Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Новый синкретизм


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Михаил Визель
Прерванная церемония

Этот выпуск "Нового синкретизма" получился внеплановым, коротким и грустным. Под утро субботы неожиданно для всех в возрасте 49 лет умер Николай Дмитриев - создатель Центра современного искусства "Дом", неутомимый заводила и пропагандист искусства, которое давно уже вышло за рамки "авангарда". Так же, как и значение самого Дмитриева давно вышло за рамки созданного им "Дома".

Свою первую газетную статью о музыке он опубликовал в 1984 году. И до сентября 1998 года был "одним из" - одним из энтузиастов и пропагандистов "новой музыки", может быть, самым целеустремленным: ездил с лекциями по стране и за рубежом, выступал по радио, работал на телевидении, организовывал концерты. В 1996 году, перед самой смертью Курехина, создал совместно с ним звукозаписывающую компанию "Длинные руки".

Первую свою - программную - акцию центр "Дом" провел в сентябре 1998 года. Уже по ней можно было ясно понять, чем и как "Дом" намерен заниматься: концерт назывался "празднованием 200-летия зачатия Пушкина", и был явно направлен в пику как официальному Дню города, так и официальному пушкинскому юбиляжу. Зрителям-участникам наливали водку в стопочки, вырезанные из огурцов, и провожали пожеланием не пропустить момент, постараться и через девять месяцев подарить русской культуре нового гения.

Сам Дмитриев старался в этом же направлении другими методами, но не только по случаю юбилея, а постоянно. Он был вдохновителем, организатором и неизменным ведущим всех "кросс-музыкальных" акций современного искусства последних пяти лет на разных площадках Москвы - от "супрематической масленицы" с черными квадратными блинами у себя в "Доме" до циклопических "Страстей по Матфею" в англиканской церкви, бенефиса Дживана Гаспаряна в Большом театре и совместного концерта "Аукцыона" и "Академии стариной музыки" в зале Чайковского. Он притаскивал к себе в "Дом" Терри Райли и Филиппа Гласса, заставлял "клубную" публику слушать академический минимализм и академическую публику - клубных музыкантов. Причем у него получалось как-то так, что и те и другие находили это совершенно естественным и само собой разумеющимся.

Большинство мероприятий "Дома" были не столько концертами, сколько перформансами. Сам Дмитриев не любил слова "перформанс" и чаще называл себя "мастером церемоний". Не все его "церемонии" были равнозначны по уровню и безукоризненны, но при всей непохожести проводимых им мероприятий, фестивалей и концертов, все организуемые Дмитриевым программы объединял незашоренный, сдобренный юмором взгляд на процесс порождения смыслов (именуемый в просторечии "творчеством"), а главное - постоянное стремление "сдвинуть рамку", уничтожить границы между видами и жанрами. Точнее говоря - показать, насколько смехотворны и искусственны эти границы.

В последние годы в отношении к новой музыке произошел настоящий прорыв: концерты рокеров, авантджазменов и неофолклористов в "академических" залах, смешивание на сцене разных видов искусства вызывают не изумление своей дерзостью, а скорее недоумение - почему этого не было раньше? Закономерно, что наглядным воплощением этого прорыва стал именно Дмитриев: когда два года назад, во время концерта "Дживан Гаспарян и его друзья" на сцене Большого театра, помнящей, как говорится, Уланову и Шаляпина, вдруг появился Дмитриев и под золочеными ложами зазвучала его привычная дурашливо-непринужденная речь, это был настоящий тектонический сдвиг.

Николай Дмитриев каждый год проводил фестиваль "СКИФ" памяти Сергея Курехина. Хочется надеяться, что теперь будет организован фестиваль памяти Дмитриева. Хотя, если собрать всех артистов, с которыми работал церемониймейстер "Дома", фестиваль окажется просто непрерывным.

Причиной смерти стал инсульт. Панихида в "Доме" намечена на среду (14 апреля) на 11 часов утра.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное