Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ТОЛДОТ"

В предыдущих беседах мы говорили о прародителе нашего народа Аврааме. Сегодняшняя глава Торы - "Толдот" - рассказывает о его сыне Ицхаке и двух его внуках Эсаве и Яакове.

"И вот родословная Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака. И Ицхак был сорока лет, когда он взял Ривку, дочь Бтуэля-арамейца,.. себе в жены. И молился Ицхак Г-споду о жене своей, потому что она была бездетна. И Г-сподь выполнил его просьбу, и зачала Ривка, жена его. И толкались сыновья в ее утробе, и она сказала: если так, то зачем я? И пошла вопросить Г-спода. И сказал ей Г-сподь: два народа в чреве твоем и два народа от утробы твоей разойдутся, и народ будет усиливаться от народа, и старший будет служить младшему". И настало время ей родить: и вот, близнецы в чреве ее. И вышел первый, красный, весь, как плащ, волосатый. И нарекли ему имя Эсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эсава. И наречено ему было имя Яаков".

Два вопроса вызовет у внимательного человека прочитанный нами отрывок. Почему Ривка, почувствовав, что сыновья толкаются в утробе, пошла вопрошать Б-га? С такими проблемами обращаются к врачу, а не к пророку. Наконец, чем утешил ее Б-г, сказав, что два народа в чреве ее? Разве от этого боли стали меньше?

Оба эти вопроса заставили мудрецов Талмуда видеть в истории рождения Эсава и Яакова не семейный рассказ, а пророчество Торы о процессе борьбы добра и зла в мире. Мудрецы указывают, что мучения Ривки не походили на обычные боли, сопровождающие беременность. Была в их появлении странная закономерность, побудившая ее вопросить Б-га. Всевышний ответил встревоженной матери: два народа в твоем чреве и два народа от утробы твоей разойдутся. Т.е. Яаков и Эсав положат основу двум народам. И борьба между ними началась еще в утробе матери, потому что корень ее - непримиримое противоречие. Один из народов станет символом добра и справедливости в мире, другой - средоточием зла на земле, между ними не может быть мира.

Дети Ривки выросли. От Яакова произошел еврейский народ, от Эсава - эдомитяне. Народ этот получил свое имя от прозвища Эсава "Эдом" ("адом" на иврите "красный", так прозвали Эсава, потому что он родился красным). Между двумя соседними народами, как и предсказывала Тора, всегда была вражда, пока еврейский царь Иоанн Гиркан окончательно не покорил Эдом и не принудил насильно его жителей принять иудаизм. Последствия этого опрометчивого шага были весьма плачевны. Вскоре один из богатых идумеев Ирод с помощью интриг сумел расправиться со всеми потомками Иоанна Гиркана и, опираясь на римские легионы, захватил власть в Иудее. Будучи внутренне чужд иудаизму, он ненавидел евреев и постарался сделать все, чтобы закабалить и полностью подчинить их Риму.

С тех пор имя Эдом или Эсав ассоциируется в Талмуде с Римской империей. Быть может, причиной тому послужила связь Ирода с римлянами. Есть в нашей литературе попытки найти и этническую связь между Эдомом и Римом. Известный комментатор Торы Рамбан, ссылаясь на историка Иосифа Флавия, пишет, что внук Эсава стал одним из первых правителей Рима.

Однако куда более распространено мнение, указывающее на духовное родство Эсава-Эдома и Римской империи. Культ грубой силы, презрение к человеку и его духовному миру при внешнем уважении к религии, наукам и искусствам были свойственны как Эсаву, так и римлянам. Эдом стал в устах еврейских мудрецов символом идеологии, враждебной иудаизму, и каждый, кто воспринимал эту идеологию, ассоциировался с именем Эдом. Первыми удостоились имени Эдом римляне.

Талмуд видит постоянную борьбу добра и зла в истории как борьбу Израиля с Эдомом. Очень точно выразил этот взгляд великий немецкий философ Ницше. Скорее всего, он не был знаком с талмудическими источниками, однако понял рассказ Библии необыкновенно точно. Вот что он пишет: "Добро и зло суть две противоположные ценности. Они ведут на земле непримиримую войну, длящуюся вот уже тысячелетия... Об этой войне мы узнаем из Писания, что возвышается над любой летописью бытия, доступной чтению. И вот символ ее: Рим против Иудеи, Иудея против Рима. Во все времена человечество не ведало явления более грандиозного, чем эта война, не задавалось вопросом более важным, не знало более серьезной вражды, чем вражда этих двух противоположностей...

