно, мысль о возвращении в Сион никогда не оставляла
евреев, но сделалась отдаленной мечтой. Не было того трагизма, даже отчаяния,
которые владели евреями во время вавилонского изгнания, того плача о потерянной
родине и поисков возврата. Изгнание стало бытом и жизнью, возвращение - мечтой.
Вот придет Мессия, Он и возвратит нас - так в конце концов стали думать. Но
когда еще Он придет...
В силу особых политических условий часть еврейского народа оказалась оторванной
от своих исторических корней и культурного наследия. Превратив евреев из народа
на своей земле в духовную общину, тогдашние вожди еврейского народа, сами того
не заметив, вывели этот народ из живой истории. Бог евреев - Бог истории, святое
писание прежде всего вещественно, полно земными историческими реалиями, и эта
реальная история богоизбранного народа и есть развернутое во времени
Божественное Откровение.
Как и у всех других народов в древности, в талмудическую эпоху у евреев сказки
и
сказания заполняли собой весь духовный мир человека. Только незначительная часть
их сохранилась в древнейшем литературном памятнике евреев - Библии. Читая
еврейские народные сказки, можно видеть некоторое влияние других культурных
народов древности, с которыми евреи-кочевники приходили в соприкосновение. Но
и
заимствованные сказочные мотивы подверглись творческой переработке и приняли
определенную национальную окраску. При этом необходимо иметь в виду, что
большинство библейских сказок сохранилось не в своем первобытном виде, в каком
они жили в памяти и на устах народа.
Сводным памятником древнееврейской культуры стал Танах - канонизированное
Священное Писание иудаизма. Без знакомства с Танахом трудно понять смысл ряда
еврейских сказок.
Среди еврейских сказок весьма видное место занимает обширный цикл сказок,
которые не являются продуктом народного творчества в подлинном смысле этого
слова, а скорее относятся к типу дидактических сказок, к которым творцы Талмуда
прибегали для проведения в жизнь национальных или религиозно-этических
тенденций. Можно смело сказать, что эти сказки весьма родственны притчам, к
которым законоучители часто прибегали в своих религиозно-нравственных
нравоучениях.
Интересно, что в этих еврейских сказках фигурируют преимущественно библейские
лица: патриархи, цари, пророки, военачальники и другие, причем лица одной эпохи
приводятся в соприкосновение с фактами и лицами другой эпохи. За четыре
тысячелетия еврейской истории героями еврейских народных сказок и сказаний стали
такие цари Израиля, как воинственный Саул, гордый Давид, мудрый Соломон, мудрецы
Гилель, Акива, Иегуда-Анаси. Героем многих еврейских сказок является основатель
хасидизма и великий святой нового времени Баал-Шем-Тов, который давно уже стал
другом еврейской детворы во всем мире.
Средние века, когда рассеянное по всему миру еврейство пришло в соприкосновение
со всеми культурными народами, являются расцветом еврейского фольклора. Многие
из сказочных мотивов, встречающихся уже в Талмуде, послужили в средние века
неиссякаемым источником для весьма богатых по своему содержанию сказок, сказаний
и легенд. Таковы, например, сказки и сказания о Мессии, о десяти коленах, о реке
Санбатионе, о пророке Илии. Последний стал самой популярной фигурой еврейского
фольклора. Илия-пророк являлся всюду, где была необходима помощь. Народная
фантазия превратила его в гения-хранителя всех невинно страждущих, всегда
готового защитить слабых, помочь бедным, укротить жестоких и злых.
Зародившееся во второй половине XVIII века хасидское движение обогатило цикл
еврейских народных сказок, сказаний и легенд. Вожди этого движения очень часто
облекали свои поучения в форму сказок. У некоторых из этих вождей, особенно у
правнука основателя хасидизма Бешта - р. Нахма-на Брацлавского, дидактические
сказки принимали весьма поэтические образы, не теряя при этом своего
символического характера. Наиболее излюбленными персонажами этих сказок стали
царь и царевич, мудрец и простак, нищий и корчмарь.
Древнейшим памятником мировой духовной цивилизации, устная традиция которого
восходит ко временам до нашей эры, является "Агада". Это повествовательная часть
Талмуда, содержащая фольклорные предания и этические притчи. В нашей книге
приводятся наиболее интересные еврейские сказания из этой сокровищницы мировой
культуры, изданные впервые на русском языке в 1910-м году.
Одним из величайших, может быть самым великим еврейским философом считается Моше
бен Маймон (аббревиатура его имени - Рамбам, из латинских источников известен
как Маймонид). Жизни и деятельности этого человека посвящено сказание "Рамбам
и
слепец"
Мудрость еврейского народа как нельзя лучше воплощена в еврейских пословицах
и
поговорках. Составителями книги проделана большая работа по сбору этих пословиц
и поговорок, переводу их с идиша и иврита.
Хочется надеяться, что читателям нашей книги передастся тот огромный заряд
мудрости и добра, стремления к знаниям, справедливости, готовности неустанной
борьбы с глупостью и злом, постоянного оптимизма, веры в будущее и лучшую жизнь,
который заложен в еврейских народных сказках, сказаниях, пословицах и
поговорках. Прочитав данное издание, читатели лучше поймут душу еврейского
народа - народа Книги, который всегда выступал и выступает за идеалы мира, добра
и справедливости.
ЭММАНУИЛ ИОФФЕ
доктор исторических наук
профессор, академик Международной академии
изучения национальных меньшинств

***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1492
на тему [Dailyreading] книга,
опубликованое в день 2007-03-01 и в час 07:16,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Wed, 28 Feb 2007 20:44:52 +0300 (#644357)

 

Ответы:

Выпуск 1494

Приветствую, Михаил Яковлевич! пишет Ярослав. А где же второй файл? Ко
мне пришло только предисловие к этой книге?
С Христианским приветом
штоковецкий ярослав

blind_sht***@s*****.com

***
Это сообщение от автора штоковецкий
за номером 1494
на тему [Dailyreading] Re: книга,
опубликованое в день 2007-03-01 и в час 12:51,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Thu, 1 Mar 2007 11:44:12 -0100 (#644446)

 

Выпуск 1502

Привет, Ярослав! Значит, сервер не пропустил. Я получил сообщение от
робота с предложением подписаться на рассылку, что я немедленно и
сделал. Файл 2 повторю завтра утром.

С пожеланием благословений

Михаил, Сергиев Посад

***
Это сообщение от автора Michael Burchak
за номером 1502
на тему [Dailyreading] Re[2]: книга,
опубликованое в день 2007-03-02 и в час 16:51,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Fri, 2 Mar 2007 08:13:44 +0300 (#644827)

 

Выпуск 1504

Приветствую, Михаил Яковлевич, любовью Господа нашего- Иисуса Христа.
Я получил сегодня один файл с книгой, не тот ли это отрывок, который вы
посылали вчера? Но, думается, что если даже и будет повтор, ничего
страшного не случится.
Да благословит вас Господь!
С Христианским приветом
штоковецкий ярослав

blind_sht***@s*****.com

***
Это сообщение от автора штоковецкий
за номером 1504
на тему [Dailyreading] Re[3]: книга,
опубликованое в день 2007-03-03 и в час 00:34,
разошлось для 18
участников телеконференции Ежедневные духовные чтения

Ответить   Fri, 2 Mar 2007 23:00:54 -0100 (#644964)