Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Беаалотха - когда ты будешь зажигать


 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы «Беаалотха» («когда ты будешь зажигать») - мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com


Рубрика - изучаем иудаизм (начало в рассылках прошлого года 2011)
Путь Творца . Часть 3.
Глава 3 О духе святости и пророчестве
[1] Творец установил в природе человека способность учиться, понимать и познавать в процессе наблюдения им объектов и их свойств. И на основе того, что раскрыто перед ним, он будет обдумывать и искать то, что не раскрыто, пока не постигнет его и не овладеет им. Таков естественный процесс познания.
Еще постановил Творец, чтобы существовало еще одно познание намного превосходящее предыдущее, и это - познание воздействием извне. А именно, что человек примет воздействие Всевышнего с помощью определенных средств, приготовленных для этого. И когда это воздействие достигнет разума, в нем возникнет знание некоторого явления ясно, несомненно и безошибочно, и он познает это явление в совершенстве, его причины и следствия, всякое явление на своем уровне. Это воздействие называется «духом святости» (руах акодеш).

[2] Таким путем могут быть постигнуты вещи, находящиеся в рамках естественного познания, но с большей ясностью, как мы упомянули; и также могут быть постигнуты вещи, которые не могут быть постигнуты естественным познанием, в частности, знание будущего и скрытых тайн.

[3] Существует много различных ступеней «духа святости». Они различаются силой воздействия, временем воздействия, путями, которыми воздействие достигает человека, и сущностью открывающихся ему и познаваемых им явлений. Но в любом случае воздействие будет таким, что человек ясно ощутит его.
Может случиться, однако, что в сердце человека будет послано воздействие, которое даст тому ясно понять суть какого-то вопроса, но воздействуемый ощутит только мысль, внезапно возникающую в его сердце. И это иногда называется нашими Мудрецами в расширенном смысле «духом святости» или «скрытым воздействием»; но настоящий дух святости ясно заметен и ощутим тем, кто им обладает, как мы упомянули.

[4] Но над всем этим возвышается другая ступень -пророчество. Суть его в том, что пророк достигает такого уровня, что связывается с Творцом, благословенно Его Имя, и буквально приобщается к Нему. Это происходит таким образом, что пророк чувствует это приобщение и постигает то, к чему он приобщается: Славу Всевышнего, как мы объясним ниже. И это будет ясно ему и ощутимо без всякого сомнения, так же как не сомневается он в материальной вещи, которую ощущает своими органами чувств.

[5] Основа пророчества - достижение этого приобщения и связи с Б-гом еще при жизни, что, конечно, является большим совершенством. Однако будут сопутствовать этому знания и разумение, ибо пророк постигнет через это приобщение истинные и очень важные вещи из скрытых тайн Святого, благословен Он. Пророк постигает их ясно, как всякое воздействуемое познание, о котором мы упоминали, но с большей силой, чем обладающие духом святости, как мы еще, с Б-жьей помощью, объясним.

Но постижение это происходит через посредников. Человек не приобщится напрямую к Славе Всевышнего и не постигнет ее так, как видит перед собой другого человека, но через Его слуг, играющих роль «линз», через которые постигается Слава. И хотя постигаемое, на самом деле, не что иное, как Слава, постижение изменяется согласно изменению средств, как при смотрении в линзы. И в этом есть различные ступени: дальность или близость, и ясность «линзы» или мутность.

[6] Когда Всевышний открывает Себя и посылает Свое воздействие на пророка, это влияние чрезвычайно сильно. Его плоть и все органы тела сразу же сотрясаются, как бы собираясь перевернуться. Ибо по своему закону материя не выдерживает раскрытия духовности, и тем более, раскрытия Славы Всевышнего. Чувства пророка перестают действовать, также и его душевные функции совершенно не действуют независимо, но становятся в (прямую) зависимость от Всевышнего и от Его воздействия.

В результате этого приобщения души в ней прибавится познание, совершенно выходящее за рамки человеческого познания, ибо это познание будет в ней не со стороны ее самой, а со стороны ее связи с Высшим Корнем. И тогда она постигнет (явления) более возвышенным способом, чем постигает со стороны самой себя.
В этом заключается преимущество пророка над обладателем духа святости даже в постижении знаний. Ибо пророк постигает наивысшим из всех возможных для человека постижений: постижением в состоянии связи человека с Творцом.

Раскрытие Славы Всевышнего является действующим началом во всем, что передается пророку в его видении. Оно оказывает влияние на силу воображения в душе пророка, и там изобразятся вещи, вынужденные силой Высшего раскрытия. Воображение ничего не добавляет от себя. И от этих образов произойдут в пророке мысль и познание, которые запечатлятся силой открывающейся Славы. Они останутся зафиксированными в его памяти, и когда он возвратится в свое человеческое состояние, это знание пребудет в нем с совершенной ясностью.
Объясненное выше - общий принцип пророчества всех пророков. Но существуют многочисленные ступени этого явления, как мы объясним, с Б-жьей помощью, ниже. И выше всех ступень нашего учителя Моше, мир ему, о котором засвидетельствовала Тора {Дварим 34:10): «И не встал более пророк в Израиле, подобный Моше, которого Ашем знал лицом к лицу»


От мессианских евреев Недельная глава «Беаалотха» («когда ты будешь зажигать»)
Очищение грешника
Бамидбар / Числа 8:1-12:16
Захария 2:12-4:7
Коринфянам Алеф / I Коринфянам 10:6-13

Бамидбар (8:6-7) Возьми Лейвитов из среды сынов Исраэйля и очисти их. И так поступи с ними, чтобы очистить их: окропи их водою грехоочистительною, и пусть они проведут бритвой по всему телу своему, и вымоют одежды свои, и очистятся они.
Лично я нахожу эту процедуру очищения левитов весьма интересной. Только в одном случае человек должен сбрить все волосы со своего тела, вымыть одежды свои и окропить себя водой – и все эти действия проводятся в случае очищения человека от проказы.

Ваикра (Левит) (14:7-8) И покропит очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле. А очищаемый омоет одежды свои и обреет все волосы свои, и омоется водою, и станет чист; потом войдет в стан и пробудет вне шатра своего семь дней.
Левиты уже были отделены Г-сподом: до этого они уже были исключены из общего исчисления Исраэйля. И поскольку их исчисляли отдельно, а сейчас им предстояло пройти через ритуал очищения, очень похожий на процедуру очищения от проказы.

Точно не известно, откуда пришло значение выражения «вода искупления», «грехоочистительная вода», означающее «вода греха» или «вода приношения за грех». Некоторые полагают, что это вода из того места – миквэ, куда левиты должны были погружаться перед входом в Святое Место. Другие люди говорят, что эта была вода, специально приготовленная для очищения с добавлением пепла от сожжения рыжей коровы. Я полагаю, что это была вода с пеплом рыжей коровы, хотя мне известно, что рецептура приготовления воды с пеплом рыжей телицы не появляется в Торе раньше, чем в главе 19 книги Бамидбар.
Но мы-то знаем, что Тора построена не в хронологическом порядке, и, следовательно, очень вероятно, что эта смесь уже использовалась для очищения в тот период. Тем не менее, вне зависимости от того, откуда и каким образом добывалась эта вода, весь процесс очищения левитов при помощи сбривания волос, омывания одежд, омывания водою для очищения и принесение жертвы – все вместе это указывает на способ очищения от проказы.

В то время из всех сынов Исраэйля левиты, которых Б-г уже отделил ранее, без сомнения, были более святыми, чем простые люди. Таким образом, та процедура, о которой мы читаем в этом отрывке Писания, казалась и вовсе излишней. Но если сравнить степень святости Г-спода и левитов, которые должны были служить пред Ним, то левиты должны были рассматриваться как прокаженные, и поэтому они должны были очиститься, прежде чем начинать свое служение Г-споду, так, как если бы они были прокаженными. Многие люди сегодня жертвуют и совершают добрые дела праведности, полагая при этом, что они святы. Это напоминает мне слова Исаии о наших трудах:
Йешайягу (64:6) И стали мы все, как нечистый, и, как одежда запятнанная, – вся праведность наша, поблекли все мы как лист, и грехи наши, как ветер, уносят нас.

Исаия описывает здесь нас, вас и меня, и он говорит нам, что наша ситуация со святостью очень похожа, и как следствие нет надежды для нас. В конце концов, если даже левиты были в глазах Г-спода подобно больным проказой, в таком случае, что же Он думает о нас? Барух Ха Шем ( Слава Б-гу!), что у нас, верующих в Йешуа Машияха, есть возможность получить очищение от нашей нечистой, плотской праведности, так, как это описано автором Книги Иврим (Евреям) :
Евреям (9:13-14) ведь если окропление ритуально нечистых людей кровью козлов и быков и пеплом телицы восстанавливает их наружную чистоту, тогда насколько же более кровь Мессии, который вечным духом, принес самого себя Б-гу как непорочную жертву, очистит вашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить живому Б-гу!

Единственной целью очищения левиим (левитов) была возможность служить Г-споду. И сейчас в Писании автор Книги Иврим говорит нам, что смерть Машияха ради нас, очищает нас не только от наших неправедных дел (как написано в Йешайягу (Исаия) 64:6), но также очищает нашу совесть от последствий греха. Мы тоже были подобны прокаженным пред Г-сподом, и подобно левитам, нас нужно окропить грехоочистительной водой.

Вы вспомните, что каждый, кого окропили грехоочистительной водой, приготовленной их пепла красной коровы, становился таhор, но человек, непосредственно исполнявший окропление, становился тамей (ритуально нечистым). И это в какой-то мере соответствует написанному в Исаии, когда Он (Машиях) исполнил очищение за нас:
Йешайягу (Исаия) 53:5 И Он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше – на нем, и ранами его исцеляемся.

Как верующие в Йешуа Ха Машияха мы были исцелены от нашего греха. И как уверовавшие в Йешуа, мы больше не прокаженные в глазах Б-га:
Иврим / Евреям (4:16) Поэтому давайте уверенно приближаться к престолу Б-га, откуда Он дает Свою благодать, чтобы получить милость и обрести благодать в период нужды.
Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Беаалотха» («когда ты будешь зажигать»)

Эта недельная глава повествует о законах зажигания Храмового светильника – Меноры и о назначении 70 старейшин помощниками Моше. В ней также рассказывается о наказании евреев, недовольствовавшихся манной, а требующих мяса, и вспоминающих о якобы прекрасной жизни евреев (это рабов-то!) в Египте. Удовлетворение своих прихотей их-то и погубило.

В своей знаменитой жалобе на постоянное питание небесной манной евреи вспоминают «огурцы, дыни, арбузы, лук-порей, лук и чеснок». Почему именно эти продукты? Что в них особенного?
Одно из необъяснимых чудес манны было то, что оно обладало практически всеми вкусовыми качествами и свойствами всех продуктов. Питаясь манной, каждый мог заказать себе вкус любого блюда. Любого, кроме ... вышеперечисленных. Дело в том, что именно эти продукты питания плохо влияют на молоко кормящих матерей!

А теперь прочувствуйте ситуацию. Около 3 миллионов человек лишены определенных вкусовых ощущений и за того, что среди них находятся несколько кормящих матерей. Допустим даже, что таких женщин было немало. Пускай даже сотни, или тысячи. Да хотя бы и все! Но почему из-за этого должны страдать еще и 600 000 мужчин, и десятки тысяч детей, уже вышедших из младенческого возраста?

Забота о будущем – непременный девиз человечества во все века на всем земном шаре. Но где та переходная черта, за которой красивый лозунг по-настоящему претворяется в действительность? Чем мы готовы поступиться ради будущего поколения? Готовы ли мы пожертвовать часами своего сна, своим спокойствием, своими привычками ради здорового сна, здоровых привычек и спокойствия наших детей? Готовы ли мы на время отказаться от таких пустяков, как луковый суп или салат из огурцов? На словах – бессомненно! На деле? Скорей всего. Надо попытаться.
Но наши дети, наше будущее – не поле для экспериментов! А то, вдруг не получится? Что тогда?
 
Пусть дыня и чеснок, в минимальных количествах съеденные кормящей матерью, не нанесут непроправимого вреда ее грудному младенцу, не скажутся на всем его жизненном пути, но в том-то и дело, что жизнь состоит из сплошных мелочей. Пусть каждая из них ничтожна, но их совокупность таит в себе громадный разрушительный заряд. Как объяснить ребенку, что существуют «нельзя» и «надо», если для тебя есть только «так хочется»?
И эта забота – удел не только кормящих матерей. Чем готов поступиться заботливый любящий муж, чтобы его кормящая жена, лишенная определенных гастрономических удовольствий, не чувствовала себя ущербно? От чего готов отказаться брат, товарищ, сосед, чтобы не ставить в неловкое положение семьи своих братьев, товарищей и соседей. Вот с этих-то мелочей и начинается глобальная забота о будущем. О будущем и настоящем!

Жемчужины еврейского комментария.
«А народу скажи: приготовтесь к завтрашнему дню и вы будете есть мясо...пока оно не выйдет у вас из носа...»
Комментарий Ор –аХайим удивляется: зачем откладывать все назавтра? Неужели нельзя было послать перепелов, которыми «насытились» нечестивцы до губительного состояния, о котором были заранее предупреждены, тотчас же?
И объясняет: евреям были предоставлены почти целые сутки для размышления. От них некто не скрывал возможных последствий завтрашнего чрезмерного чревоугодия. Надо было только подготовиться должным образом. Расскайся они в своих побуждениях, и все могло бы кончится не так печально. То же самое мясо перепелов пошло бы им только на пользу. Но, увы! Евреи не приняли смысл отсрочки к сведению и были сурово наказаны.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок
Чтобы и нашим читателям не пришлось жаловаться на то, что мы в нашей рубрике обделяем вниманием столь ценные продукты питания, как огурцы, дыни, арбузы, лук-порея, лук и чеснок, предлагаем вашему вниманию следующие летние рецепты.

Салат из арбуза, огурца и индюшатины.
Порежьте тонкими полосками несколько салатных листьев. Порежьте соломкой грам 200 кошерной индюшачей колбасы (пастрамы). Порежьте кубиками огурец. Срежьте корку и удалите семена солидного ломтя арбуза. Порежьте арбуз на небольшие кубики. Смешайте все продукты. Приготовьте соус из сока одного лимона, 5 ст.л. оливкового масла, перца и соли по вкусу. Хорошенько перемешайте. Полейте салат приготовленным соусом.

Луковый салат с яйцами
Нашинкуйте 2-3 луковицы. Смешайте с 3 рублеными яйцами (предварительно сваренными вкрутую). Смешайте пол-стакана майонеза с рубленной петрушкой и толчеными зубчиками чеснока. Запейте данной заправкой луково-яично смесью.



В избранное