Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Причина кризиса (Почти по Виктору Пелевину)


МАРКЕТИНГ и РЕКЛАМА.
Основы и развитие.

Рассылка новостей

Он все шумел, косил под Чернышевского:
"Что делать, блин?" - и: "Кто, блин, виноват?"

Причина кризиса.

На самом деле, конечно же, я причины кризиса не знаю. Пересказывать то, что говорят другие – не хочется. Однако есть свои мысли на этот счет (может быть не совсем свои, но тут уж не упомнишь кто первый сказал…). Итак:

Кого и что обвиняют в кризисе? Америку, Буша, Алана Гринспена, ипотеку, производные финансовые инструменты,  высокорисковые ипотечные кредиты (subprime)… да и нашим. политикам и олигархам досталось – не получился «островок стабильности»!

Возникновение кризиса, связывают со следующими факторами:

Профессор международной политической экономики Университета Джона Хопкинса философ  Фрэнсис Фукуяма сказал: « это не конец капитализма. Я думаю, это конец „ рейганизма“. У Рейгана  было несколько идей, одна из которых состояла в том, чтобы сократить налоги, но траты оставить на прежнем уровне: считалось, что это приведёт к экономическому росту. И привело, но это же породило и множество проблем. Другая идея состояла в дерегуляции, в том числе и в дерегуляции финансовых рынков. И именно здесь таились самые крупные ошибки, эти идеи необходимо в корне пересмотреть. Именно сейчас у американской политической системы появилась возможность рассматривать новые пути и новые идеи…»

Если теперь вернуться к «нашим баранам», т.е. к рекламе -  рекламисты и маркетологи тоже ведь приложили свою руку к продвижению и ипотеки, и subprime … И, надо сказать – очень удачно они этим занимались! Возникает вопрос – они разбирались в том товаре, который предлагали? Или им было все равно что продавать? Если Фукуяма прав, и в ближайшие 10-20 лет возобладает, например, тенденция к сокращению трат? Это значит «конец эры потребления»? И тем, кто сейчас занят в сфере продвижения товаров и услуг придется искать новую работу (хотя только вошли во вкус, только стали в чем-то разбираться…)? Переучиваться?

Искать виноватого – гиблое дело. Поэтому можно сказать, что виноваты все – одни в том, что бездумно покупали, другие – в том, что «впаривали». Поэтому вопрос о степени  вины плавно переходит в этическую плоскость. Важно заниматься тем, в чем разбираешься, продавать качественный товар тем, кто в нем в данный момент нуждается, налаживать долгосрочное сотрудничество с клиентами и сотрудниками… И только в этом случае можно рассчитывать на то, что кризис удастся пережить, может быть – выйти из него окрепшим и поумневшим.

В дополнение к сказанному хочется привести несколько соображений.

 

Первое – веселое. Про «заниматься своим делом». Я сейчас изучаю рассылки – как инструмент маркетинга, PR, цели рассылки, жизненный цикл… Иногда попадаются очень забавные вещи. Н-р рассылка астролога (Астробайки…). Автор рассылку «закрыл» (вернее она была продана). Причина, по которой он отказался продолжать ее :

«НЕНУЖНОСТЬ людям профессионального астроконсультирования.».  Но дело не в этом. Самое смешное – его планы на будущее :

“А вообще, у меня идеи другие. Имею в виду теперь основной род своей трудовой деятельности - управляющий портфельный менеджер на рынке ценных бумаг; доверительное управление (ДУ). Начали появляться новые и старые друзья, которые просят меня принять хорошие деньги, чтобы я ими поуправлял. Говорят, ПИФы их не устраивают, берут много, а прибыли слишком мало. А тут... и астролог и трейдер - заманчивая перспектива. Близким друзьям не отказываю. Но особых гарантий, как здравомыслящий человек, не даю. Впрочем, что мои астро_финасовые результаты значительно выше среднего ДУ - для меня это факт. Пока идет от 50 % годовых (опережаем любой банковский депозит), дальше посмотрим. А какой смысл смеяться над "РБК-ТВ" и прочими экономическими СМИ, которые до хрипоты спорят между собой - почему нефть сошла с ума и кто это может предсказать? Когда я чудом пробился в ленту комментариев на www.finam.ru/analysis/nslent/rqdate14067D8/default.asp и сообщил миру свои прогнозы по бирже, то такого бреда об астрогадании начитался на их форумах, что стало за них стыдно. И зачем "париться" за местечковую славу? Вспоминаю по этому поводу, как меня консультировал очень умный финансовый аналитик Украины в 19** году. Так и сказал: "Сергей, вы сами определитесь, что для вас важнее - слава или мат. достаток? Если слава, то денег у вас настоящих не будет."

Все это было написано 17-20 июня 2008г. Рынок делал свой последний локальный рывок вверх. Потом он только падал. Пошутить астрологу удалось! Только мне показалось, что писал он серьезно.

Комментарии излишни… Я не ставлю своей целью критиковать астрологию, т.к. считаю лучший способ бороться с тем, с чем не согласен –  меньше ругать это, и больше обсуждать другие мысли. Но сейчас хочется сделать заявление в духе Виктора Пелевина – “Граждане! Во всемирном экономическом кризисе виноваты астрологи, которые, мало того, что не смогли предсказать его, так еще и взялись управлять ценными бумагами…”. Это и грустно и смешно. Бегло просматривая другие астрологические рассылки, нашел еще «Астрология в помощь бизнесу».

Итак, про необходимость заниматься своим делом мы поговорили. Теперь я хотел бы остановиться на моральной и нравственной стороне.

Из новостей мы знаем какие неприятности приключились у Евгения Чичваркина, бывшего председатель совета директоров компании «Евросеть». Похоже, скоро о нем все забудут. Поэтому предлагаю почитать письма Евгения Чичваркина своим сотрудникам  http://www.pisali.ru/milky/14144/

и желающие могут посмотреть суперкреативный годовой отчет   http://mestovs.narod.ru/temp/rmark/euroset01.html

У меня это творчество вызывает двоякое чувство. С точки зрения креатива, смелости и неожиданности – отлично. Но “в целом” – не нравится (если я представлю себя на месте его сотрудников). Не хотел бы я быть членом его команды. Хоть и говорит он правильные вещи, но тон, и некоторые «заскоки»… Не буду углубляться в свои впечатления. Если вам будет интересно – можно обсудить вопрос “как создать команду единомышленников” – или каким может быть «идеальный руководитель». Пишите на  rmarket@mail.ru.  Но сотрудникам рекламного отдела кое-что позаимствовать из писем Чичваркина можно (а если еще заменить ненормативную лексику чем-то своим….)

Мысли о подходе Чичваркина к маркетингу можно объединить с темой прошлого выпуска нашей рассылки (об экономии, в т.ч. и на рекламе). В результате я вспомнил о паблисити. Можно сказать, что

Паблисити – бесплатная реклама. Реклама компании, опубликованная без каких-либо капиталовложений с вашей стороны. Или – это смесь пропаганды и бесплатной рекламы. Цель паблисити в том, чтобы поддержать интерес к вашей компании. Люди должны вам доверять.

У Чичваркина (конечно, не он один занимался рекламой и маркетингом, он просто был самым заметным человеком в Евросети) хорошо получалось использовать паблисити для привлечения внимания. Но вопрос с вызовом доверия остается открытым. Вопросы морального и нравственного плана сложно оценивать – даже с точки зрения “чистого маркетинга” – какой доход мы получим, сколько клиентов придет… Можно только сказать – нравится (не нравится) МНЕ. А оценивать “в результате акции количество клиентов увеличилось на 10%”… Но, если бы ничего не предпринимали, возможно увеличение было бы на 15% - цифрами многие умеют “играть”.

 

В следующем выпуске мы продолжим про кризис. Я постараюсь в нем меньше отвлекаться от основной темы. Пишите на rmarket@mail.ru. Задавайте вопросы и делайте замечания. От совместного обсуждения важных вопросов будет больше пользы.

До встречи! Ваш А.Грин.


В избранное