Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Шлах - Отправь


 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы Недельная глава «Шлах» («Отправь»)- в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Шмуэль (Езра)

Рубрика - изучаем иудаизм (начало в рассылках прошлого года 2011)
Путь Творца       
Часть 3. О душе человека, о духе святости и пророчестве и о сверхъестественных действиях
Глава 2. О  действиях с помощью имен и о колдовстве

[1] Мы уже объяснили в предыдущих частях, что начало всех творений - в совокупности трансцендентных сил. Эти силы приведены в логическую систему с известными частями, и из них развиваются по ступеням все материальные объекты. Еще мы прояснили вопрос о силах зла, из которых развивается все зло в физическом мире. И еще мы объяснили, что основа истинной сущности любого создания находится в его трансцендентных «корнях». То же, что существует в физическом плане, есть только продолжение того, что коренится и основалось там (вверху).
И там было установлено распространяться тому, чему следовало распространяться в соответствии с истинной сущностью созданий и их различных аспектов, согласно тому, чему следует быть в «корнях», а чему в «ветвях». И Высшая Мудрость продолжала эти вещи в определенной последовательности и переводила их сущность из одной формы в другую, пока они не связались и не ограничились своей материальной формой.

И над каждым материальным объектом стоит цепь его корней, один выше другого, до самых первичных сил. Каждый из них стоит на своем посту и существует на своем уровне и в своих границах, установленных Творцом, не выходя из них. Все «корни» воздействуют на свои «ветви», согласно этой последовательности, без того чтобы выводить их за природные границы.

[2] Но Высшая Мудрость постановила, чтобы эти силы, действующие в материальных объектах, могли бы действовать также и другим образом, не по порядку этой последовательности развития. То есть, чтобы они сами могли производить в материальности действия, относящиеся к природе этих сил, а не к природе материальности. Это те действия, в которых материальные объекты изменяют свою постоянную природу.

И дана человеку способность пользоваться созданиями таким [сверхъестественнным] образом, наряду со способностью пользоваться ими естественным образом. (Общее в них то, что обе эти способности ограничены). То есть, как и при использовании Творения естественным образом человек не может делать все, что захочет, но сможет пользоваться только известными способами и в определенных границах. Ведь резать можно только ножом и подобными ему вещами, подниматься только с помощью лестницы, мять только мягкие вещи и так далее. Так и использование духовного способа дано ему только в известных границах и определенными путями, согласно тому, что Высшая Мудрость сочла подобающим.

[3] И еще об этом принципе. Мы уже объяснили, что человек составлен из двух противоположностей - тела и души. Душа ограничена в нем и связана законами, установленными Мудростью Творца. Таким образом, человек в своем материальном состоянии ограничен законами тела и уставами материи, а его душа связана этими узами и не может выйти из них.
Но Господин, благословен Он, захотел чтобы был у человека путь освободиться немного от этих уз и кандалов телесности. Тогда его постигнут события, происходящие по законам духовности, а не по законам материальности. С их помощью он придет к уразумению и постижению духовности, постижению, которое было скрыто от него согласно его материальному состоянию и его границам. Таким образом человек лучше сумеет возвысить все объекты вверху и внизу, в «корнях» и «ветвях», до благого состояния, подобающего им.

[4] Высшая Мудрость предусмотрела возможность аннулирования границ природы материи и этого мира, отделяющих и отдаляющих человека от духовных объектов и их аспектов. В этом случае человек освободится от части своих уз и займет более высокое, чем материальное, состояние. В этом состоянии он сможет входить в контакт и соотноситься с духовными объектами, все еще находясь в этом мире, в своем лишенном света теле.
Но установлено, что не все границы природы могут аннулироваться, но только часть их, те, чье аннулирование Высшая Мудрость сочла подобающим для общего намерения провидения. И даже и эти границы могут отменяться только на определенных условиях и известными путями, с предельной точностью.

[5] Мудрость Творца снабдила человека средствами, с помощью которых он, если захочет, сможет достигнуть этой цели: аннулирования этих границ природы и занятие упомянутого выше состояния. Вся проблематика этих средств зависит от того, что я сейчас объясню.
Знай, что объяснено уже, что существование всех объектов, в общем и в частном - только от Творца. Все сущности и их порядки - и в высших силах, и в духовных творениях, и в созданиях материальных - существуют только за счет того, что Всевышний позволяет им зависеть от Него.
И Он существует, открывается каждому из Своих творений и воздействует в них, как подобает для осуществления их бытия. Существуют многочисленные и различные воздействия, соответственно множеству получающих [эти воздействия] и их вариациям, и от этих воздействий зависит существование всех классов реалий и их аспектов.

И когда эти воздействия актуализируются, то во всей последовательности созданий возникнут все их порождения, как установил Всевышний. Ангелы получат от света Творца, который открывается им, то, что получат, и высшие воздействуют на тех, кто ниже их, а низшие - на еще более низших, и так до конца всей последовательности.

[5] Б-г пожелал называться по имени, чтобы Его творения могли встрепенуться и воззвать к Нему, упоминать Его и приближаться к Нему.
Для Своей Славы Он отделил особое Имя, о котором сказал (Шмот 3:15): «Это - Мое Имя навсегда». Это -Славнейшее из Имен, которым Он называет Сам Себя, в связи с тем, что захотел зваться по имени. Но соответственно всем деталям Его воздействий Он возжелал называться разными именами.

Творец постановил, что при упоминании творениями Его Имени, от Него к ним протянутся сияние и воздействие, как сказано (там же 20:24): «Во всяком месте, где Я упомяну Свое Имя, приду к тебе и благословлю тебя». А Имени, которое упомянут и которым Его назовут, будет соответствовать и воздействие, влекомое этим упоминанием. То есть, причиненное воздействие будет того вида, к которому было отнесено Творцом данное Имя.
И в продолжении воздействия неизбежно возникнет установленное ему порождение, и этот процесс распространится по всей последовательности от начала и до конца, как мы упомянули. Высшая Мудрость ограничила все это известными границами и особыми условиями: только когда упоминание Имени будет соответствовать этим условиям и не иначе, произойдет данное воздействие и породит свои следствия.

Творец установил, что в числе Его воздействий будут и такие, что при достижении ими получателя будут аннулированы их силой определенные границы природы, как мы упомянули, и этот человек свяжется с духовными сущностями и получит знание и разумение, умопостигаемое человеком, а также другие вещи из этой категории - ступени духа святости и пророчества. Мы еще обсудим это ниже, с Б-жьей помощью. Он постановил, что привлечение этих воздействий (духа святости и пророчества) также будет через упомянутое средство: Его Имена, которыми к Нему приписываются названия этих воздействий. (Это происходит), когда человек говорит их мысленно, или произносит вслух, или соединяет их с другими словами, исполняя при этом необходимые условия, как мы еще объясним, с Б-жьей помощью.

[6] Известно, что хотя общая концепция одна -выход за рамки природы, ее детали многочисленны, соответственно порядкам объектов и их уровням. Ибо детали воздействий, необходимых для совершения этого (выхода) во всех аспектах, будут соответствовать природе объектов и их порядку, и согласно этому умножатся детали упоминания (Имен) и их условия.
И в этом самом выходе (за рамки природы) существуют многие уровни, как и во всех общих концепциях, разделяющихся на многие детали. Одни люди освободятся только от небольшой части связей и ограничений, а другие - от большей части. Мы еще поговорим об этом, с Б-жьей помощью, далее.

[7] На этом основывается способность человека использовать объекты духовным образом, как мы упомянули выше, и выполнять такие значительные и сильные действия, которые невозможно производить физическим образом.
Дело в том, что Господин, благословен Он, установил порядки Бытия и их опоры таким образом, что все они связаны друг с другом. Все они зависят от упомянутых воздействий Творца таким образом, что когда будет повлечено какое-либо воздействие с помощью упоминания одного из Его Имен, то это произведет изменения во всей последовательности до самого ее конца.
Ибо Всевышний (как бы) откликается всякому, взывающему к Нему Его конкретным Именем так, как Он пожелал и установил; Он пошлет тот самый свет и произведет то самое воздействие, от которого зависит существование просимого человеком явления, вплоть до получения конечного результата в материальности.

Творец, благословенно Его Имя, подобным образом установил еще один принцип, который заключается в следующем:
Все ангелы на всех своих уровнях наделены силой производить действия, врученные под их контроль. Они действуют не непрерывно, но согласно порядку, установленному для постоянного природного управления миром. Однако ангелы наделены силой произвести действие того же вида больше, чем обычно, и с большей силой и крепостью, не по обычному порядку. И таким образом они много раз действуют при знамениях и чудесах, совершаемых в мире согласно желанию Всевышнего, благословенно Его Имя, в момент, когда Он захочет.

Господин, благословен Он, возжелал воздать честь Своему Имени, когда оно будет упомянуто над ангелами, согласно порядку, который Он установил. Когда над ангелами определенного действия будет упомянуто Имя, отнесенное Всевышним к тому воздействию, от которого зависит весь данный вопрос, ангел будет вынужден действовать с дополнительной силой, данной ему для этого действия, поскольку упоминающий это Имя, тем самым, обяжет его.
Итак, есть два вида использования Имен Всевышнего. Первый вид: упоминание Имени Всевышнего, как бы взывая к Нему, чтобы Он ответил и произвел воздействие, в результате которого обновятся определенные вещи. И второй вид: вынуждение ангелов с помощью Имени Всевышнего действовать с большей, чем обычно, силой.

Однако, ни один из этих процессов не определяется единственно желанием человека, но все процессы ограничены, обусловлены и отмерены, до каких пор простирается способность (человека) использовать их и каким образом добиться успеха. И возможно, что порождение не будет реализовано, и воздействующий не сможет повлиять, даже в выделенных границах обычного использования, так же как постановлением Всевышнего могут быть не допущены к реализации результаты естественных процессов.

Для первого вида - упоминания Имени Всевышнего с целью повлечь от Него воздействие - понадобятся, конечно, близость и приобщение к Нему. И чем ближе будет к Творцу взывающий к Нему, тем более преуспеет; а чем дальше от Него взывающий, тем труднее будет ему достигнуть цели.
При втором виде использования Имени это условие (близость и приобщенность к Всевышнему) не обязательно, хотя и поможет, если будет выполнено. Ибо, поскольку в свойства этих имен заложено, что они вынуждают ангелов при их упоминании, они уподобляются всем другим природным средствам, которые возможно использовать по своему желанию, если только человек будет правильно их использовать.

Однако очевидно, что не следует и не подобает простому человеку пользоваться скипетром царя, и об этом сказали наши Мудрецы (Авот 1:13): «Пользующийся Короной пропадет». Такие вещи разрешено делать только святым людям, близким к Всевышнему и прилепившимся к Нему, чтобы пользовались этим для освящения Его Имени и выполнения Его воли. А в противном случае, хотя действие и будет совершено, если будет (этот недостойный человек) следовать надлежащим правилам, но постигнет его кара за его злонамеренное преступление. И я уже сказал, что все это (использование Имен) не абсолютно, а ограничено рамками, которые сочла нужным установить Высшая Мудрость; и даже в этих границах постановление Творца отменит порождение этого использования в любой момент, когда Он пожелает, когда сочтет Высшая Мудрость эту отмену нужной и подобающей.

[8] Поскольку Его Мудрость постановила, чтобы было в мире добро и зло, был установлен порядок, чтобы зло действительно находилось на всех уровнях, где возможно ему находиться. Задача человека: не допустить власть и действие зла на всех своих путях и уровнях, пока оно не будет окончательно устранено из всего Творения. И обрати внимание, что истинная сущность Всевышнего исключает в Нем все виды недостатков, как я написал в части 1, гл. 1. Зло и недостатки могут находиться только в созданиях. И было установлено, что будут сотворены уровни добра для созданий и их противоположность - зло, точнее, реальность, которая может стать злом. Человек придет и своей работой устранит из себя и из всего Творения все зло, чтобы установить в себе и в Творении добро на веки веков.

Поэтому было установлено, что напротив всякого аспекта добра будет существовать аспект зла, как сказано в Писании (Коэлет 7:14): «Также и одно напротив другого сделал Б-г».
И только в одном имеет добро преимущество над злом: корень добра в не имеющем начала и конца совершенстве Всевышнего, а зло - создание, сотворенное быть аннулированным, и которому определено функционировать только все время старания человека, как мы упомянули выше.

[9] Согласно этому принципу, так же как Б-г создал для человека способ достичь сияния, разумения и духа святости сверхъестественным образом (используя Имена Всевышнего), так было необходимо, чтобы существовала противоположность этому великому благу. А именно, чтобы мог человек также сверхъестественным образом привлечь тьму, мутность и дух нечистоты. Такова нечистота колдовства и вызывания мертвых, от которых Тора велела нам удаляться.
Их суть - в привлечении посредством упоминания на известных условиях воздействий духовной нечистоты и скверны, что является наибольшим отдалением от Всевышнего, благословенно Его Имя, буквальной противоположностью приобщению к Нему.

 Эти воздействия притягиваются из сил зла, о которых мы говорили в части 1, гл. 5. По постановлению Всевышнего им были даны имена, по которым они могут быть упомянуты. Такое упоминание повлечет от них поток духовной нечистоты на известных уровнях образом, выходящим за рамки природы. Через это могут быть произведены такие сверхъестественные действия, как колдовство, и подобные ему, соответственно потенции, переданной этим силам зла, и в тех границах, что поставлены им.

Эти действия могут быть произведены также с помощью шейдим (демонов), соответственно тому, что поручено им делать, и в тех особых границах, которые для них установлены. Постановил Господин, что в той мере, в какой дана им способность действовать, будут оттолкнуты перед ними ангелы природы, поддерживающие аспекты мира в их естественном состоянии, и все ангелы, приводящие воздействия Всевышнего по установленному порядку. Об этом сказали наши мудрецы (Хулин7б): «(Виды) колдовства (кшафим) (называются так потому, что) отрицают (мах'хишим) Высшую свиту (ангелов)».

Но все это возможно только в определенных границах и не более; и даже внутри этих границ силы зла могут быть оттолкнуты более могучей, чем они, силой, и их действие будет не допущено постановлением Всевышнего. Об этом сказали (там же): «Нет ничего, кроме Него (Дварим 4:35) означает «и даже колдовства»». И объяснили, что того, чьи заслуги велики, спасут с Небес и оттолкнут желающих повредить ему. Об этом сказали (там же): «Отличен раби Ханина (тем, что не подвержен воздействию колдовства), ибо его заслуги велики».


Недельная глава «Шлах» («Отправь»)от мессианских евреев.
Кого Бог благословил
Бамидбар /Числа 13:1-15:41
Джошуа / Иисус Навин 2:1-24
Иврим / Евреям 3:7-19

Бамидбар {13:22 по 28} И пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского; и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв; место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы. И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней. И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там».

Иметь перспективу в жизнь – очень важно. Это может сделать разницу между успехом и неудачей.
 Как говорит одна поcловица, ты можешь смотреть на стакан как полу полный, или полу пустой.
 В нашем отрывке мы находим хороший пример для этого принципа.
Эти двенадцать шпионов, которых Моисей послал разузнавать землю Ханаанскую, нашли там что-то, о котором мы помним даже до сегодняшнего дня. Когда они ходили по этой земле, они видели, что эта земля – прекрасная и роскошная, а они также нашли многие плоди и виды растений. Земля Ханаанская была действительно такая прекрасная и роскошная, они нашли такую пышную кисть ягод винограда, что они должны были нести eё вдвоём! Это было так чудесно, что министерство туризма Израиля сегодня пользуется этим символом как логотип. Мы не можем отрицать факт, что эта земля, которую шпионы только что проходили, была прекрасная и являлась чудесным подарком от Б-га.

Бамидбар {13:26 und 27} И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее…»
Однако, вопреки роскошной красоты этой земли, десять этих шпионов видели там стакан не как полу полный, но полу пустой. Почему? Потому, что они видели в этой земле также великанов. Они не дали позитивный отчёт своей развекти, в которой они видели бы Божию силу и иcполнeния Его обещаний, которые Он им дал, но они дали негативный отчёт, в котором они подчëркивaли факт, что в этой земле находятся также великаны, и что они должны были бы сначало “опорожнять” землю от своих жителей, чтобы они сами смогли бы жить на их месте. Они не верили ни в Б-га, ни в себя.

Бамидбар {13:28} но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там…
Эти негативные мысли, которые были у этих шпинов тогда, должны быть от злого духa, потому что мы находим и сегодня те же самые негативные мысли у людей, да также у верующих в Иешуа хаМашиаха. У них то же самое поведене как у этих десять шпинов, которые видели стакан как полу пустой. Мы всегда можем найти людeй, которые находят “хорошие” причины, чтобы фокусироваться на негативное, всё-равно какой проэкт у тебя есть или какие вызовы стоят перед тобой на данной ситуации.
 Они тебе называют всякие причины, почему тебе лучше не заниматься такими или другими делами.
Они такие люди, которые говорят, что они ничего не могут делать, точно как и эти шпины говорили. Подобно им, такие люди негативно влияют на окружающих.

Когда мы рассмотриваем этот пример в нашем отрывке, мы видим, что, к сожaлению, эти люди были не только большинством – десять против двенадцати – но они также влияли негативно на окружающхих и ввели многих в заблуждение.
 Но в другой стороне есть те, которые дали тот же самый отчёт с другой перспективы и которые видели стакан как полы полный:
Бамидбар {13:30-14:6 по 9} Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее… И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои и сказали всему обществу сынов Израилевых: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.»

Эти два мужя имели совершенно иную перспективу нa тот же самый участoк земли, чем остальнная толпа людей. Они себя вели как люди, которые видят позитивное и верят, что Б-г им поможет, преодoлеть всякие негативные мысли и всякие препятсвтия. Они не смотрели, кто живёт на этой земле, великаны или карлики, но они верили, что Б-г поможет им найти выход к победе.
 Они являются такими людьми, которых ты хотел бы приглашать участвовать в твойх проэктах, потому что они верят в Б-га и в себя. Не то, что они упустили смотреть на сложности, но со своим поведением, с которым они видят стакан как полу полный, они могут преодолеть всякие препятствия и смотрят на сложности как на вызовы, которые в конце-концов больше не впечатляют.

К сожaлению такие люди как Халев и Иехошуа – меньшинство, как мы это читаем в нашем отрывке.
Однако они те, которые стремляются совершить работу и быть успешными.
Подумай только, если ты находился бы сегодня в подобной ситуации, каким человеком ты был бы?
Ты думал бы, что ты сможешь исправиться со своим призванием, или не сможешь?
 Кого ты хотел бы приглашать участвовать в твоих проэктах?
За кем ты хотел бы следовать? С кем ты бы хотел начинать дело или бизнес?
А кого, в конце-концов, Б-г благословит?

Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер


Недельная глава «Шлах» («Отправь») от ортодоксальных евреев

Наша недельная глава рассказывает о том, как Моше-рабейну посылает 12 разведчиков в Обетованную Землю Израиля с целью поднять мораль народа ожидаемым рассказом о ее прелестях. Результат, увы, оказался резко противоположным. 10 из 12 разведчиков подтвердили, что ни завоевать, ни просто жить в этой стране практически невозможно. Глава завершается заповедью об отделении халы и заповедью о кистях цицит.

Мне вспоминаются школьные годы в стандартной, израильской, светской школе. Мы как раз изучали книгу Коэлет (Екклесиаст). Наша нерелигиозная (подчеркиваю!) учительница для начала просто прочитала первую главу. Впечатление – совершенно угнетающее! «Суета сует, сказал Коэлет, суета сует, все –суета. Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под cолнцем? Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер. Все реки текут в море, но море не переполняется; к месту, куда реки текут, туда вновь приходят они. Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать,- не насытятся глаза тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат. Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем». Полный пессизм атмосферы замкнутого круга...

«А теперь,» предложила нам наша учителница Ривка, «сравните вышесказанное с 104 псалмом Теилим. Вроде бы та же картина постоянного «круговорота вещей природы». То же самое видение «всему свое время». Но... при этом, сколько гармонии, сколько жизнерадостности! Строки царя Давида буквально дышат счастьем! В чем же разница? В Коэлете – все описанное существует само по себе, по пожизненно запрограммированному закону природы, а Теилим (Псалмы)– практически в каждой строчке с благодарностью упоминает Творца, Источник всего существующего, который ежесекундно поддерживает свои творения. Вот это ощущение постоянной связи с Б-гом и стоит в основе разницы между Теилим и Коэлет.»

Этот урок перевернул всю мою дальнейшую жизнь. Что касается остальной аудитории – все всё внимательно выслушали, закрыли книги и...точка. И это послужило для меня еще одним не менее важным уроком: еврейское мировоззрение есть ничто иное, как умение из всего извлекать правильный вывод.
Есть ли этому подтверждение в Торе?

Посмотрите на нашу недельную главу. Прошлая недельная глава заканчивается печальным эпизодом с Мирьям и предупреждением на века о вреде злословия.
 Какой же вывод сделали 10 из 12 разведчиков? А никакой!
 И вместо того, чтобы призадуматься над только что наглядно преподанным им уроком, начинают во всю злословить на Святую Землю, а заодно и на Моше-рабейну, зачем-то выведшего их всех из-под сладкого ига египетского рабства.
Что же привело их к попытке оклеветать Б-гом избранную землю?
 Опять же цепь ложных выводов: отборные, гигантские фрукты свидетельствуют, по их утверждению, о вредных климатических условиях (акселерация и радиация в современной интрепретации), встретившаяся им по дороге похоронная процессия является лишним доказательством вышесказанного. Народ же в свою очередь сделал свои выводы из рассказа разведчиков. И...пошло, поехало... «И плакал народ в ту ночь», причитая «уж лучше б нам умереть в пустыне».
Последствия такого поведения стали роковыми и для разведчиков, и для всего еврейского народа. Мольбы евреев были услышаны и все жалобщики (т.е. почти вся мужская половина еврейского народа старше 20-ти лет) были обречены умереть (однако не раньше шестидесятилетнего возраста) и быть похоронеными в пустыне, так и не заслужив войти в Святую Землю.
А теперь лишь осталось нам сделать свой вывод...

Жемчужины еврейского комментария

Итак, глава завершается двумя заповедями – отделением халы (булка для шабата) и ношением кистей цицит (на талите).
Комментарий «Сефер аХинух» поясняет, что эти две заповеди соединяют материальное и духовное. Что может быть материальней еды и одежды?
 И тем не менее именно они могут стать источником постоянной духовности. Каким образом? Присоединяя к самым повседневным материальным действиям исполнение заповеди.
Ведь именно в этом, в одухотворении, освящении материи (а не отказе от нее) путем заповедей Всевышнего и состоит суть иудаизма!

 
 


В избранное