Рим воспринимал еврея как противоречие природы, как бы ее "нечистую силу"; Рим винил еврея в "ненависти ко всему миру" - и справедливо, но лишь до тех пор, пока мы считаем правильным ставить избавление рода человеческого в зависимость от неограниченной власти над миром ценностей аристократии, ценностей Рима..."

ДВА НАРОДА

Вы помните, конечно, какая поддержка Небес была оказана свадебному посольству Элиэзера? Можно было подумать, что теперь потоки благословения прямо-таки пролььются на молодую семью. Но не тут-то было. Прошло 20 лет, а Ривка все не могла родить ребенка. Мудрецы рассказывают нам, что Ривка, подобно ее свекрови Саре, в принципе не могла зачать. Согласно законам природы ее бесплодие было принципиальным и фундаментальным. Но вмешался Сам Творец. В ответ на великую доброту и беспримерное самопожертвование Авраама и его жены, АШЕМ совершил чудо - и его признало все поколение - и 90-столетняя Сара родила Ицхака. Ицхак и Ривка молились, и на их необыкновенную молитву Творец ответил чудом - Ривка зачала близнецов.

Вы спросите: сюжет древней прозы бесспорно интересен, но стоит ли из-за него волноваться четвертое уже тысячелетие? Учат наши великие мудрецы: тот, кто хочет понять еврейский народ - его роль в мире и его путь, должен внимательно изучить книгу Берейшит. Ибо все события мира коренятся в ее "незамысловатых" рассказах.

Говорит нам Тора: знайте, что еврейский народ сотворен с помощью чуда. Он замешан на чуде, взращен на чуде и чудом жив! Взмолился Б-гу Авраам: Вот я изучил влияния светил и увидел, что у меня не будет наследника и что Саре не суждено родить. И ответил ему Всевышний: Оставь изучение светил. Судьба Израиля не зависит от звезд!

Каков корень, таково и растение! Вспомните попытки многочисленных ученых и исследователей определить сущность еврейского народа. Один за другим светила истории и социологии терпели неудачу в попытках охватить евреев понятиями сотворенного мира. Вспомните бесконечные и бесплодные препирательства израильтян по поводу закона "Кто еврей?" Вспомните, наконец, наши домашние дискуссии "Нация?.. Религия?.."

Чудом мы называем явление, не находящееся под действием естественных сил и процессов. Завет, который Б-г заключил с Авраамом, сделал того первым евреем на земле. Подобно тому как Сам Всевышний вознесен над миром, ибо творит его, Завет с Ним выводит за пределы творения и Его партнера. Сущность еврейства в Завете с Б-гом, и потому она есть чудо!

Заметив необычное поведение плода, Ривка обратилась за толкованием к мудрецам своего поколения. И ответил ей АШЕМ: "Два народа в утробе твоей..." Какое удивительное дело! Два родных брата, два близнеца! Один из них еврей, а другой нет!! Тора наглядно показывает нам, что не кровью определяется сущность еврейства, но Заветом с Б-гом. Да, это верно, что после Синайского Откровения эти понятия оказались связанными и каждый рожденный еврейской матерью может быть на восьмой день введен в Завет праотца Авраама. Но связанные не означает тождественные.

И теперь мы можем правильно понять и оценить уникальный институт гиюра: возможности "вступить в евреи". Уникальный, потому что ничего подобного не существует ни у одного народа, ибо повсюду и везде принадлежность к нации связана с кровью. Религиозная же община образует союз более далекого порядка. Русский может прожить в Китае всю жизнь и от этого он не станет китайцем. В свою очередь изменение религиозного статуса не лишает человека его национальной принадлежности. У всех других народов ассимиляция возможна лишь через кровь.

Совсем не так обстоит дело с евреями. Практически любой человек может вступить в Синайский Завет и сделаться частью еврейского народа. С другой стороны для ассимиляции еврея необязателен смешанный брак. Возможна ассимиляция идейного происхождения, поскольку принятие евреем любой другой религии выводит его за пределы еврейского народа.

Недельный раздел Толдот содержит историю благословений, которым Ицхак наделил своих детей Эсава и Яакова. Этот рассказ может служить пробным камнем нашей готовности к правильному пониманию содержания Писания. Здесь самое время еще раз подчеркнуть, что слова "правильное понимание Писания" означают не наши собственные рассуждения по поводу Писания, не то понимание, которое нравится нам и является источником интеллектуального или эстетического удовлетворения, но ту и только ту интерпретация Текста, которую имел в виду сам Творец.

Если мы допустим на миг, Тора создана человеком на определенном этапе исторического развития, т.е. является литературным памятником,отражающим определенные явления психологии нации, то мы будем немало озадачены благословением Ицхака и нам не останется ничего другого, как согласиться с авторам многочисленных антисемитских изданий всех времен и народов, что желание обмануть, объехать, урвать, взять не свое в крови у евреев и унаследованно ими у их предка Яакова, которым они так гордятся. Ведь Тора - народный эпос - рисует прямой мужественный образ зверолова Эсава, кормящегося трудом своих рук, почитающего отца, который любит его честно заработанной любовью. И рядом с ним его бездельник братец Яаков - дармоед, предпочитающий чтение книжек и философствование всем другим занятиям, безыдейный и всегда готовый к обману молодой человек.

Давайте теперь зададим изящной концепции Торы-эпоса один маленький вопрос: чем объяснить тот факт, что евреи являются ЕДИНСТВЕННЫМ ИЗО ВСЕХ НАРОДОВ ЗЕМЛИ, который творчески не отредактировал свой собственный психологический портрет и не изобразил своих предков луноликими и златокудрыми идеальными героями? Ответов может быть только три:

1. Они такие законченные мерзавцы, что гордились и продолжают гордиться отвратительными "подвигами" своих предков

2. Они все сплошь сумасшедшие вот уже три тысячи лет

3. Они знают какую-то правду, которую содержат рассказы Торы и которая неочевидна поверхностному наблюдателю, но которую они знают и передают все эти долгие годы и за которую пошли на смерть миллионы евреев.

Что же это за правда?

Устная Тора рассказывает нам, что история благословения это прежде всего история серьезного расхождения между Ицхаком и Ривкой по поводу роли и возможностей благословения и по поводу действия с мире Б-жественного Провидения.

Оба родителя прекрасно представляли себе характеры обоих своих сыновей. Оба они знали,что Эсав поклоняется силе, что он весь погружен в возможности и цели этого мира, что он взял себе в жены дочерей проклятого Ханаана...

Оба они знали, что Яаков - человек цельный - не отрывает уст от Б-жественного учения, что его удел - духовные миры, что он весь устремлен в будущее. Однако Ицхак, чьей отличительной особенностью была приверженность Закону, считал себя обязанным благословить своего первенца, ибо считал, что благословение праведника способно изменить сущность человека. Ицхак безусловно знал о той разнице между братьями, которая проявилась в период возмужания. Он знал о нечестивости Эсава и праведности Яакова, но полагал что браха преобразит грешника и что праведник даже в нижнем мире не нуждается в помощи Б-жественного Милосердия.

Со своей стороны решительность Ривки объяснялась тем пророчеством, которое сын Ноаха Шем растолковал ей, еще когда она вынашивала своих детей. Они будут совершенно разными и только один из них продолжит Завет с Б-гом. Когда мальчики подросли, отпали всякие сомнения в том, кто именно станет третьим праотцом Б-жьего народа. И еще знала Ривка, что даже величайшему праведнику, чтобы устоять в этом мире, требуется Б-жественное благословение, ключом от которого владел в ту пору Ицхак.

Для того, чтобы Эсав смог удостоиться благословения, Ицхак послал его в поле за дичью. Благословение необходимо "заработать" и сделать это можно только исполнив какую либо мицву, например, мицву почитания родителей. Что остается Ривке? Уговорить Ицхака было невозможно, ждать благословения и усиления (а вовсе не исправления) зла неприемлемо. Оставалось подвергнуть испытанию прямоту Яакова, его неспособность лгать и так добыть сокровенное отцовское благословение. Оставалось надеяться, что в ходе самого испытания АШЕМ докажет Ицхаку правильность Ривкиных действий.

Но существовал и третий "герой" разыгравшейся семейной драмы: Творец неба и земли - руководитель всех на свете замыслов. Он безусловно вел дело к тому, чтобы Яаков получил эту главную браху, но Он и хотел, чтобы Яаков получил ее именно в одеждах Эсава. Так Б-г учит нас путям Б-жественного Провидения.

Душа человека спускается в нижний мир, чтобы действовать в нем, одолевать косность материи и возвышать ее. Одолеть материальное и материальность в прямом бою практически невозможно. Необходимо перехитрить силы нечистоты, которые стремятся испоганить все источники благословения, прикинуться, что мы с ними заодно и, приблизившись - опрокинуть сперва на время, а затем и навсегда.

Так и поступил по слову матери Яаков, и дал в наследие своему народу удивительную способность устоять в галуте от всех влияний Эсава.


Спасибо что поинтересовались страницей http://www.kehilasmy.org
Thank you for reading about http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное