Прежде всего стоит сказать, что мы не ставим перед собой
цели опровергнуть Библию или усомниться в ее ценности.
Во всех отношениях, Библия - великая книга. Но это не
значит, что верующему человеку запрещено изучать ее, отдавая
отчет в ее ограниченности.
Проблема христианского фундаментализма (в основном, конечно,
это относится к протестантизму) - в том, что он настаивает не
только на непогрешимости Библии, но и на полноте ее учения.
"Читайте Библию, там все написано. В этой книге найдутся ответы
на любые вопросы", - говорят некоторые христиане. Но действительно
ли это так?
Близкое знакомство с Писанием показывает, что оно содержит
множество недомолвок, никак не объяснимых без обращения
к внешним источникам. Позвольте привести два небольших примера.
Апостол Павел упоминает о том, как однажды был "восхищен до
третьего неба" и "слышал неизреченные слова, которых человеку
нельзя пересказать" (2 Коринфянам 12:2-4). Позвольте спросить:
говорит ли Библия что-нибудь определенное о "первом" и
"втором" небесах? Каковы их функции, и чем они отличаются
друг от друга? Кем они населены, и как они взаимодействуют
друг с другом? Эти вопросы остаются без ответа - в рамках Писания.
В послании к Ефесянам, Павел заводит речь о некоей духовной
иерархии, против которой подвизается верующий человек.
"Наша брань... против начальств, против властей, против
мироправителей тьмы века сего, против духов злобы
поднебесной" (Ефесянам 6:12). Кто эти "начальства" и
"мироправители"? Мы можем лишь строить догадки, более или
менее обоснованные. Почему они заслужили особого упоминания?
Неужели только для того, чтобы разжечь в верующих
нездоровое любопытство к силам тьмы? Вряд ли. Намного
убедительнее выглядит мысль, что Павел знал больше,
чем написал.
Но даже он признавался в том, что не знал ответа на все
вопросы! Еще раз процитируем слова, к которым мы уже
обращались: "Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем...
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно"
(1 Коринфянам 13:9,12). Во многих ситуациях Павел не имел
указаний от Господа, а высказывал свое личное мнение
(1 Коринфянам 7:12,25).
Сторонники непогрешимости Библии могут сослаться только на то,
что она сама претендует на божественный авторитет.
"Все Писание богодухновенно" (2 Тимофею 3:16). Но это вовсе
не подразумевает точность во всех деталях. Писание было
не просто "продиктовано", а вдохновлено, дано в форме идей
и образов тем людям, которые его записали. Оно пришло через
людей, и поэтому несет в себе человеческий элемент.
Об этом прекрасно написал Николай Бердяев в предисловии к своей
книге "Истина и Откровение":
"Человек всегда был единственным органом, через который
откровение доходило до человека. Говорили Моисей и пророки,
говорил Бого-человек Иисус Христос, говорили апостолы, святые,
мистики, учители Церкви, богословы и христианские философы.
Других голосов мы не слыхали, и когда мы слыхали голос Божий
в себе, то мы этот голос слыхали через себя, т. е. через
человека. Откровение, слово Божье, всегда проходило через
человека, и на нем отразилось состояние человека, на нем
лежали ограничения человеческого сознания. Сознание же человека
может быть расширенным и углубленным, как может быть суженным
и выброшенным на поверхность. Человек не мог автоматически,
совершенно пассивно воспринимать и усваивать себе то, что
говорит Бог, он всегда был в этом активен, активен в хорошем
или дурном смысле, всегда вкладывал свой антропоморфизм и
социоморфизм. Человек судит не откровение, а свое
человеческое восприятие и понимание откровения. Откровение
предполагает существование божественного элемента в
человеке, человеческую соизмеримость с божественным. Откровение
всегда бого-человечно".
Писание родилось в творческом сотрудничестве Бога и человека,
и без этого сотрудничества оно не может быть в должной понято
и усвоено. Библия - это собрание документов, отражавших
понимание людьми Творца и своих взаимоотношений с Ним на разных
этапах их духовной эволюции. Даже когда мы читаем в Евангелиях
слова Иисуса, нужно помнить о том, что перед нами - не все
сказанное Им, а лишь отдельные фрагменты учений Господа,
которые апостолы и евангелисты посчитали наиболее важными.
Библия не дает люди окончательного ответа на вопросы о том,
кто есть Бог, кто есть человек и какова его судьба в мире.
Перед нами - отдельные и очень ценные указания, которые мы
можем использовать в личном поиске Пути, Истины и Жизни.
Библия - это карта, на которой еще много "белых пятен".
В ней есть тайна, которую еще предстоит разгадать. Является
ли учение о реинкарнации частью этой тайны? По меньшей мере,
такую возможность нельзя отрицать.