Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Корах - Корей


  Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы "Корах - Корей" - в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com
Будьте благословенны!
Алекс (Шмуэль)

Рубрика - изучаем иудаизм
Путь Творца - Дерех Ха Шем.      
Часть 3.
Глава 3.  О духе святости и пророчестве.

[1] Творец установил в природе человека способность учиться, понимать и познавать в процессе наблюдения им объектов и их свойств.
И на основе того, что раскрыто перед ним, он будет обдумывать и искать то, что не раскрыто, пока не постигнет его и не овладеет им. Таков естественный процесс познания.
Еще постановил Творец, чтобы существовало еще одно познание, намного превосходящее предыдущее, и это - познание воздействием извне. А именно, что человек примет воздействие Всевышнего с помощью определенных средств, приготовленных для этого. И когда это воздействие достигнет разума, в нем возникнет знание некоторого явления ясно, несомненно и безошибочно, и он познает это явление в совершенстве, его причины и следствия, всякое явление на своем уровне. Это воздействие называется «духом святости» (руах акодеш).

[2] Таким путем могут быть постигнуты вещи, находящиеся в рамках естественного познания, но с большей ясностью, как мы упомянули; и также могут быть постигнуты вещи, которые не могут быть постигнуты естественным познанием, в частности, знание будущего и скрытых тайн.

[3] Существует много различных ступеней «духа святости». Они различаются силой воздействия, временем воздействия, путями, которыми воздействие достигает человека, и сущностью открывающихся ему и познаваемых им явлений. Но в любом случае воздействие будет таким, что человек ясно ощутит его.
Может случиться, однако, что в сердце человека будет послано воздействие, которое даст тому ясно понять суть какого-то вопроса, но воздействуемый ощутит только мысль, внезапно возникающую в его сердце. И это иногда называется нашими Мудрецами в расширенном смысле «духом святости» или «скрытым воздействием»; но настоящий дух святости ясно заметен и ощутим тем, кто им обладает, как мы упомянули.

[4] Но над всем этим возвышается другая ступень -пророчество. Суть его в том, что пророк достигает такого уровня, что связывается с Творцом, благословенно Его Имя, и буквально приобщается к Нему. Это происходит таким образом, что пророк чувствует это приобщение и постигает то, к чему он приобщается: Славу Всевышнего, как мы объясним ниже. И это будет ясно ему и ощутимо без всякого сомнения, так же как не сомневается он в материальной вещи, которую ощущает своими органами чувств.

[5] Основа пророчества - достижение этого приобщения и связи с Б-гом еще при жизни, что, конечно, является большим совершенством. Однако будут сопутствовать этому знания и разумение, ибо пророк постигнет через это приобщение истинные и очень важные вещи из скрытых тайн Святого, благословен Он. Пророк постигает их ясно, как всякое воздействуемое познание, о котором мы упоминали, но с большей силой, чем обладающие духом святости, как мы еще, с Б-жьей помощью, объясним.
Но постижение это происходит через посредников. Человек не приобщится напрямую к Славе Всевышнего и не постигнет ее так, как видит перед собой другого человека, но через Его слуг, играющих роль «линз», через которые постигается Слава. И хотя постигаемое, на самом деле, не что иное, как Слава, постижение изменяется согласно изменению средств, как при смотрении в линзы. И в этом есть различные ступени: дальность или близость, и ясность «линзы» или мутность.

[6] Когда Всевышний открывает Себя и посылает Свое воздействие на пророка, это влияние чрезвычайно сильно. Его плоть и все органы тела сразу же сотрясаются, как бы собираясь перевернуться. Ибо по своему закону материя не выдерживает раскрытия духовности, и тем более, раскрытия Славы Всевышнего. Чувства пророка перестают действовать, также и его душевные функции совершенно не действуют независимо, но становятся в (прямую) зависимость от Всевышнего и от Его воздействия.
В результате этого приобщения души в ней прибавится познание, совершенно выходящее за рамки человеческого познания, ибо это познание будет в ней не со стороны ее самой, а со стороны ее связи с Высшим Корнем. И тогда она постигнет (явления) более возвышенным способом, чем постигает со стороны самой себя.

В этом заключается преимущество пророка над обладателем духа святости даже в постижении знаний.
Ибо пророк постигает наивысшим из всех возможных для человека постижений: постижением в состоянии связи человека с Творцом.
Раскрытие Славы Всевышнего является действующим началом во всем, что передается пророку в его видении. Оно оказывает влияние на силу воображения в душе пророка, и там изобразятся вещи, вынужденные силой Высшего раскрытия. Воображение ничего не добавляет от себя. И от этих образов произойдут в пророке мысль и познание, которые запечатлятся силой открывающейся Славы. Они останутся зафиксированными в его памяти, и когда он возвратится в свое человеческое состояние, это знание пребудет в нем с совершенной ясностью.
Объясненное выше - общий принцип пророчества всех пророков.
Но существуют многочисленные ступени этого явления, как мы объясним, с Б-жьей помощью, ниже. И выше всех ступень нашего учителя Моше, мир ему, о котором засвидетельствовала Тора {Дварим 34:10): «И не встал более пророк в Израиле, подобный Моше, которого Ашем знал лицом к лицу».


Недельная глава "Корах - Корей" от Мессианских евреев

Опустошение и разорение – следствия гордыни
Бамидбар / Числа 16:1-18:32
Шмуэль Алеф / Первая Книга Царств 11:14-12:22
Ромим / Римлянам 13:1-7

Я всегда испытываю облегчение, когда мы переходим к чтению Главы Торы Корах. Причиной этому, будем надеяться, то, что этим мы достигли конца периода противодействий у нас, в нашей Общине. Да-да, это вошло уже в привычку! Все недели, ведущие нас к этой Параша, порой даже целые месяцы, кажется, сопровождаются раздорами, спорами и проблемами среди паствы, а порой даже и среди пастухов.
 Как я читал в Главе Корах, число распознаваемых грехов (подразумеваются только значительные из них) я обнаружил и здесь, в нашей Общине. И они привлекли мое внимание.
Вот они, эти грехи: сознание собственности значимости и важности, потребность быть всегда правым и гордыня!
Давайте взглянем на них по очереди.

 Первое, напускание на себя важного вида:
Бамидбар (16:8) И сказал Моше Кораху: Внемлите же, сыны Леви!
9. Мало ли вам, что выделил Б-г Исразля вас из общины Исраэля, чтобы приблизить вас к Себе, чтобы нести (вам) служение при скинии Господней и стоять пред общиной, служа им?
10. И Он приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Леви с тобою, а вы домогаетесь и священнослужения?!

Некоторые люди никогда не соглашаются быть просто тихими служителями. Они не согласны с тихой работой на заднем плане у Ха Шема. У них есть настоятельная потребность быть признанными и самыми значительными персонами. И именно таков случай с Корахом и его шайкой бунтовщиков.
Они не были согласны с той ролью, что отвел им Ха Шем, они жаждали стать более важными людьми.
 Удовлетворенность – как раз тема учения Шалиаха Шауля (Посланника Павла), и он уделял этому весьма пристальное внимание:
Филиппийцам (4:11) Я говорю не для того, чтобы указать на какие-либо мои нужды, так как я лично научился не зависеть от обстоятельств.
I Тимофею (6:7-8) Ведь мы ничего не принесли в этот мир, и ничего не можем забрать из него; потому, имея пропитание и одежду, будем довольствоваться этим.

Удовлетворенность тем, что мы имеем, дает нам время сосредоточиться нам на Б-ге, а не на наших собственных обстоятельствах. Многие люди вводились в заблуждение и отдалялись от Г-спода, потому что они не довольствовались своей жизнью, своим положением или финансовым состоянием дел.
 Обманчивость кроется в стремлении получить что-то лучшее, даже любой ценой, и обычно эти стремления разрушают жизнь человека.
 Йешуа Ха Машиях сказал: Матитьягу (Матфея) (6:33) «Ищите прежде всего Царство и его праведность, а все необходимое также будет дано вам»

Следующий грех, распознанный мною в Главе Корах, это грех потребности в собственной правоте:
Бамидбар (16:12) И послал Моше призвать Датана и Авирама, сынов Элиава. И сказали они: Не взойдем
13. Мало ли, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, и ты еще своевольно властвовать будешь над нами?!
14. Не на землю, текущую молоком и медом, ты привел нас, (где) ты дал бы нам во владение поле и виноградник. Разве глаза тем людям выколешь! Не взойдем.

Эти бунтари отказались от встречи с Моше, потому что им просто необходимо было считать себя правыми! Они не могли не обращать внимание на то, что Моше должен был сказать. И не должно было иметь никакого различия между тем, что они чувствовали, и тем, что они решили делать. Ведь они были озабочены только своей правотой и неправотой Моше, на этом точка! Так или иначе, они не признали Моше своим лидером, который бы имел право требовать подчинения, тогда зачем с ним и вовсе встречаться? Приходилось ли вам когда-нибудь слышать выражение «мертв и неправ»?
Так вот, эти мужчины кончили тем, что оказались неправыми и к тому же мертвыми!

Говоря о лидерах общины, автор Книги Евреям сказал следующее:
Евреям (13:17) Повинуйтесь своим наставникам и слушайтесь их, ведь они непрестанно наблюдают за вашей жизнью, так как обязаны будут дать отчет. Поэтому делайте так, чтобы это поручение доставляло им радость, а не огорчение, потому что вам от этого не будет никакой пользы.

И последний грех – гордыня. И хотя каждый из двух предыдущих грехов и является следствием гордыни, но и в этой Главе имеется подробное изображение гордыни:
Бамидбар (16:1)И взял (на себя) Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена,
2. И восстали они пред Моше, и (также) мужи из сынов Исраэля, двести пятьдесят, знатные общины, созываемые на собрание, мужи именитые. 3. И собрались они против Моше и против Аарона, и сказали им: Премного для вас, ибо вся община, все они святы, и среди них Господь. И почему возноситесь вы над обществом Господним?!

Гордыня какого бы то ни было рода - смертельна!
 Моше со всеми своими недостатками (а мы увидали их немало в его жизни!) был любим Г-сподом. Почему?
 Потому что он был по-настоящему смиренным человеком! Мы  уже изучили все особенности смирения Моше две недели тому назад читая Главу Беаалотха. Эти проявления смирения Моше, так как он всегда со своими проблемами обращался к Б-гу, и он никогда не принимал решения самостоятельно, не спросив совета у Г-спода. Моше был всегда честен с Б-гом и не скрывал своих истинных чувств от Б-га, он был готов пожертвовать собой ради блага людей. И пусть он был весьма агрессивным в своих реакциях на любой мятеж, но он никогда(!) не защищал самого себя, а всегда доверялся только Б-гу.

Я уверен, что все знают эти слова из Писания:
Мишлей (Притчи) (16:18) Погибели предшествует гордость, и падению надменность.
В случае с Корахом этот стих из Писания исполнился буквально, так как земля разверзлась и поглотила как его, так и его семью.
На протяжении многих лет я наблюдал опустошающие результаты гордыни в жизни многих верующих, прошедших через нашу Общину, и это по-настоящему печалит меня.
Барух ха Шем (Слава Б-гу) Корах повержен!


Недельная глава Корах от Ортодоксальных евреев
Недельная глава повествует об очередном, одноми з самых серьезнейших, бунтов поколения пустыни против Моше-рабейну.
Его двоюродный брат, знатный, богатый, ученый Корах собирает вокруг себя толпу «политически-недовольных» разного рода. В их числе и закоренелые скандалисты и «новички», впавшие в отчаяние совсем недавно  - после смертного приговора всему поколению в течении ближайших сорока лет в пустыне Синай.
250 зачинщиков этого крупнейшего мятежа погибают страшнейшей карой с небес, а трое главарей – сам Корах и его ближайшие
соратники - Датан и Авирам – заживо проваливаются в разверзтую «пасть земли». Бунт Кораха не случайно считается одним из серьезнейших иопаснейших проявлений недовольств, проявленных евреями в пустыне. И дело не только в хронологически-проблематичном моменте мятежа.

(Посудите сами, только что за свое последнее проявление беспочвенного недовольства, евреи были осуждены на сороколетнее блуждание по пустыне. Какого же наказания следовало бы ожидать за очередные,следующие сразу вслед за этим беспорядки?)
И все же главная опасность таилась в самой причине бунта. Точнее, не в причине, а в поводе выданом за причину.
Но начнем все по порядку. Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, один из наиболее старейших и уважаемых представителей
рода Кхата, одного из трех разветвлений колена Левитов без малейшего сомнения рассчитывал на назначение его на должность главы рода.
Однако, по указанию Творца эта должность досталась другому (по мнению Кораха – однозначно менее достойному), а именно – Элицафану, сыну Узиэеля. И с тех пор тайная обида жгла сердце этого представителя высшей интелектуально-духовной элиты, дожидаясь удобного момента для выхода наружу.

У Датана и Авирама обида была гораздо более старой (свой зуб против Моше-рабейну они заточили еще со времен Египта) и
куда более явной. Эта «сладкая парочка» не пропустила практически ни одного случая, чтобы не высказать все, что они думают по поводу
Б-гоизбранного лидера еврейского народа и не подстречь (почти всегда достаточно успешно) весь еврейский народ разделить их точку зрения. Ну вот, наконец, и представился тот самый удобный момент сплотить весь еврейский народ против Моше-рабейну и тем самым прибрать власть в свои руки – народ находится на грани отчаяния после приговора о не входе в Землю Израиля.

Но ведь не выйдешь к народу с призывами вроде «долой власть Моше-рабейну и передайте-ка лучше ее в наши руки!». Надо, как
минимум, подвести под свои эгоистические желания солидную идеологическую почву, по совету Дейла Карнеги, составит воззвание к
более благородным чувствам. А разве во все века существовали более притягательные лозунги, чем «Свобода, Равенство и Братство», или
выражаясь языком Кораха и его соратников: "Полно вам (Моше и Аарон)! Ведь вся община, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Всевышнго?"

Но величайший (без тени иронии) мудрец Корах не остановился на этом. Он вызвал своего великого кузена на  диспут, задав Моше-рабейну серию провокационных вопросов. Например, нужно ли прикреплять голубую нить цицит к четырехугольной одежде, полностью сотканной из голубых нитей? Или, так ли необходимо прикреплять мезузу к косяку двери помещения, где и так достаточно святых книг?

Получив же ответ, что «закон есть закон», Корах поднял главу евреев на смех. Нет. Корах ни на минуту не пытался заставить евреев усомниться в ДУХЕ Б-жест-венного Закона. Он лишь открыто выступал против БУКВЫ Закона, пытаясь этим в своих корыстных целях подорвать престиж Моше-рабейну. Но в том то и дело, что иудаизм – религия действия, и без педантичного следования БУКВАМ ЗАКОНА, Тора автоматически теряет и свой ДУХ! И в этом-то корень особой опасности бунта «Корахов» всех времен и народов. Бунта, весьма плачевно заканчивающегося для всех...

Жемчужины еврейского комментария
Взял Корах, сын Ицхара, сын Кхата, сын Леви...» Одним из самых ранних,самых почитаемых и самых дословных комментариев к Торе является перевод Онкелоса. Его личность сама по себе заслуживает особого разговора. Сегодня же, обратите внимание – любой перевод Торы по своей сути уже является комментарием, так как в каждом слове, в каждой еврейской букве скрыты десятки пластов понимания.
Итак, Онкелос перевел Тору на разговорный язык евреев своего поколения – арамейский.
И слово «взял» перевел как «отделил, отколол». Он отделил, отрезал себя и своих последователей от Моше-рабейну, чтобы смутить весь народ.
Но комментатор Ноам Элимелех добавляет, что этим действием Корах «отколол» нечто гораздо более существенное – свою связь с Источником, с правдой, с осмысленностью жизни.
Так и мы, каждым своим поступком мы способны закрепить свою связь с Источником жизни, или «отколоться» от нее.  Об актуальности  этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок.
 Если  хорошенько поискать подтверждение французского «шерше ля фам» в Торе,это стоит сделать именно в нашей недельной главе. Согласно традиции,именно жена Кораха начала подстрекать его против своего кузена и соответственно привела его к гибели, тогда как жена одного из соратников Кораха – Она бен Пелета – своим хитроумным поведением (вескими доводами и усердным добавлением спиртного) сумела помешать своему мужу участвовать в бунте, и тем самым спасла ему жизнь.
 Как сказано, «Мудрая жена строит свой дом, а глупая все рушит своими же руками!» Так будем же мудры!

По просьбе дорогих женщин мы публикует рецепты нежных и слегка экстравагантных салатов.

 Салат Вальдорф
 На крупной терке натрите 8 кисловатых яблок или груш, сбрызните лимоннымсоком. Нарежьте кубиками 5 стеблей сельдерея. Добавьте 350 г орехов пекан (или грецких) и небольшую банку консервированных нарезанных ананасов. Посолите. Заправьте майонезом, разбавленным двумя-тремя ложками ананасового сока.

Нежные баклажаны.
 2 спелых баклажана нарежьте кружочками. Слегка посолите и оставьте на полчаса. Слейте темную жидкость, образовавшуюся от баклажан. Обжарьте с двух сторон на растительном масле. Готовые баклажаны положите на бумажное полотенце,чтоб удалить излишки жира. В том же масле пожарьте мелконарезанную луковицу. Порубите вместе баклажаны, лук и 2 зубчика чеснока. Соль и перец по вкусу

В избранное