Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №203. 2 мая 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ70 .
"Вернисаж" (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Всех буквально очаровала „Девушка с кувшином" Абрама Архипова. Архипов создал после Октября уникальную сюиту женских портретов. Это образы тверских, рязанских, тамбовских крестьянок. Все полотна серии будто излучают веселье, добро, жизнелюбие. Картины написаны раскованно, широко. Живописец откровенно любуется своими героинями. Он видит в них приветливость, молодой задор, духовное здоровье. Архипов не пытается (как ему приписывают) вдохнуть в своих крестьянок некий символический смысл. Он честно и талантливо пишет натуру.
Кистью мастера двигает пристрастие, любовь к. своему народу. Потому шедевры Архипова покоряют зрителя. Глубоко убежден, что женские портреты Архипова составили бы украшение лучших музеев мира. Так превосходна их живопись.
Вспомним подробней его судьбу.
Абрам Архипов родился в 1862 году в деревне Егорово Рязанской губернии. Семья его бедствовала. Мальчик жил „грязно и бедно... сени грязные, под сенями свинья ..."
С детских лет Абрам пристрастился к рисованию. Школьный учитель обратил внимание на его недюжинный дар. И вот впервые за пятнадцать лет отец берет с собою сына в Москву.
"(Как сейчас вижу этого белокурого мальца, постриженного в кружок, одетого в деревенскую поддевочку коричневого цвета'" - так рассказывает современник о пареньке Архипове.. - Случилось чудо. Рисунки Абрама Архипова - живые, непосредственные - заметили маститые Перов и Поленов.
Молодой художник был зачислен сразу во второй головной класс. Так удивительно, почти сказочно легко начал свой путь в искусстве будущий народный художник РСФСР.
Учеба шла успешно. Архипов регулярно получает медали и награды. Трудится неустанно. В конкурсной работе ,,Посещекие больной" он рассказывает о неутешном крестьянском горе в старой России. Абрам Ефимович получает за эту картину звание классного художника.
Первые полотна Архипова были несколько подражательны. Они напоминали работы некоторых передвижников. Но уже в картине ,,По реке Оке" (1889) Абрам Ефимович дал волю своему дару живописца. Холст написан густо, размашисто.
Не всем понравилась такая манера молодого художника. Ретрограды говорили: „Картина г. Архипова невелика и могла бы быть выписана не одними намеками, пора от этой одной манеры отказаться и не делать половиков вместо картин..."
В 1896 году живописец пишет ,,Обратный". Это картина-поэма. Молодой ямщик под утро гонит коней. Спешит домой. Степь, ранняя зорька, звенит колокольчик. Холст глубоко лиричен... Рассказывают, что Левитан долго-долго не отходил от этой работы Архипова. А потом громко трижды повторил: „Хорошо! Хорошо! Хорошо!" Такое случалось с ним нечасто.
На пороге XX века Абрам Ефимович создает своих, ставших знаменитыми „Прачек", страшную картину быта городской бедноты. Тесно, сыро. Тускло брезжит бледный мерцающий свет. Б волглом пару - согбенные фигуры прачек. Этот холст -художественный документ обличающей силы.
Прогрессивная критика высоко оценила ,,Прачек". Это было продолжение традиций критического реализма „Бурлаков" Репина, работ Ярошенко, Касаткина...
Вот что писала „Петербургская газета": ,,Картина А. Е. Архипова небольшая, но из-за нее одной стоит сходить на Передвижную выставку..."
... Революция помогла Архипову полностью раскрыть свой дар колориста. Он творит неподражаемую по сочности письма, мастерству, мажорной характеристике сюиту крестьянских женщин. Надо заметить, что на первый взгляд он где-то повторяет Малявина. Но вглядитесь. В „бабах" Малявина превалируют стихия, гордыня, одержимость, В них много символического.
Крестьянки Абрама Архипова, ничуть не потеряв в своей красочности, обрели большее добродушие и открытость...
„Девушка с кувшином", написанная в 1927 году, - жемчужина этой превосходной сюиты. Стихия полыхающих розовых, пунцовых, рдяных колеров на платье и фартуке девушки. Сама она, румяная, в алой пестрой косынке - воплощение радушия. Прищурены лукавые глаза. Блестит улыбка. За окном жаркий полдень.
Темпераментная манера нисколь не нарушает форму. Прекрасен общий мажорный тон полотна, где холодные и горячие колеры поют цельную и искреннюю песнь той поистине чудотворной обыкновенности, в которой иногда скрыты самые высокие достижения искусства.
Прекрасно сказал о художнике А. В. Луначарский: "Маститый Архипов блещет юностью, его краски сочны и победоносны ... Он показывает, куда надо идти. Так сделанных картин не могут не любить крепкие, полные уверенности и надежды люди".

...Наиболее полно и поистине симфонично звучала на выставке пейзажная живопись. Давно, еще в начале века, признанные корифеи экспонировали свои новые полотна, в которых была воплощена вся радуга природы. Аркадий Рылов, Константин Юон, Николай Крымов, Игорь Грабарь, Сергей Герасимов, Александр Куприн, Петр Петровичев, Леонард Туржанский, Георгий Нисский воспевали красоту пейзажа России.
„В голубом просторе". 1918 год. Пейзаж создан Аркадием Рыловым. Как и "Рождение планеты" Константина Юона, этот холст относится к первым картинам, отражающим движение художников к новому. Главное качество пейзажа Аркадия Рылова - в щемящем душу ощущении простора. Нераскрытость дали. Поразительная метафора свежести, нови. Неодолимого движения вперед. Небольшое по формату полотно производит впечатление необъятности. Художнику удалось передать тот взлет, который дал Октябрь России.
Тайна картины в сочетании безлюдности ландшафта и огромной человечности. Полотно как бы обжито людьми, хотя мы видим лишь скалистый берег.
Мы часто склонны недооценивать уровень мастерства своих соотечественников. „В голубом просторе" - шедевр мирового класса.
Небольшое полотно. Но в нем отражен огромный мир планеты Земля, пронизанный радостью.
Не верится, что этот гимн радости написан в грозное, тревожное время, которое тогда переживала наша Отчизна. Ведь шла гражданская война. В Петрограде жилось нелегко. Было холодно в мастерской. Трудно с продовольствием. Но Аркадий Александрович Рылов создает картину-мечту, которую лелеял не один год.
...В селе Истобенском близ Вятки в 1870 году родился Аркадий Рылов. Его детство, юность прошли в русской северной глубинке.
Жизнь у костра. Рыбалка. Дикая, нетронутая природа - так вспоминает свое отрочество Рылов. И эти незабываемые ощущения отрочества навсегда запали в сердце будущего живописца. Воспитали любовь к краскам, освещению, волшебным переменам состояния пейзажа.
Когда в 1894 году Аркадий выдерживает экзамен в Петербургскую Академию художеств, то его духовный мир вятича, влюбленного в родную природу, обретает школу. Его профессором становится Архип Иванович Куинджи, прекрасный пейзажист, прогрессивный человек. Он воспитывает в своих питомцах культуру, прививает навыки мастерства.
Когда Рылов уже после окончания Академии создал в 1904 году ,,Зеленый шум" - великолепный пейзаж-картину, он сразу обрел известность и славу. Что было вовсе не просто.
Недавно жил и творил Исаак Левитан. Его лирические, глубоко интимные полотна чаровали всех... Рядом с ним писали пейзажи Константин Коровин, Юон, Остроухов, Аполлинарий Васнецов, Жуковский...
Но Рылов в „Зеленом шуме" потряс воображение зрителя первичной сокровенностью своего дара, его музыкальностью. Картина звучала. В ней будто слышались пение ветра, шум листвы берез.
,,В голубом просторе" - не быстрый этюд с натуры на пленэре. Хотя иные этюды бывают художественнее салонных придуманных ландшафтов. Творение Аркадия Рылова - выношенное, выстраданное создание искусства. Такие холсты - дети своей эпохи. Верится, что когда-нибудь отдаленные потомки будут с восторгом и изумлением рассматривать подобные картины как бесценные свидетельства рождения новой эры в истории человечества.

Когда вспоминаешь тот вернисаж, поражает бессчетное множество личностей. Крупных художников. Почти каждый из них сказал свое слово, внес свой вклад в отечественное искусство. Невероятным кажется ныне количество выдающихся произведений - станковых картин. Многие из них - поистине вехи в истории нашей культуры. В экспозиции „Художники РСФСР за 15 лет" изумляло многоцветье талантов. Ищущих, экспериментирующих, творчески активных и одаренных. Картины выставки представлены работами всех поколений мастеров - от признанных корифеев русского художества до яркой и самобытной молодежи. Дух новаторства был присущ тем годам. В советском искусстве напрочь отсутствовал дух менторства, риторики, стремления усреднить творческие характеры. Главное, пожалуй, заключалось в том, что в экспозиции почти не было работ серых, конъюнктурных, деляческих.
Да, это был незабываемый вернисаж. Потом много лет он оставался для многих точкой отсчета. Стартом в том большом пути, который прошло советское искусство за все эти годы.
...Если осмыслить ныне роль этого дня в моей жизни, то он неоценим. За какие-то несколько часов удалось увидеть не только удивительную панораму развития нашего искусства, но и зримо ощутить людей, художников, со многими из которых позже судьба свела, ближе познакомила. В этот счастливый день окончательно определился круг моих увлечений, преданности искусству.
Уже на улице Моора окружили актеры МХАТа, высокие красавцы Качалов, Ершов, Массальский...
„Удался вернисаж", - пробасил Иван Михайлович Москвин, единственный малыш в этом собрании великанов.
„Я помню чудное мгновенье", - почти пропел Василий Иванович Качалов.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное