Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Креативные технологии

  Все выпуски  

Отверженные (Идеи) / Les Miserables (Ideas)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Поступить на журфак,

или Заработай деньги как журналист

сегодня

Выпуск 6 от 14 ноября 2005

Здравствуйте, мой уважаемый подписчик!

1. На прошлой неделе я ответил каждому, кто мне написал. Но писем с вопросами становится больше. Поэтому с этого дня я на некоторые вопросы отвечаю публично. При этом по совету нашего подписчика Михаила Кузнецова ставлю в конце выпуска приписку-предупреждение: «Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем» и - открываю форум!

2. На прошлой неделе ваш покорный слуга открыл на Subscribe.Ru новую рассылку – «Отверженные (Идеи) / Les Miserables (Ideas)”. Прямо скажу, рассылка бесполезная для большинства. Быть может, она заинтересует тех, кто связан с рекламой. В рассылке я ежедневно публикую свои рекламные сценарии и слоганы, которые в разное время в силу тех или иных причин не были приняты клиентом. Я решил не чахнуть над этим, а отдать людям. Правда, в идеале, не бесплатно. Если любопытствуете, идите туда.

Репортаж: событие как переживание

Начинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев.

Если хроника в основном отвечает на вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА?, то репортаж – вдобавок еще и на вопрос КАК?

«Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.

Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:

  • побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!)
  • увидеть как можно больше, включая детали и нюансы
  • услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)
  • собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия
  • записать все и сфотографировать

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать.

Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их.

Хотя соблазн «подправить» действительность бывает велик. Вспомните бутылку коньяка возле убитого в театральном центре на Дубровке боевика: как выяснилось, ее поставили в кадр намеренно, когда уже все закончилось.

Объем газетного репортажа колеблется от 100 до 400-450 строк.

Отличительные черты репортажа:

1. Последовательное воспроизведение события. Хронология составляет основу повествования.

2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его (читателя) на место события.

Как выразилась одна студентка, «Репортер – не только глаза читателя, но также его уши, нос, органы осязания и вкуса».

Л. Дзаридзе, корреспондент ВГТРК: “Очень важно, чтобы радиорепортер умел видеть события глазами отсутствующего слушателя, а не присутствующего зрителя.” (Это относится и к пишущим.)

3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает».

4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц.

5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. Событие подается как переживание.

Виды репортажа:

«Классический» событийный:

  • спортивный
  • военный
  • криминальный
  • производственный
  • светский

Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):

  • специальный
  • познавательный
  • репортаж-комментарий
  • аналитический репортаж

Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах)

«Журналист меняет профессию» (чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия)

В начале 70-х годов, когда Германия только начинала принимать турецких рабочих, немецкий журналист сменил внешность и нанялся на работу к немецким хозяевам как нелегальный гастарбайтер. Написал серию разоблачительных репортажей и книгу. Под влиянием его публикаций были усовершенствованы миграционные законы. Правда, автор все же заплатил за свой журналистский подвиг – его вынудили эмигрировать в Голландию. (К сожалению, забыл его имя. – И. Б.)

Почему репортаж «король жанров»? Потому что он объединяет в себе элементы других жанров прессы: аналитических, зарисовки, комментария (авторских отступлений или комментариев со стороны компетентных специалистов в виде мини-интервью, короткой фразы).

Высокая творческая свобода автора в репортаже помогла многим репортерам состояться как писателям. Вот лишь самые известные имена: Владимир Гиляровский, Эрнест Хемингуэй, Джон Рид, Юлиус Фучик, Юрий Трифонов, из ныне живущих – Василий Песков.

Не умирает ли газетный репортаж в век телевидения, которое прямо показывает событие?

Не умирает, как минимум, по трем причинам:

  1. Большая аналитичность. ТВ и радио передают сюжетную канву, на анализ у них нет времени. Газеты и журналы отстают в оперативности, зато могут качественно проанализировать события.
  2. ТВ в России сегодня под жестким контролем. Газеты чувствуют себя свободнее. В газетах можно прочитать о том, что по телевизору не покажут.
  3. Газеты остаются удобным каналом информации для миллионов, кто едет в электричках, метро. Свежую газету просто приятно взять в руки и развернуть – чистая эстетика.

Распространенные ошибки начинающих репортеров:

  1. Выдают за репортаж что-то другое, например, зарисовку или интервью с людьми на месте события – для репортажа этого мало.
  2. Злоупотребление авторским «я». Желая добиться «эффекта присутствия» неопытные журналисты иногда теряют чувство меры и считают необходимым познакомить читателя со всеми подробностями своего поведения. Однако читатель желает знать, что репортер увидел и что обнаружил, а не то, что он ел и пил, пока разбирался с историей.
  3. Повышенный интерес к «чернухе». Дадим слово Михаилу Дегтярю, лауреату премии «Тэфи» в номинации «Репортер»: «Рейтинг журналиста легче поднять на негативных материалах. Очень просто сделать материал, используя какую-то негативную информацию, намного сложнее сделать материал красивый о какой-нибудь человеческой истории, показать позитивно ту или иную проблему. Поэтому все студенты начинают, как правило, с чернухи, с каких-то невероятных гадостей. Но чем старше становишься, тем больше понимаешь, что все – просто».

Совет:
Молодым журналистам проще всего напечатать репортаж в молодежной рубрике, которую имеют многие местные газеты. Взрослый корреспондент не пойдет на дискотеку, рок-фестиваль, к сноубордистам и роллерам. А если и пойдет, то ничего не поймет или поймет неправильно.
Взрослому не придет в голову написать репортаж о «засилье» красных штанов на девичьих попах в отдельно взятом сезоне. Или о персональных способах изгнания «зеленого змия», разработанных для себя некими молодыми людьми. (Я перечислил по памяти темы репортажей, опубликованных в разное время в молодежном разделе «Кипяток» сергиевопосадской муниципальной газеты «Вперед».)
Но даже если молодежной рубрики нет, редактор все равно наверняка благосклонно примет репортаж из среды юношества, поскольку таких материалов у него нет. И без вас не будет.

Советы поступающим

Осенью студенты спрашивали иногда моего совета, какую газету им выписать домой с Нового года. Дело в том, что почти каждому абитуриенту журфака задают вопросы:

  • Какие газеты и журналы читаете?
  • Какие слушаете и смотрите радио и телеканалы?
  • Каких ценит журналистов и за что?
  • Какие публикации или передачи вам запомнились и почему?
Таким образом проверяется знание масс-медиа и увлеченность будущей профессией.

В самом деле, какую газету выписать?

Для нашей прагматичной цели подходят три категории газет:

  • Качественные общественно-политические
  • Тематические
  • Местные (районные, областные)

Привожу свой субъективный рейтинг по убыванию качественных общественно-политических газет, «пригодных для поступления»:

  1. «Известия».
    Широкая тематика. Легко читается. Блестящие репортажи спецкора Дмитрия Соколова-Митрича (почитайте и козырните этим именем на собеседовании!). По пятницам – дополнительная информационно-развлекательная тетрадка высокого вкуса. Лучший в России газетный дизайн. Правда, на прошлой неделе в «Известиях» сменился главный редактор. Собственники газеты из «Газпром-Медиа» заменили известинца Владимира Бородина на Владимира Мамонова, работавшего до этого шеф-редактором «Комсомольской правды». Интрига в том, что «КП» – таблоид, то есть издание, рассчитанное на массовые вкус и уровень восприятия, а «Известия» – респектабельная газета. Ну что ж, тем более любопытно – проследите за эволюцией газеты, будет о чем поговорить с экзаменатором!
  2. «Газета».
    Живая газета с интересными текстами. Недавно сменила дизайн, по-моему, не в лучшую сторону.
  3. «Новые известия».
    Интересная газета с неизбитыми темами и лицами.
  4. «Независимая газета».
    Качественное либеральное издание. Не стыдно «засветить» при поступлении на факультет журналистики.
  5. «Труд».
    Доброкачественная газета с акцентом на защиту социальных прав. Традиционно заботиться, чтобы было интересно. Вместе с тем, мне сложно представить молодого человека, который бы выписал «Труд» для себя. Имеет смысл подписаться, если будет читать вся семья.
  6. «Коммерсантъ».
    Невозможно не включить в рейтинг, поскольку газета очень высокого уровня. Но для молодежи, на мой взгляд, слишком сложна, да и экономики много.
  7. «Ведомости».
    См. «Коммерсантъ».
  8. «Время новостей».
    Эту газету я открыл для себя, готовя рассылку. Оказалось – очень приличное издание по тематике и манере близкое к «Известиям». Только дешевле. К сожалению, архаичная верстка.
  9. «Московские новости».
    Радикально-либеральное издание, созданное в свое время почти из ничего легендарным Егором Яковлевым. Последнее пристанище недавно ушедшего Отто Лациса.
  10. «Новая газета».
    См. «Московские новости», только еще радикальнее.
  11. «Российская газета».
    Орган правительства РФ. Имеет смысл читать одновременно с каким-нибудь бескомпромиссно либеральным изданием. Тогда тема собеседования практически предопределена: сравнение подачи одних и тех же фактов разными газетами.

На мой субъективный взгляд, не стоит «светить» на журфаке «Комсомольскую правду», «Аргументы и факты», «Мир новостей», «Жизнь» и подобные им таблоиды.
«Московский комсомолец» лишь отчасти таблоид, но он уже 15 лет не меняется и, как мне кажется, немного поднадоел, в том числе экзаменаторам.

Замечу здесь, что «качественная» газета – не значит хорошая, а «таблоид» – не значит автоматически плохая. Есть скучные «качественные» и сколько угодно мастерски сделанных таблоидов, особенно среди журналов. Но поступать на факультет журналистики лучше под знаменем качественной прессы.

Если вы владеете иностранным языком, рекомендую читать и «презентовать» при поступлении качественную иноязычную газету, например, The Moscow Times или, еще лучше, The New York Times (дайджест статей The New York Times за неделю отдельной тетрадкой вкладывается в «Известия» по понедельникам). Преподаватель наверняка выдели вас из потока, и знанием языка вы заработаете себе много очков.

Тематические газеты – это компьютерные (PC Week, Computer World, Computer Reseller News), спортивные («Советский спорт», «Спорт-экспресс»), автомобильные («Авторевю», «Клаксон», За рулем-Регион», «МК-Мобиль») и прочая и прочая. Следите, чтобы были приличными.

В круг моего чтения, например, входит «Книжное обозрение». Почитайте о книгах, может, и вам понравится. И для журфака то, что надо!

В категории деловой прессы весьма рекомендую боевую газету малого и среднего бизнеса, которая так и называется – «Бизнес». Бежевая бумага, зауженный формат, современная верстка, вполне читабельные тексты даже для профана в бизнесе. Главная ценность – «истории успеха» в каждом номере.

Преимущество при поступлении тематические газеты дают то, что, раз вы их читаете, то разбираетесь в какой-то области жизни и можете аргументировано отрецензировать газету. А экзаменатор, скорее всего, с изданием не знаком. «Лапши на уши» вы ему, конечно, не навешаете, но все же.

Местные газеты (районные, областные).
Вырезки из этих газет с вашими публикациями лежат перед экзаменатором. Какие они в целом, он не знает. (Будем смотреть правде в глаза – в 90% случаев местные газеты плохие. Сужу по Московской области.) Захочет ли преподаватель говорить о вашей местной газете, о которой ничего не знает, – большой вопрос. Но вы должны быть готовы. Иногда в посредственных изданиях бывают сильные рубрики, например, посвященные краеведению.

Есть один железный аргумент выписать местную газету – если вы планируете именно в ней печатать ваши заметки.

Консультация

Вопрос:
Я студент первого курса факультета журналистики Уральского государственного университета. Недавно подписался на вашу рассылку и понял – в ней те знания, которые нужны любому начинающему журналисту, да и подано все в простой форме, приятно читать.
Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу образования журналиста, каким оно должно быть? (Нам в университете дали задание взять интервью на эту тему.)
С уважением, Дашкин Никита

Ответ:
Образование успешного журналиста состоит из трех уровней:

  1. Фундаментального
  2. Профессионального
  3. Ситуативного

Проще всего с последним, которое я называю «ситуативным». Это подготовка к выполнению конкретного задания, например, подготовка к интервью, о чем мы подробно говорили в прошлом выпуске.

Профессиональное или специальное образование журналиста – это то, чем на элементарном уровне занимается наша рассылка, и чему пять лет учат на журфаке.

Но вопрос остается. Что важнее для журналиста: умение писать или резвые ноги? Начитанность или коммуникабельность? Усидчивость в раскапывании архивов или умение «просочиться» к эпицентру события?

На мой субъективный взгляд, факультеты журналистики дают хорошее фундаментальное образование, но мало заботятся о подготовке практических журналистов, умеющих завязывать знакомства и их поддерживать, знающих как добыть «закрытую» информацию, которая по закону должны быть открыта, подготовленных физически, наконец.

В идеале хороший журналист должен окончить два учебных заведения: университет и разведшколу (шутка).

Как сказано в одном американском руководстве, «Репортерам следует быть ловкими людьми, знающими, как делать дела».

Что касается фундаментального образования, то выбрать главное поможет ранняя специализация. Если вы планируете писать о бизнесе, вам нужна математика, если об автомобилях – физика, если о работе судов – право. Всем без исключения пишущим нужна литература, филология, история.

Однако вернемся к письму. Вам, Никита, нужно взять интервью на тему образования журналиста – каким оно должно быть? Думаю, не стоит спрашивать педагогов: что хотели, они сказали на лекциях. Не стоит спрашивать известных в городе людей. Вы не получите ответа на вопрос, но получите кучу претензий к журналистам, справедливых и несправедливых.

На мой взгляд, следует обратиться к действующим журналистам города и задать им два вопроса:

  1. Каких знаний им не хватает в работе? (Или: О каких пропущенных лекциях они сейчас жалеют?)
  2. Каких им не хватает в работе практических навыков?

Опросить следует человек 10-12, рядовых корреспондентов и редакторов или завотделами, газетчиков, радийцев и телевизионщиков, 20-ти и 40-летних. Может получиться полезный, притом эксклюзивный материал. Если это случится, я с удовольствием опубликовал бы его в рассылке.

Удачи, Никита!

Вопрос:
Не часто встретишь хорошую рассылку на Subscribe, а Ваша, судя по первым выпускам, к таким относиться. Не останавливайтесь и не бросайте: полезное дело делаете. Для всех.
Сайт Ваш на "Народе", иногда тяжело попасть на него, перегрузы у них часты. И форум бы Вам к сайту прикрутить, чтобы мы, благодарные подписчики, имели официальное место сказать Вам спасибо, а также задать возникающие вопросы, да и между собой Вас обсудить, а то и покритиковать?
В ожидании следующего выпуска Вашей рассылки, Михаил Кузнецов

Ответ:
Форум «прикрутил». Линк на главной странице. Добро пожаловать! Сайт с доменом второго уровня на платном хосте – тоже в планах. Чтобы отрезать себе путь к отступлению, назову крайний срок: середина января.

Спасибо всем за хорошие слова в адрес рассылки.


Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru

Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/

Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: ad.creative
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное