Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бумажные комиксы. <<Атака на титанов>> Хадзимэ Исаямы: том 5


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Бумажные комиксы. «Атака на титанов» Хадзимэ Исаямы: том 5
2017-04-19 09:59
Автор: Максим Марков

«Атака на титанов» демонстрирует японские уроки патриотизма. Дойдя до своего пятого тома, манга окончательно превратилась из «прикольного пустячка» в масштабную сагу о том, как человечество спряталось за спинами отважных подростков.

«Думаю, вы это и так поняли, но худший день в истории человечества снова наступил. Такие дни требуют полной самоотдачи, так что вперёд!»

В любой франшизе рано или поздно наступает момент, когда некуда уже развиваться – тем сильнее следует уважать Хадзимэ Исаяму за то, что он и в самой тупиковой ситуации способен находить новые повороты сюжета. Давно могло показаться, что «Атака на титанов» буксует на месте: всё сказано, векторы развития определены – чего же боле?.. Фильмов ведь было два – и довольно; а книги всё идут и идут.


И тем не менее, каждый новый том – это не размусоливание одного и того же, не тиражирование успешных находок. Всякий раз автор умудряется находить новые темы для разговора, постепенно превращая свою мангу в подлинную сагу не только о противостоянии всего человечества вековой напасти, но о людях (причём преимущественно – молодых людях), которым выпало жить и сражаться в эту бедовую эпоху.

«Это невозможно!.. Я тут долго не продержусь… Если ничего не предпринять, здесь я и… Неужели здесь?.. Неужели я здесь умру?»

Мастерски управляясь со временем, то растягивая один день на сотни страниц, то умещая на паре разворотов выразительные флешбэки, Исаяма выделяет то одного своего персонажа, то другого, выстраивая тем самым многофигурную, многослойную композицию, достойную, на самом деле, толстовского романа.

Да, он не тратит слов на подробные описания – в данном жанре их заменяют, понятное дело, картинки; да, ему чужды изобильные философские рассуждения – его задача, напротив, уместить сложнейшие эмоции в предельно сжатых предложениях. Да (и это одна из главных «претензий»), его толстенную книгу можно «прочитать» за какую-нибудь пару часов, если даже не быстрее («Что же это за «роман» такой?» – возмущаются истинные ценители литературы).

И всё же. Если это сделано хорошо, не вернее ли принять правила данного мира, чем обвинять японцев в «изуверском потакании низменным вкусам»?.. «Мы потерпим поражение только тогда, когда опустим руки. Но пока человечество сражается, надежда ещё есть».


Пятый том «Атаки на титанов», содержащий девятую и десятую книги Хадзимэ Исаямы, вновь подтверждает то, что было очевидно и ранее: эта Вселенная безгранична, она полна тайн и загадок, ответы на которые, скорее всего, нам будут даны ещё ой как не скоро. От предыдущих частей его отличает несколько особенностей.

Во-первых, среди титанов появляется «зверотитан» - огромный атипичный монстр, «ростом метров 17, не меньше», покрытый, будто животное, шерстью. Мало того, что он хитёр – так он ещё и говорить умеет!.. И повелевает обычными титанами, заставляя их остановиться или же разрешая делать всё, что тем заблагорассудится.

Во-вторых (это становится понятно не сразу), здесь автор оставляет своих ведущих героев на периферии сюжета, выделяя сразу несколько свежих лиц, подробно разрабатывая персонажей, которые раньше были лишь одними из многих.

И в-третьих, тут дана очередная порция подсказок (конечно, ещё более всё запутывающих), заставляющая гадать, откуда всё-таки появились титаны и как они связаны с людскими правителями. Всё куда сложнее, чем мы могли раньше подумать: «Это слишком важное дело, чтобы такой человек, как я, мог принимать решения. Слишком непосильная ноша. {…} Мы не можем открыть эту тайну вам. Но можем назвать имя человека, который вправе поведать вам всё… {…} Я слышал, в этом году она вступила в разведкорпус».


Как уже было сказано, «Атака на титанов» - это рассказ о совсем юных солдатах, чьё детство прошло в условиях военного времени и жизненные перспективы кажутся невероятно туманными. Но у них нет выбора, для них нет такого места, где жилось бы мирно, сытно и счастливо. Их бросили в бой сражаться за выживание человечества, манипулируя воспитанным в них чувством долга и личной ответственности: «Сделай это. Ты должен. Другого выхода нет. А в безвыходном положении солдат способен на самые настоящие чудеса. Ты сможешь, потому что ты должен».

В условиях непреходящей смертельной опасности они остаются не знавшими, но жаждущими любви мальчишками и девчонками («Выходи за меня замуж», - мысленно обращается один из них к той, что оторвала подол своего платья, чтобы завязать ему рану, но вслух, конечно, произносит сухое: «Ничего… Спасибо»). Брошенные на произвол судьбы, они вынуждены доходить до всего своим умом, постепенно открывая для себя «грязные» секреты взрослых («…Стены состоят из титанов, а их внешнее покрытие – это затвердевшая кожа») и приходя к выводу, что им явно многого не договаривают: «Всё это похоже на хорошо просчитанную операцию… С нами как будто ведут какую-то игру…»

Но «даже в самых отчаянных ситуациях», когда «дух сдаётся быстрее тела», их главное оружие - надежда, вера в то, что «Это неправильно. Я не могу здесь умереть», и мечта «во что бы то ни стало» вернуться домой, каким бы он ни был. Однако всё чаще всё это подвергается законному и прискорбному сомнению: «И ни на что не надейтесь. Спасать вас некому. {…} Пока живы – сражайтесь до последнего!»

И они живут, и они сражаются. Потому что отступать некуда, за их спинами спряталось всё человечество.

Первая публикация – 29 марта 2017 года

В избранное