Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ВАЕЙЦЕ"

Предыдущие главы Торы посвящены нашим праотцам: Аврааму и Ицхаку. Сегодня речь пойдет о сыне Ицхака - Яакове. Он завершает период праотцев.

Получив родительское благословение вместо своего старшего брата Эсава и опасаясь его мести, Яаков был вынужден покинуть дом отца и искать прибежища у родственников матери.

В главе "Ваейце" мы читаем о том, как Яаков прибыл в дом своего дяди Лавана, и о том, как с первого же дня, не желая есть хлеб даром, начал работать у него пастухом. По прошествии месяца Лаван сказал племяннику: "Разве на то ты родственник мне, чтобы служить даром? Скажи, чем заплатить тебе?"

У Лавана было две дочери: старшая - Лея, и Рахель - младшая. У Леи глаза слезились, а Рахель была красива и станом и видом. И полюбил Яаков Рахель, и сказал: "Буду работать тебе семь лет за Рахель, твою младшую дочь."

И сказал Лаван: "Лучше мне отдать ее за тебя, чем за чужого; живи у меня." И проработал Яаков за Рахель семь лет, но они показались ему лишь несколькими днями из-за любви к ней.

Когда пришел условленный срок, Лаван устроил свадебный пир, а ночью, под покровом темноты, вместо Рахели ввел в комнату жениха свою старшую дочь Лею.

Только наутро Яаков обнаружил обман. "И сказал он Лавану: "Что ты сделал мне? Не за Рахель ли служил я у тебя?" И сказал Лаван: "Не делается у нас так, чтобы выдать младшую дочь прежде старшей..." А чтобы успокоить возмущенного зятя, Лаван предложил ему по окончании семи дней свадебного пиршества отпраздновать вторую свадьбу, на этот раз с Рахелью, но отработать за нее дополнительно семь лет.

Яаков согласился и неожиданно для себя обнаружил, что попал в кабалу. Его дед Авраам жил пришельцем среди чужих людей, но его побаивались и уважали. Ицхак, его отец, познал на себе зависть народов и преследования царей: его не раз изгоняли с насиженных мест, засыпали вырытые им колодцы; но до него самого никто не дотронулся. Яаков же попал в рабство.

Все, что произошло с праотцами еврейского народа, из поколения в поколение случалось и с их детьми. В своем изгнании они испытывали на себе поочередно уважительное отчуждение, зависть, преследования и, наконец, порабощение (духовное или физическое) со стороны окружающих их народов. Любопытно, что сыновья Яакова, от которых произошел народ Израиля, родились именно в рабстве. Ведь большую часть нашей истории мы были в порабощении у египтян, вавилонян, персов, греков, римлян, у мусульманских и европейских народов.

Яаков, попавший в кабалу на дополнительные семь лет, мог найти утешение в семейной жизни, но и здесь его ждали испытания. Любимая им жена Рахель оказалась бесплодной, а Лея одного за другим родила ему шестерых сыновей. Не случайно ядро еврейского народа произошло не от той женщины, которую Яаков избрал по внешнему признаку - красоте. Всевышний выбрал именно обиженную и удрученную Лею и сделал ее праматерью народа. Страстно любила Лея мужа и всем своим существом стремилась достичь высшего предназначения женщины и семейного счастья, во всем полагаясь на справедливого Судью, видящего и слышащего все, поселяющего любовь в сердцах мужа и жены. Любовь мужа была ее целью и в каждом родившемся у нее ребенке она видела дополнительный шаг к любви.

Свои чаяния Лея вложила и в имена своих сыновей. Имя первенца - Реувен - в дословном переводе означает: "Посмотрите, вот сын." То есть Б-г увидел ее печаль и дал ей сына, чтобы приблизить Яакова к ней. Имя второго сына - Шимон - однокоренное от слова "слушать". То есть Бог услышал ее молитву, и когда первенец не изменил отношение Яакова к Лее, то родился второй сын. Имя третьего сына - Леви - одного корня со словом проводить, Лея надеялась, что третий сын приведет Яакова к ней. И, наконец, четвертый сын - Йеуда; его имя происходит от слова благодарность, то есть Лея благодарила Б-га, когда с четвертым сыном Яаков открыл ей свое любящее сердце.

В конечном итоге, надежда на Б-га оправдалась; и любовь Яакова, которую Лея не могла завоевать как жена, она завоевала как мать его детей. Любовь и преданность мужу, упование на Высшую справедливость - такова была духовная основа зачатия, рождения и воспитания сыновей Яакова, родоначальников еврейского народа.

Обиженная вначале, Лея достигла семейного счастья, а счастливая избранница Рахель познала горечь бесплодия. Только после многих лет бесплодия у нее родился сын Йосеф. Рождение второго сына, Биньямина, стоило ей жизни. Зато он появился на свет после того, как Яаков покинул дом Лавана, то есть был единственным из сыновей Яакова, который родился на свободе, а потому потомки Биньямина заняли особое место среди 12 колен Израиля.

Яаков находится на пути в Харан

Итак, Яаков покинул Беер-Шеву. И хотя ушел он тайно, Эсав все-таки узнал о его отъезде и приказал своему сыну Элифазу отправиться в погоню за Яаковом, чтобы убить его.

(Согласно одному из комментариев, Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата, но Ашем постоянно творил для Яакова чудеса. Так, например, Эсав в какой-то момент смог обогнать Яакова и затаился в засаде, но Яаков неожиданно изменил свой маршрут. Он чудесным образом перешел Иордан, ударив по воде жезлом, от чего река расступилась и дала ему возможность беспре- пятственно пройти по суше. Не дождавшись Яакова в засаде, Эсав продолжил погоню и настиг брата у одной из пещер с горячими источниками. Именно здесь Яаков решил немного передохнуть, чтобы с новыми силами продолжать свой нелегкий по- ход. Он вошел в пещеру, чтобы искупаться, а Эсав со своими слугами в это время окружил его. Однако Ашем вызволил Яакова и из этой беды. И он благополучно продолжал свой путь в Харан.)

Итак, Эсав приказал Элифазу пуститься в погоню за Яаковом. Однако прежде чем начать действовать, Элифаз обратился за советом к матери, жене Эсава. "Сын мой, - сказала та. - Если бы твой нечестивый отец не боялся, что Яаков может убить его, он погнался бы за ним сам, а не поручал тебе! Так что будь осторожен и не пытайся убить своего дядю".

Советом матери пренебречь было трудно, но не послушать жестокого отца Элифаз тоже не мог. Поэтому он погнался за Яаковом и настиг его, но трогать не стал. Дело в том, что Элифаз вырос у Ицхака в доме, а потому не мог поднять руку на Яакова. Вместо этого он отобрал у Яакова всю одежду и все вещи, которые у того были.

Яакову ничего не оставалось, как зайти в реку, чтобы скрыть свою наготу. И тут он обратился к Ашему, прося у Того защиты. Услышав его молитву, Ашем послал на помощь всадника, но всадник погиб, не успев помочь Яакову. Опасаясь, что его заподозрят в убийстве, он решил временно укрыться в бейт-амидраше Шема и Эвера.

Хотя история с всадником и послужила поводом для бегства Яакова в ешиву Шема и Эвера, но его решение было вызвано также и желанием вооружиться знаниями Торы, прежде чем он войдет в дом идолопоклонника Лавана. Четырнадцать лет Яаков изучал Тору и при этом настолько берег каждую свободную минуту, что старался не тратить времени даже на отдых. Он не уходил на ночь из бейт-амидраша, а до- вольствовался короткими минутами сна прямо за Торой.

После четырнадцати лет учебы Яаков продолжил свой путь в Харан, чтобы там, среди родни Авраама, найти себе жену. Его путь лежал через гору Мориа, где Авраам и Ицхак в свое время молились Ашему. Миновав это место не остановившись, Яаков понял, что совершил оплошность, поскольку не обратился к Ашему в том месте, где это делали его отец и дед. Без колебаний он возвращается назад, и в награду за это Ашем совершает для него чудо: гора Мориа сама двинулась ему навстречу, чтобы сократить путь праведника.

Помолившись, Яаков стал собираться в обратную дорогу; солнце стояло еще высоко, и он вполне мог продолжить свой путь. Но вдруг он услышал, как ангелы говорят: Пришел Яаков! Великий Яаков, который, подобно солнцу, льет на мир свой свет". И тогда Яаков понял, что услышать разговоры на Небесах ему позволи- ла святость этого места. Неожиданно наступила темнота, отправляться в обратный путь уже было нельзя, и он расположился тут же на ночлег. Разговор ангелов, услышанный Яаковом, и неожиданно зашедшее солнце, - все это было подстроено для того, чтобы задержать его здесь.

Некий царь узнал, что его лучший друг, живший в далекой стране, хочет его навестить. "Мы очень редко видимся с моим дорогим другом, - сказал царь своим слугам. - Поэтому я вас прошу, как только он приедет, потушите все светильники во дворце, чтобы нас ничего не отвлекало и не мешало нашим разговорам. Без света, в тишине и покое мне будет легче говорить с ним о своих секретах".

Таков был план и у Ашема. Он решил задержать Яакова на горе Мориа, где в будущем будет стоять Храм. А для того чтобы "говорить" с Яаковом, Он заставил солнце зайти за горизонт намного раньше положенного времени.

Устраиваясь на ночлег, Яаков перенес двенадцать камней с жертвенника, построенного здесь еще Авраамом, и разложил их вокруг себя, чтобы дикие живот- ные не смогли подойти к нему. Один из камней он положил под голову вместо подушки.

- у моего деда Авраама, имевшего двух жен, было два сына, один праведник и один злодей, - размышлял Яаков. - Я знаю, что у меня должно быть четыре жены, от которых Ашем дарует мне двенадцать сыновей, которые положат начало целому народу. Сколько же из моих сыновей станут нечестивцами? Попробую узнать это сейчас. Если двенадцать камней, которые я здесь поставил, сольются в единый монолит, можно быть уверенным, что все двенадцать моих сыновей станут праведниками и будут служить Ашему!

Он расставил камни, положил подстилку и лег спать. Ничего не боялся Яаков, а ведь он находился в незащищенном месте, где в любую минуту на него могли напасть дикие звери. Он глубоко верил в то, что Ашем бережет его и не оставит в беде.

Как только Яаков уснул, камни затеяли между собой спор. Каждый из них хо- тел, чтобы праведник положил голову на него. И тогда, не найдя другого решения, они слились воедино. Тем самым Ашем успокоил Яакова: ни один из его сыновей не станет злодеем.

СЛОЖНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Большая часть книги Берейшит - первой книги Пятикнижия - посвящена истории одной семьи: семьи патриарха Авраама. В одной из предыдущих бесед мы упомянули принцип Торы "Дела отцов - знак для их сыновей". Т.е. все, что происходило в жизни патриархов Авраама, Ицхака и Яакова проявляется в судьбах их потомков. Первенец Авраама Ишмаэль - родоначальник арабов. Все перепитии древней истории нелюбви двух ветвей Авраамова дома отражаются в бурных событиях современной ближневосточной политики. Ишмаэль подвергся обрезанию вместе с отцом в сознательном уже возрасте, он разделил с отцом веру в Элоким - Единого Б-га - Творца неба и земли. Именно за эти немалые заслуги потомки Ишмаэля сотни лет владели Землей Израиля - наследием Авраама и именно по этой причине сегодня они оспаривают у нас право жить на этой земле. Однако Завет Свой, благословенное Единение Б-г продолжил с Ицхаком. "А вы (Ишмаэль и Элиэзер) оставайтесь здесь (в этом мире) с ослом (символом материальности). А мы (с Ицхаком) пойдем дальше . . ."

Эсав - брат-близнец Яакова - прародитель европейских народов. Целых три раздела посвящает Тора взаимоотношениям братьев, начиная свой рассказ аж с их внутриутробного соперничества. Братья еще не родились, а конфликт уже существовал. Так становится предельно ясным тот факт, что длительный двухтысячелетний конфликт не обусловлен экономическими, политическими, религиозными и прочими аргументами сотворенного мира, но предначертан свыше Б-жественным Провидением. Братья получили совершенно идентичное воспитание, и все же к 13-ти годам их пути отчетливо разошлись: Эсав был весь поглощен материальными успехами, Яаков же стремился к достижениям духовным.

То, что вражда Эсава вызывается высшей Б-жественной причиной доказывают события предыдущего раздела. Тора рассказывает нам, что Эсав пренебрег первородством, не понимая смысла служения Б-гу и не желая принимать на себя никакой ответственности, и уж тем более подвергать смертельной опасности свою жизнь. Дело в том, что до Синайского Откро- вения жертвоприношения - основа Служения Творцу - совершались первенца- ми. По этой причине они были обязаны тщательно соблюдать все законы ритуальной чистоты, явления абсолютной духовной природы. Путь, который выбрал Эсав, пролегал среди совсем других категорий: силы, удали, бо- гатства, славы и прочих элементов нижнего материального мира. Поэтому, а вовсе не из-за голода, пренебрег Эсав первородством.

В истории с отцовским благословением Эсав также получил то, что хотел, к чему стремился. Он получил власть, напор, способность к активному преобразованию мира, изобилие... Причем, в отличие от своего брата, безо всяких предварительных условий, вне всякой зависимости от своего поведения. Благословение, которым отец наделил Яакова, в глазах Эсава вовсе не имело никакой ценности. И все же Эсав возненавидел брата такой лютой ненавистью, которая жжет нас вот уже третье тысячелетие.

Эта-то ненависть и выгнала Яакова из Эрец Исраэль. На семейном совете было решено, что Яаков должен отправиться в Харан, в семью своего дяди Лавана, брата Ривки, чтобы там переждать бурю братниного гнева, а заодно и подыскать себе подходящую спутницу жизни.

По пути из Беэр Шевы на север Яаков минует место, которое привлекает его особыми излучениями святости: гору Мориа, где спустя много столетий Царь Шломо заложит знаменитый Иерусалимский Храм. Там его застигает ночь и там он первый раз в еврейской истории произносит вечернюю молитву.

Усталый Яаков ложится спать прямо на землю и видит знаменитый сон, бессчетное количество раз изображенный впоследствии на полотнах различных художников. Лестница, основанием стоящая на земле, а вершиной уходящая в небо, ангелы подымаются и спускается по ней и сам АШЕМ, Б-г Авраама и Б-г Ицхака в несомненном пророчестве открывает Яакову свою Волю: Земля, на которой ты лежишь отдана тебе и твоему потомству. И будет потомство твое как прах земной и распространится оно на запад, на восток, на север и на юг, и благословятся в тебе и твоих потомках все племена земли. ...Проснувшись, Яаков произносит: Как страшно это место! Не иначе как здесь Дом Б-жий и Врата на Небеса!

Этот странный, хотя и наглядный образ, несомненно, наполнен богатым содержанием. И то что вы прочтете на наших страницах, только капля, взятая из великого океана знания.

Лестница, которую Яаков видел во сне, не только выражает идею связи высшего (Небеса) и нижнего (Земля) миров, но и проявляет многие важные детали такой связи. Прежде всего становится ясным, что высшие духовные миры и нижний мир материального действия ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. "Восходящие" ангелы проводят наверх влияние человеческих трудов: положительное, возникающее тогда, когда на земле следуют Б-жественным предписаниям - заповедям, и отрицательное, вызванное грехами. "Нисходящие" ангелы приносят в нижний мир Б-жественное влияние. Каждая исполненная заповедь, каждое подчинение человека Высшей Воле, добавляет миру жизненности, праведности, чистоты, приводит к раскрытию Б-жественного Присутствия, увеличивает святость нижнего мира, т.е. приближает его к Творцу. Каждое нарушение Б-жественной Воли приводит к обратным результатам, творя сокрытие Б-жественности, увеличивая энергию сил нечистоты. Влияние еврея на процессы, протекающие в Творении, огромно. Наши мудрецы утверждают, что все злодеи мира от египетского фараона и до Саддама Хусейна не причинили миру столько зла и разрушений, сколько простой еврей своим самым незамысловатым грехом. Но как и каким образом связано одно с другим, каковы пути Б-жественного Провидения,- об этом рассказывает добрая часть Торы.

Лестница Яакова показывает пути молитвы - одного из сильнейших средств воздействия человека на творение. Каждое слово, обращенное человеком к Б-гу, ангелы подымают наверх. Ни одна просьба не остается без ответа. Далеко не всегда ответ следует незамедлительно, но Яакову было открыто и он научил этому нас, что бесплодных молитв не существует. Все они доставляются на Высший Суд, и по каждой выносится решение. Пусть через год, или десять или сто лет, но всегда и в соответствии с Высшей Мудростью.

Ангелы, которых Яаков видел во сне, были четырьмя ангелами изгнаний, которые суждено пережить еврейскому народу. Три из них - изгнания вавилонское, персидское и греческое - имели предсказанный пророками конечный срок: ангелы восходили на верх и через определенное время спускались вниз. Но четвертый ангел - ангел Эдома - взошел и не спустился. Тогда ужас охватил праотца Яакова. Он понял, что четвертое последнее изгнание не будет иметь установленного конца и что неизвестности суждено усугубить тяготы эдомского - римского - изгнания, которое длится и по сей день.

Тот, кто знаком с еврейской историей понимает, что Яакову было от чего впасть в отчаяние. Двухтысячелетний (!) величественный и трагический путь по всем континентам и среди сотен враждебных народов, превосходящих на числом и материальными ресурсами и готовых в любую минуту нас растерзать. Кто мог это выдержать, как мог сохраниться этот необычайный народ? Какая сила вела его через столетия и защищала от смертельных атак?

И сказал Всемогущий: "Не бойся, раб Мой, Яаков! Будет потомство твое как прах земной, который кто сочтет его! И ему отдам Я эту Святую Землю, драгоценнейший Мой удел и будет она его навеки! И вернутся, вернутся, твои сыны, пройдя это тяжелое испытание. Тогда удалю Я нечистоту с поверхности земли и все увидят, что Я - АШЕМ!



Спасибо что поинтересовались страницей http://www.kehilasmy.org
Thank you for reading about http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное