Восприятие Библии вне культурно-исторического контекста,
в котором она создавалась - одна из наиболее серьезных
опасностей, подстерегающих современных верующих. Нам,
детям рационального века, не всегда понятен тот факт, что
Писание обращается к людям не прямо, а на языке образов
и символов. Если мы не знакомы с этим языком, некоторые
высказывания из Библии будут ставить нас в тупик.
Многие поучения Иисуса даны в форме притч, "материалом"
для которых послужили обыденные занятия людей Его времени,
такие как засев поля, ловля рыбы, приготовление теста, покупка
поля и так далее. Но этим вовсе не исчерпывается символизм
Евангелий. Так например, ни один здравомыслящий христианин
не согласится с буквальным прочтением заповеди: "Если же правый
глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо
лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все
тело твое было ввержено в геенну" (Матфея 5:29). Очевидно,
что перед нами - яркий символ процесса внутреннего очищения,
о котором учил Иисус, а вовсе не призыв калечить себя.
Апостол Павел утверждал, что о духовных вещах надлежит судить
духовно (1 Коринфянам 2:14). Для индивидуума, чуждого
образности Писания, многие его страницы могут казаться
"безумием".
Обращаясь к Ветхому Завету, Павел подробно анализировал его
символизм в свете откровения Иисуса Христа. Говоря о духовном
значении блужданий еврейского народа по пустыне после исхода
из Египта, он добавляет: "А это были образы для нас, чтобы мы
не были похотливы на злое, как они были похотливы"
(1 Коринфянам 10:6).
В четвертой главе послания к Галатам, Павел обращается к истории
о двух сыновьях Авраама, находя в ней указание на два завета.
"В этом есть иносказание" (Галатам 4:24).
Анонимный автор послания к Евреям исследует устройство
ветхозаветной скинии и предписанные законом жертвоприношения,
которые являются прообразами Иисуса Христа.
Все приведенные примеры - только "вершина айсберга"
библейского символизма. Некоторые из прообразов Писания,
которые привлекли внимание вдохновенных авторов, были
объяснены. Некоторые - но не все.
Пойдет ли верующим на пользу, если они начнут видеть в Библии
не рассказы о событиях прошлого и пророчества о грядущем,
а описание духовной жизни каждого человека на языке образов
и символов? Над этим вопросом стоит задуматься.
В традиционном христианском богословии есть немало идей,
которые основаны исключительно на буквальном прочтении Библии.
К ним можно отнести:
- событие первородного греха;
- существование дьявола;
- личность Антихриста;
- ад и вечные мучения для "нечестивых".
Можно ли представить себе христианство, очищенное от этих
концепций? На наш взгляд - да.
Христианство есть религия любви. Любовь - центральная тема
как Ветхого, так и Нового Завета. Мы сможем ближе стать к
духу, в котором было написано Писание, если внесем коррективы
во все религиозные учения, идущие вразрез с идеей любви.
"Бог есть любовь" (1 Иоанна 4:8).
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и
ближнего твоего, как самого себя" (Луки 10:27).
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил
вас" (Иоанна 13:34).
Приход на землю Иисуса был доказательством Божьей любви
(Иоанна 3:16). Воскресение Иисуса из мертвых было
свидетельством всепобеждающей силы любви, ее способности
одолеть смерть. По сравнению с любовью, все прочие темы
Писания выглядят маргинальными и второстепенными. Конечно
же, при условии если "закваска книжников и фарисеев" не искажает
нашу перспективу.
Можно ли быть христианином, не веря ни в дьявола, ни в вечные
мучения? Для многих такая мысль выглядит просто кощунственной.
Но - не для Иисуса, сказавшего: "По тому узнают все, что вы
Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоанна 13:35).